Сценарий экскурсии на базе школьного музея «Музей в чемодане»

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Цель: получение новых знаний через школьный музей.

Задачи: познакомить учащихся с предметами солдатского быта, воспитывать уважение к пожилым людям, развивать эстетическое воспитание детей посредством образного восприятия полученной информации, привлечение к творчеству.

Оборудование: старый чемодан, солдатская фляжка, котелок, курительная трубка, фонарь разведчика, солдатская бритва.

Планируемые результаты:

  • Личностные: проявление интереса к теме занятия;
  • Регулятивные: определять цель и проблему в учебной деятельности;
  • Познавательные: использование полученных знаний в изобразительной деятельности при изготовлении открытки ветерану;
  • Коммуникативные: излагать своё мнение, делать выводы, готовность вести диалог, понимать значение получаемых знаний.

Ход учебного занятия

Вступительное слово учителя

Сегодня, ребята, мы представляем вам необычную экскурсию «Музей в чемодане». А в чемодане сегодня - предметы солдатского быта.

Одна из необходимых вещей защитника Родины - это вещмешок. Вещмешок армейский, с которым солдаты прошли не одну боевую схватку, очень простая, но при этом многофункциональная часть экипировки. Такой вещмешок сшит из очень плотной ткани (брезента), которая не промокает и поэтому являлся незаменимой деталью амуниции советских солдат. Кроме переноски личных вещей бойца, в годы ВОВ вещмешок использовался и в качестве подушки, набив его сухой травой, и в качестве обуви, обвязав его лямками вокруг ноги и как средство для переправ водных преград.

Основная часть

Давайте представим, что могло лежать в солдатском вещмешке. Учитель дает подсказку ученикам: «Используя этот предмет солдат досыта наедался и набирался сил.» В любом солдатском мешке мы найдем котелок. Армейский котелок удобный, достаточно легкий, овальной формы, чтобы можно удобно разместить его в вещмешке. Котелок представляет собой ёмкость с овальным дном. Крышку котелка можно было использовать как сковороду для разогревания пищи на костре и как тарелку. Котелок имеет рукоятку для переноса и подвешивания, крышка закрывается на защелку. Изготовлен котелок из алюминия и о окрашен в цвет хаки.

«Чемодан Памяти» с экспонатами школьного музея:
котелок, армейская фляжка, фонарь разведчика, солдатская бритва и трубка для табака

Ценной вещью у солдат был и следующий предмет. Угадайте, какой? Учитель дает описание этого предмета - «Спасал он от жажды, это обязательный атрибут солдата, не один раз этот предмет спасал солдатам жизнь» Что это? Ученики - это фляжка для воды. Учитель: армейская фляга для воды сделаны из пищевого алюминия, покрыта краской защитного цвета. Часто фляжка вставлялась в специальный брезентовый чехол, который можно было намочить, чтобы жидкость во фляге не нагревалась.

Можно было найти в вещмешке и трубку для табака. Перекур во время затишья - драгоценное время для отдыха. В нашем вещмешке трубка - немецкий трофей, добытый у поверженного немца. Ученик читает стихотворение Э.Асадова «В землянке».

Огонек чадит в жестянке,
Дым махорочный столбом...
Пять бойцов сидят в землянке
И мечтают кто о чем.

В тишине да на покое
Помечтать оно не грех.
Вот один боец с тоскою,
Глаз сощуря, молвил: "Эх!"

И замолк, второй качнулся,
Подавил протяжный вздох,
Вкусно дымом затянулся
И с улыбкой молвил: "Ох!"

"Да",- ответил третий, взявшись
За починку сапога,
А четвертый, размечтавшись,
Пробасил в ответ: "Ага!"

"Не могу уснуть, нет мочи! -
Пятый вымолвил солдат. -
Ну чего вы, братцы, к ночи
Разболтались про девчат!"

Как бы не было трудно, не забывал наш солдат и о личной гигиене. Всегда под рукой острая бритва, которая поможет привести себя в порядок и напомнить о довоенной жизни.

Представим, что наш солдат выполняет особое боевое задание, отправляется на разведку в стан противника, да еще и ночью. Что поможет найти ему дорогу в полной темноте? Учащиеся пробуют отвечать. Если нет правильного ответа, учитель отвечает- «Фонарь разведчика». Он мог подавать разные сигналы красным, зеленым и желтым светом. Фонарь - один из элементов экипировки офицеров и солдат разведывательных частей времен Второй мировой войны. С помощью фонаря солдаты не только освещали дорогу, но и могли подавать сигналы. После окончания ВОВ использовались в милиции, и у железнодорожников. В фонаре два световых фильтра: красный и зеленый. Их можно менять с помощью винтов на передней стенке корпуса. Два фиксатора на торцевой части служат для подачи долговременных и кратковременных сигналов. На задней стенке корпуса - крепление для ношения фонарика на ремне.

Экспозиция школьного музея «Великая Отечественная война и жители города Семенова и района»

Заключительная часть (мастер-класс)

Учитель: давно отгремели залпы Великой Отечественной войны. Поредел ветеранский строй. Мы должны знать свою историю и быть благодарны людям той поры. Давайте, ребята, для ветеранов нашего округа приготовим Памятные открытки. Только делать их надо с любовью и уважением.

Ребята рисуют открытки для ветеранов (звучит фоновая музыка «В лесу прифронтовом…»)

Материал для изготовления открытки: картон или бумага формат А4, краски, цветные карандаши, фломастеры. Открытка складывается в виде книжки, одна сторона которой оформляется в виде рисунка на тему «Мы помним, мы гордимся», на второй стороне дети красиво пишут поздравительный текст открытки:

Дорогие ветераны!

В этот памятный день хочется еще раз выразить вам огромную благодарность и низкий поклон за то, что вы, не щадя своей жизни и своего здоровья, отстояли нашу Родину и не дали ее на растерзание фашистам. Ваша заслуга будет в памяти всех, кто живет на этой земле.

Желаем вам большого здоровья на долгие годы вперед!

Заключительное слово учителя: наша полевая почта доставит открытки точно по адресам. А мы закрываем крышку нашего чемодана Памяти.

До следующих встреч!