Программа по профилактике и коррекции семейного неблагополучия в условиях сельской школы

Разделы: Школьная психологическая служба, Коррекционная педагогика


Цель: поиск новых подходов в работе с неблагополучной семьей, оптимальных форм и методов психолого-педагогического воздействия для коррекции и оздоровления детско-родительских отношений.

Задачи:

  • оказывать своевременную психолого-педагогическую и медико-социальную помощь, особо нуждающимся воспитанникам и их семьям;
  • корректировать сложившиеся внутрисемейные стереотипы взаимоотношений и поведения у членов семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации;
  • осуществление информационной и посреднической помощи семье «группы риска»;
  • содействовать формированию у членов семьи социально-коммуникативных навыков;
  • углубить педагогические знания родителей;
  • преодолевать неблагополучия в детско-родительских отношениях, физического и психологического насилия в семьях, конфликтов, уклонения родителей от обязанностей по воспитанию детей;
  • привлечь родителей (Совет отцов) и детей к работе с неблагополучными семьями;
  • создать условия для облегчения материального положения семьи;
  • совершенствовать организацию межведомственного взаимодействия по существующей проблеме;
  • раннее выявление неблагополучных семей;
  • оказание эффективной социально-педагогической помощи семье, направленной на успешную социализацию ребенка из неблагополучной семьи;
  • установить отношения партнерства и сотрудничества с семьей;
  • содействие личностному и социальному развитию родителей;
  • содействовать в формировании правовой культуры родителей;
  • снижение количества неблагополучных семей;
  • разработка и внедрение рекомендаций специалистам, родителям-волонтерам в работе с неблагополучными семьями и с детьми из неблагополучных семей.

«Это невозможно!» - сказала Причина.
«Это безрассудство!» - заметил Опыт.
«Это бесполезно!» - отрезала Гордость.
«Попробуй…» - шепнула Мечта

Пояснительная записка

Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не так. Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы.

Долгое время считалось: все это дела деликатные, внутри – семейные… Но слишком тягостны и обширны последствия такого насилия. Слишком широко и глубоко они отзываются на судьбах взрослых и детей, чтобы это могло оставаться «частным делом»… Число детей, живущих в неблагополучных семьях неизвестно, однако есть основания полагать, что оно велико. Вследствие увеличения числа разводов более полумиллиона ребятишек ежегодно остаются без одного из родителей. Постоянно растет число исков о лишении родительских прав. На учете в полиции сегодня состоит 15000 родителей, оказывающих отрицательное влияние на своих детей. Результаты выборочных исследований показывают, что в последнее время большое распространение получило внутрисемейное насилие, в том числе и сексуальное.

Особенно часто страдают дети в возрасте 6–7 лет. Из них 70% отстают в умственном и физическом развитии, страдают разными психоэмоциональными расстройствами.

Ежегодно в стране от травм, отравлений погибают десять тысяч детей в возрасте до 14 лет. Многие дети уходят из дома и становятся беспризорниками. Одно дело, когда беспризорнику 16–18 лет, т.е. он в состоянии сам принимать решения и оценивать свои поступки. И совсем иное, когда родители пьют беспробудно, сами бродяжничают и ребенок предоставлен сам себе. Хочет ли он жить на улице, ночевать, где придется, воровать, или попрошайничать, чтобы не умереть с голоду? По-моему, ответ ясен. Очевидно, часть проблем может объясняться системой воспитания в семье. И мне кажется, что сегодня нужна государственная программа, которая позволила бы спасать ребятишек.

Неблагополучная семья – это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и та семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжает направленно идти к полному краху. Безверие в собственные силы и отсутствие помощи со стороны увеличивают уверенность в невозможности жить по-другому, формируют соответствующий образ жизни, который усваивают и дети. Мы говорим о детях из неблагополучных семей, т.е. о детях, семьях, о том, что случается с ребенком, если он окажется в неблагополучной семье.

А что такое неблагополучная семья? Односложно ответить невозможно. Ведь все в мире относительно - и благополучие и неблагополучие по отношению к ребенку. Но ведь дети все разные: одни более выносливые, другие нет, одни ранимые, но все реагирующие, а другим все трын- трава, ничем их не проймёшь.

К сожалению, в настоящее время все большее число детей оказывается в положении острого социального неблагополучия. Плохая экология, рост социальной агрессии, экономические проблемы, распространение наркотиков, нестабильность семьи, родительская и педагогическая некомпетентность – эти и многие другие факторы становятся внешними ограничителями процесса развития ребенка.

Невыполнение семьей части своих функций не всегда является признаком неблагополучия. В психологической, социологической, педагогической литературе существует достаточно много определений, понятий, названий неблагополучной семьи: проблемная, асоциальная, семья «группы риска», семья социального риска, социально-незащищенная семья и т.д. В законодательных актах и постановлениях существует только одно определение неблагополучной семьи. Это семья, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации и нуждающаяся в государственной помощи и поддержке. Таким образом, сегодня в науке и практике довольно остро стоит вопрос разработки критериев и определения неблагополучной семьи.

Под неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой ребенок испытывает неблагополучие (от слова «благо»), где отсутствует благо для ребенка. При этом вид семьи (проблемная, неблагополучная и др.) не имеет значения. Это может быть семья, в которой или оба родителя, или один родитель, и экономически состоятельная семья, и экономически несостоятельная, и т.д. Главной характеристикой неблагополучной семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.

Проблемные семьи – это семьи, функционирование которых нарушено из-за педагогической несостоятельности родителей. Как правило, это конфликтные семьи с дисгармоничным стилем семейного воспитания (авторитарные, гипо- или гиперопекающие).

Кризисные семьи — это семьи, переживающие внешний или внутренний кризис (изменение состава семьи, взросление детей, развод, болезнь, смерть кого-либо из членов семьи, утрата работы, жилья, документов, средств к существованию и т.д.).

Асоциальные семьи - признаком этих семей является наличие таких проблем как алкоголизм, пренебрежение нуждами детей. При этом, однако, детско-родительские отношения полностью не разорваны (например, дети пытаются скрывать пьянство родителей, берут на себя ответственность за обеспечение семьи, уход за младшими детьми, продолжают учиться в школе).

Аморальные семьи — это семьи, полностью утратившие семейные ценности, характеризующиеся алкоголизмом, наркоманией, жестоким обращением с детьми, не занимающиеся воспитанием и обучением детей, не обеспечивающие необходимых безопасных условий жизни. Дети в такой семье, как правило, не учатся, являются жертвами насилия, уходят из дома.

Антисоциальные семьи - в этих семьях наблюдается крайняя степень семейной дисфункции. Они характеризуются противоправным, антиобщественным поведением, несоблюдением моральных, нравственных норм в отношении наименее защищенных членов семьи, нарушением экономических прав ближних. Это семьи, ведущие паразитический образ жизни, зачастую за счет принуждения детей к воровству, попрошайничеству и проституции.

Основные направления работы с семьей.

  • Изучение причин семейного неблагополучия, отношения в семье к ребенку.
  • Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания детей.
  • Оказание практической помощи и психологической поддержки семье.

Этапы взаимодействия с семьей.

Работа с семьей проводится поэтапно. Ее эффективность зависит от степени установления контакта и доверительных отношений с родителями. Разделение семей по причинам неблагополучия относительно, так как одна причина неразрывно связана с другой. Например, в семье, где злоупотребляют алкоголем, почти всегда наблюдаются конфликтные отношения между родителями и детьми, кроме того, такие семьи, как правило, имеют нестабильное финансовое положение, являются малообеспеченными.

Логично сделать вывод: причин семейного неблагополучия может быть несколько, и они взаимосвязаны между собой. Однако одна из них играет ведущую роль, другая - второстепенную. А выбор форм и методов воздействия на семью зависит от ведущей причины семейного неблагополучия.

Работа с неблагополучной семьей проводиться по следующим этапам:

1-й этап. Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, положительных основ для дальнейшего сотрудничества.

Средства:

  • беседа, установление сроков следующей встречи (приглашаются родители в социально-реабилитационный центр);
  • посещение на дому, знакомство с родителями, родственниками, ближайшим социальным окружением семьи.

Целями диагностики являются:

  • раннее выявление неблагополучных семей с целью реализации комплекса мер оказания социально-психологической помощи детям, подросткам и семьям;
  • координация усилий всех органов, работающих с семьями социального риска;
  • ознакомление семей с правовыми нормами.

С целью укрепления контактов внутри семьи привлекаются три поколения (бабушка, дедушка – мама, папа – ребёнок, подросток). Если родители идут на контакт с психологом и социальным педагогом, можно переходить ко 2-му этапу взаимодействия с семьей. Если контакт не установлен, то воздействие семье могут оказывать органы полиции, КДН и ЗП по Малоярославецкому району, отдел опеки и попечительства МО «Малоярославецкий район».

2-й этап. Изучение семьи

  • Социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи. Изучение микроклимата в семье, стилей воспитания. Уточнение информации о родителях, их социальном статусе, о других ближайших родственниках несовершеннолетнего. Материальное обеспечение и жилищно-бытовые условия. Изучение взаимоотношений между взрослыми в семье. Знание и применение методов и приемов воспитательного воздействия.
  • Диагностика причин семейного неблагополучия.

Средства:

  • посещения на дому, акты обследования жилищно-бытовых условий, консультации, беседы, анкетирование, анализ информации о семье из документации, опрос;
  • использование методов психологической диагностики (тесты, проективные методики и т.д.).

3-й этап. Обработка результатов социально-педагогической и психологической диагностики. Подведение итогов. Установление ведущей причины семейного неблагополучия

4-й этап. Выбор форм и методов работы в зависимости от ведущей причины неблагополучия и путей их реализации

1. Семья, где родители злоупотребляют алкоголем.

2. Конфликтная семья, требующая коррекции внутрисемейных отношений.

3. Семья, где родители часто болеют, страдают хроническими заболеваниями. В такой семье ребенок испытывает недостаток в общении с родителями, которые нуждаются в помощи и поддержке со стороны педагогов, общественности, социума.

4. Малообеспеченная семья: индивидуальные беседы, консультации, посещения на дому.

5. Воспитание детей ближайшими родственниками (бабушка, дедушка, дядя, тётя). Приемлемы следующие формы и методы работы: индивидуальные беседы, консультации, как с педагогом-психологом, так и с другими специалистами, посещения на дому, тренинги, психологические игры, планирование совместной деятельности.

5-й этап. Наблюдение за семьей. Отслеживание динамики развития детско-родительских отношений. Изучение психологического микроклимата в семье

6-й этап. Подведение итогов психолого-педагогического взаимодействия с неблагополучной семьёй

Методическая работа:

  1. Изучение новинок методической литературы по вопросам коррекционной работы с неблагополучной семьёй.
  2. Выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта работы по взаимодействию с семьёй.
  3. Подготовка программно-методического обеспечения для осуществления работы по сопровождению семьи: памятки, рекомендации, выработка алгоритмов деятельности.

Также в работе с неблагополучными семьями можно использовать такие психолого-педагогические методы как: метод «поиска ресурсов», метод «выстраивания будущего», «прошлых воспоминаний», семейное консультирование. Основные вопросы, на которые надо ориентировать родителей следующие: «Что будет с Вашей семьёй через год?.. А через пять лет?», «Что в Вас самих может помочь Вам изменить жизнь к лучшему?», «Кто из Вашего ближайшего окружения может изменить Вашу жизнь к лучшему?», «Как наладить быт детей и поддерживать положительный микроклимат в семье?».

Индивидуальная программа профилактики семейного неблагополучия

Этапы

Цель

Методы

Ожидаемый результат

Взаимодействие

I этап

Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, положительных основ для дальнейшего сотрудничества

Беседа, посещение на дому, знакомство с родителями, ближайшими родственниками, ближайшим социальным окружением

Контакт с семьей установлен, налажены доверительные отношения, сформированы положительные основы для дальнейшего сотрудничества

Заместитель директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители

II этап

Изучение семьи. Изучение причин неблагополучия. Анализ семейных отношений

Анкетирование, тестирование, беседы, опрос. Анализ информации из документов, наблюдение.

Характеристика семьи, выявление проблем семейного неблагополучия. Выработка алгоритма действия.

Заместитель директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог

III этап

Обработка результатов диагностики. Выводы. Подведение итогов. Составление индивидуального плана работы исходя из причины неблагополучия

Анализ полученных результатов.

Составление индивидуальной программы реабилитации.

Заместитель директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог

IV этап

Адресная помощь в зависимости от вида неблагополучия и проблем.

Беседы, рейды, тренинговые занятия, оказание материальной помощи, индивидуальное консультирование, вовлечение детей в кружки, привлечение родителей к родительским собраниям и всеобучам, семинарам по вопросам воспитания, правовая защита детей, коррекция детско-родительских отношений,

Начало работы над исправлением семейного неблагополучия. Оказание практической социальной и психологической помощи семье.

Заместитель директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, органы опеки и попечительства, КпДН и ЗП

V этап

Наблюдение за семьей. Отслеживание динамики развития детско-родительских отношений

Беседа, наблюдение, посещение на дому, консультирование.

Повышение ответственности родителей за воспитание детей, выработка положительных детско-родительских отношений.

Заместитель директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, Совет отцов

VI этап

Подведение итогов психолого-педагогического взаимодействия с неблагополучной семьей.

Анализ проделанной работы

Выводы и рекомендации. Снятие с учета или при отрицательной динамике привлечение на КпДН и ЗП МО «Барышский район», постановка на учет, возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости)

Заместитель директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, органы опеки и попечительства, КпДН и ЗП

См. продолжение Программы