Игра «Интеллектуальный биатлон» разработана для урока обобщения за курс информатики 7 класса по учебнику Л.Л.Босовой.
В основе игры лежит идея проведения «Математического биатлона». Правила адаптированы под 40-минутную игру 4-6 команд.
Цель: систематизация и обобщение знаний, полученных в течение учебного года по информатике.
Задачи:
- стимулирование применения полученных знаний при выполнении заданий;
- совершенствование навыков творческого применения информации;
- развитие умения работать в группе, принимать ответственность за решение задач;
- создание условий для реализации самооценки обучающихся.
Игра позволяет обеспечить более высокую обучающую, развивающую и воспитательную результативность, если соблюдаются заранее оговорённые правила и в работу вовлечены все обучающиеся.
1 шаг - деление ребят на команды. Это один из главных шагов, т.к. от него зависит и эмоциональный настрой во время игры, и игровой результат. Существует множество вариантов деления на группы. Можно разделить обучающихся по их желанию, в этом случае с одной стороны будет достаточно комфортная обстановка в группах, но могут появиться аутсайдеры, и «интеллектуальный вес» команд также может быть неравнозначным. Можно разделить ребят с помощью «случайного выбора», в этом случае также есть вероятность низкой интеллектуальной активности команд, если ребята не смогут договориться внутри команды о взаимодействии или уровень знаний не позволит выполнить отдельные задания. Ещё одним из вариантов деления на группы является выбор участников команды лидерами, которых, как правил, назначает педагог, при этом объясняя правила выбора капитанов команд. В любом случае делению на команды нужно уделить должное внимание при подготовке к игре, а выбор варианта будет зависеть как от творческого подхода самого педагога, так и от его представлений о классе (группе) ребят, для которых планируется игра. Предпочтительное количество участников в одной команде - 3-4 ученика. Каждая команда придумывает себе название, связанное с информатикой.
2 шаг - знакомство с правилами игры (Приложение 1). «Интеллектуальный биатлон» - игра по принципу спортивной игры «Биатлон» - Лыжная гонка + стрельба. Правила игры можно не только объяснить устно, но и раздать печатный вариант.
Учёт результатов лучше вести в открытом формате на доске. Судьёй может быть как педагог, так и ученик/ ученики класса.
3 шаг - собственно сама игра «Интеллектуальный биатлон». Игра состоит из трёх рубежей:
- «Лёжка»: в спортивном биатлоне - стрельба «лёжа», в интеллектуальной игре - лёгкие вопросы;
- «С колена»: в спортивном биатлоне в настоящее время такого вида стрельбы нет, в интеллектуальной игре - вопросы среднего уровня сложности;
- «Стойка»: в спортивном биатлоне стрельба «стоя» - наиболее трудная задача для спортсмена, в интеллектуальном биатлоне - это задачи повышенного уровня сложности.
На каждом рубеже 5 задач-патронов, к каждому рубежу подготовлены дополнительные задачи-патроны. Задания и ответы представлены в Приложении 2.
4 шаг - подведение итогов игры. По окончанию игры определяются победители, завоевавшие золото интеллектуальных соревнований, и призёры, завоевавшие серебро и бронзу. Поощряя участников отметками, нужно учесть, что отличной отметке будут рады все участники «Интеллектуального биатлона», показавшие высокие результаты, отметки «хорошо» желательно выставить в журнал по желанию участников, а отметки «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» не только не выставлять, но и не объявлять среди итоговых результатов. Несмотря на то, что игра - дело серьёзное, она в первую очередь остаётся формой, позволяющей активизировать познавательную деятельность обучающихся, мотивировать их на поиск дополнительной информации по предмету, а значит и отметка должна остаться инструментом позитивного настроя на игру.
Список литературы
- Босова Л.Л. Информатика: учебник для 7 класса / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021. - 224 с.: ил.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. - 160 с.: ил.