Цель: поиск новых подходов в работе с неблагополучной семьей, оптимальных форм и методов психолого-педагогического воздействия для коррекции и оздоровления детско-родительских отношений.
Задачи:
- оказывать своевременную психолого-педагогическую и медико-социальную помощь, особо нуждающимся воспитанникам и их семьям;
- корректировать сложившиеся внутрисемейные стереотипы взаимоотношений и поведения у членов семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации;
- осуществление информационной и посреднической помощи семье «группы риска»;
- содействовать формированию у членов семьи социально-коммуникативных навыков;
- углубить педагогические знания родителей;
- преодолевать неблагополучия в детско-родительских отношениях, физического и психологического насилия в семьях, конфликтов, уклонения родителей от обязанностей по воспитанию детей;
- привлечь родителей (Совет отцов) и детей к работе с неблагополучными семьями;
- создать условия для облегчения материального положения семьи;
- совершенствовать организацию межведомственного взаимодействия по существующей проблеме;
- раннее выявление неблагополучных семей;
- оказание эффективной социально-педагогической помощи семье, направленной на успешную социализацию ребенка из неблагополучной семьи;
- установить отношения партнерства и сотрудничества с семьей;
- содействие личностному и социальному развитию родителей;
- содействовать в формировании правовой культуры родителей;
- снижение количества неблагополучных семей;
- разработка и внедрение рекомендаций специалистам, родителям-волонтерам в работе с неблагополучными семьями и с детьми из неблагополучных семей.
«Это невозможно!» - сказала Причина.
«Это безрассудство!» - заметил Опыт.
«Это бесполезно!» - отрезала Гордость.
«Попробуй…» - шепнула Мечта
Пояснительная записка
Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не так. Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы.
Долгое время считалось: все это дела деликатные, внутри – семейные… Но слишком тягостны и обширны последствия такого насилия. Слишком широко и глубоко они отзываются на судьбах взрослых и детей, чтобы это могло оставаться «частным делом»… Число детей, живущих в неблагополучных семьях неизвестно, однако есть основания полагать, что оно велико. Вследствие увеличения числа разводов более полумиллиона ребятишек ежегодно остаются без одного из родителей. Постоянно растет число исков о лишении родительских прав. На учете в полиции сегодня состоит 15000 родителей, оказывающих отрицательное влияние на своих детей. Результаты выборочных исследований показывают, что в последнее время большое распространение получило внутрисемейное насилие, в том числе и сексуальное.
Особенно часто страдают дети в возрасте 6–7 лет. Из них 70% отстают в умственном и физическом развитии, страдают разными психоэмоциональными расстройствами.
Ежегодно в стране от травм, отравлений погибают десять тысяч детей в возрасте до 14 лет. Многие дети уходят из дома и становятся беспризорниками. Одно дело, когда беспризорнику 16–18 лет, т.е. он в состоянии сам принимать решения и оценивать свои поступки. И совсем иное, когда родители пьют беспробудно, сами бродяжничают и ребенок предоставлен сам себе. Хочет ли он жить на улице, ночевать, где придется, воровать, или попрошайничать, чтобы не умереть с голоду? По-моему, ответ ясен. Очевидно, часть проблем может объясняться системой воспитания в семье. И мне кажется, что сегодня нужна государственная программа, которая позволила бы спасать ребятишек.
Неблагополучная семья – это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и та семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжает направленно идти к полному краху. Безверие в собственные силы и отсутствие помощи со стороны увеличивают уверенность в невозможности жить по-другому, формируют соответствующий образ жизни, который усваивают и дети. Мы говорим о детях из неблагополучных семей, т.е. о детях, семьях, о том, что случается с ребенком, если он окажется в неблагополучной семье.
А что такое неблагополучная семья? Односложно ответить невозможно. Ведь все в мире относительно - и благополучие и неблагополучие по отношению к ребенку. Но ведь дети все разные: одни более выносливые, другие нет, одни ранимые, но все реагирующие, а другим все трын- трава, ничем их не проймёшь.
К сожалению, в настоящее время все большее число детей оказывается в положении острого социального неблагополучия. Плохая экология, рост социальной агрессии, экономические проблемы, распространение наркотиков, нестабильность семьи, родительская и педагогическая некомпетентность – эти и многие другие факторы становятся внешними ограничителями процесса развития ребенка.
Невыполнение семьей части своих функций не всегда является признаком неблагополучия. В психологической, социологической, педагогической литературе существует достаточно много определений, понятий, названий неблагополучной семьи: проблемная, асоциальная, семья «группы риска», семья социального риска, социально-незащищенная семья и т.д. В законодательных актах и постановлениях существует только одно определение неблагополучной семьи. Это семья, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации и нуждающаяся в государственной помощи и поддержке. Таким образом, сегодня в науке и практике довольно остро стоит вопрос разработки критериев и определения неблагополучной семьи.
Под неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой ребенок испытывает неблагополучие (от слова «благо»), где отсутствует благо для ребенка. При этом вид семьи (проблемная, неблагополучная и др.) не имеет значения. Это может быть семья, в которой или оба родителя, или один родитель, и экономически состоятельная семья, и экономически несостоятельная, и т.д. Главной характеристикой неблагополучной семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.
Проблемные семьи – это семьи, функционирование которых нарушено из-за педагогической несостоятельности родителей. Как правило, это конфликтные семьи с дисгармоничным стилем семейного воспитания (авторитарные, гипо- или гиперопекающие).
Кризисные семьи — это семьи, переживающие внешний или внутренний кризис (изменение состава семьи, взросление детей, развод, болезнь, смерть кого-либо из членов семьи, утрата работы, жилья, документов, средств к существованию и т.д.).
Асоциальные семьи - признаком этих семей является наличие таких проблем как алкоголизм, пренебрежение нуждами детей. При этом, однако, детско-родительские отношения полностью не разорваны (например, дети пытаются скрывать пьянство родителей, берут на себя ответственность за обеспечение семьи, уход за младшими детьми, продолжают учиться в школе).
Аморальные семьи — это семьи, полностью утратившие семейные ценности, характеризующиеся алкоголизмом, наркоманией, жестоким обращением с детьми, не занимающиеся воспитанием и обучением детей, не обеспечивающие необходимых безопасных условий жизни. Дети в такой семье, как правило, не учатся, являются жертвами насилия, уходят из дома.
Антисоциальные семьи - в этих семьях наблюдается крайняя степень семейной дисфункции. Они характеризуются противоправным, антиобщественным поведением, несоблюдением моральных, нравственных норм в отношении наименее защищенных членов семьи, нарушением экономических прав ближних. Это семьи, ведущие паразитический образ жизни, зачастую за счет принуждения детей к воровству, попрошайничеству и проституции.
Основные направления работы с семьей.
- Изучение причин семейного неблагополучия, отношения в семье к ребенку.
- Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания детей.
- Оказание практической помощи и психологической поддержки семье.
Этапы взаимодействия с семьей.
Работа с семьей проводится поэтапно. Ее эффективность зависит от степени установления контакта и доверительных отношений с родителями. Разделение семей по причинам неблагополучия относительно, так как одна причина неразрывно связана с другой. Например, в семье, где злоупотребляют алкоголем, почти всегда наблюдаются конфликтные отношения между родителями и детьми, кроме того, такие семьи, как правило, имеют нестабильное финансовое положение, являются малообеспеченными.
Логично сделать вывод: причин семейного неблагополучия может быть несколько, и они взаимосвязаны между собой. Однако одна из них играет ведущую роль, другая - второстепенную. А выбор форм и методов воздействия на семью зависит от ведущей причины семейного неблагополучия.
Работа с неблагополучной семьей проводиться по следующим этапам:
1-й этап. Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, положительных основ для дальнейшего сотрудничества.
Средства:
- беседа, установление сроков следующей встречи (приглашаются родители в социально-реабилитационный центр);
- посещение на дому, знакомство с родителями, родственниками, ближайшим социальным окружением семьи.
Целями диагностики являются:
- раннее выявление неблагополучных семей с целью реализации комплекса мер оказания социально-психологической помощи детям, подросткам и семьям;
- координация усилий всех органов, работающих с семьями социального риска;
- ознакомление семей с правовыми нормами.
С целью укрепления контактов внутри семьи привлекаются три поколения (бабушка, дедушка – мама, папа – ребёнок, подросток). Если родители идут на контакт с психологом и социальным педагогом, можно переходить ко 2-му этапу взаимодействия с семьей. Если контакт не установлен, то воздействие семье могут оказывать органы полиции, КДН и ЗП по Малоярославецкому району, отдел опеки и попечительства МО «Малоярославецкий район».
2-й этап. Изучение семьи
- Социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи. Изучение микроклимата в семье, стилей воспитания. Уточнение информации о родителях, их социальном статусе, о других ближайших родственниках несовершеннолетнего. Материальное обеспечение и жилищно-бытовые условия. Изучение взаимоотношений между взрослыми в семье. Знание и применение методов и приемов воспитательного воздействия.
- Диагностика причин семейного неблагополучия.
Средства:
- посещения на дому, акты обследования жилищно-бытовых условий, консультации, беседы, анкетирование, анализ информации о семье из документации, опрос;
- использование методов психологической диагностики (тесты, проективные методики и т.д.).
3-й этап. Обработка результатов социально-педагогической и психологической диагностики. Подведение итогов. Установление ведущей причины семейного неблагополучия
4-й этап. Выбор форм и методов работы в зависимости от ведущей причины неблагополучия и путей их реализации
1. Семья, где родители злоупотребляют алкоголем.
2. Конфликтная семья, требующая коррекции внутрисемейных отношений.
3. Семья, где родители часто болеют, страдают хроническими заболеваниями. В такой семье ребенок испытывает недостаток в общении с родителями, которые нуждаются в помощи и поддержке со стороны педагогов, общественности, социума.
4. Малообеспеченная семья: индивидуальные беседы, консультации, посещения на дому.
5. Воспитание детей ближайшими родственниками (бабушка, дедушка, дядя, тётя). Приемлемы следующие формы и методы работы: индивидуальные беседы, консультации, как с педагогом-психологом, так и с другими специалистами, посещения на дому, тренинги, психологические игры, планирование совместной деятельности.
5-й этап. Наблюдение за семьей. Отслеживание динамики развития детско-родительских отношений. Изучение психологического микроклимата в семье
6-й этап. Подведение итогов психолого-педагогического взаимодействия с неблагополучной семьёй
Методическая работа:
- Изучение новинок методической литературы по вопросам коррекционной работы с неблагополучной семьёй.
- Выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта работы по взаимодействию с семьёй.
- Подготовка программно-методического обеспечения для осуществления работы по сопровождению семьи: памятки, рекомендации, выработка алгоритмов деятельности.
Также в работе с неблагополучными семьями можно использовать такие психолого-педагогические методы как: метод «поиска ресурсов», метод «выстраивания будущего», «прошлых воспоминаний», семейное консультирование. Основные вопросы, на которые надо ориентировать родителей следующие: «Что будет с Вашей семьёй через год?.. А через пять лет?», «Что в Вас самих может помочь Вам изменить жизнь к лучшему?», «Кто из Вашего ближайшего окружения может изменить Вашу жизнь к лучшему?», «Как наладить быт детей и поддерживать положительный микроклимат в семье?».
Индивидуальная программа профилактики семейного неблагополучия
Этапы |
Цель |
Методы |
Ожидаемый результат |
Взаимодействие |
I этап |
Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, положительных основ для дальнейшего сотрудничества |
Беседа, посещение на дому, знакомство с родителями, ближайшими родственниками, ближайшим социальным окружением |
Контакт с семьей установлен, налажены доверительные отношения, сформированы положительные основы для дальнейшего сотрудничества |
Заместитель директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители |
II этап |
Изучение семьи. Изучение причин неблагополучия. Анализ семейных отношений |
Анкетирование, тестирование, беседы, опрос. Анализ информации из документов, наблюдение. |
Характеристика семьи, выявление проблем семейного неблагополучия. Выработка алгоритма действия. |
Заместитель директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог |
III этап |
Обработка результатов диагностики. Выводы. Подведение итогов. Составление индивидуального плана работы исходя из причины неблагополучия |
Анализ полученных результатов. |
Составление индивидуальной программы реабилитации. |
Заместитель директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог |
IV этап |
Адресная помощь в зависимости от вида неблагополучия и проблем. |
Беседы, рейды, тренинговые занятия, оказание материальной помощи, индивидуальное консультирование, вовлечение детей в кружки, привлечение родителей к родительским собраниям и всеобучам, семинарам по вопросам воспитания, правовая защита детей, коррекция детско-родительских отношений, |
Начало работы над исправлением семейного неблагополучия. Оказание практической социальной и психологической помощи семье. |
Заместитель директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, органы опеки и попечительства, КпДН и ЗП |
V этап |
Наблюдение за семьей. Отслеживание динамики развития детско-родительских отношений |
Беседа, наблюдение, посещение на дому, консультирование. |
Повышение ответственности родителей за воспитание детей, выработка положительных детско-родительских отношений. |
Заместитель директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, Совет отцов |
VI этап |
Подведение итогов психолого-педагогического взаимодействия с неблагополучной семьей. |
Анализ проделанной работы |
Выводы и рекомендации. Снятие с учета или при отрицательной динамике привлечение на КпДН и ЗП МО «Барышский район», постановка на учет, возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости) |
Заместитель директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, органы опеки и попечительства, КпДН и ЗП |