Предмет: Математика.
Класс: 5 класс.
Автор УМК Математика 5 класс: учебник Н.Я.Виленкин.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока:
- уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие процента;
- закрепляют навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на проценты; систематизируют знания, обобщают и углубляют знания при решении задач по теме «Проценты»;
- умение слушать и вступать в диалог; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе;
- формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; требовательное отношение к себе и своей работе.
Структура и ход урока
Этап урока
|
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Формируемые УУД |
|||||||||||||||||||||||||||
1. Организационный этап |
Создать благоприятный психологический настрой на работу |
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
|
Включаются в деловой ритм урока.
|
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
|
|||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний |
Актуализация опорных знаний и способов действий. |
Организация устного счета и повторения основных типов задач на проценты.
|
Участвуют устно в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. |
Познавательные: структурирование собственных знаний.
|
|||||||||||||||||||||||||||
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. |
Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.
|
Учащиеся предлагают свои решения. |
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
|
|||||||||||||||||||||||||||
- Ответить на этот вопрос помогут проценты. Если мы выразим количество учащихся в процентах, ответ будет ясен.
Кроме того, полученные знания на уроках математики, помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии (например: узнать концентрацию соли в морской воде), физике, биологии (жирность молока). А также при сдаче экзамена ЕГЭ.
Сегодня вы будете работать в роли продавцов, высчитывающих скидку покупателю; в роли классного руководителя и завуча школы; в роли бухгалтера, начисляющего заработную плату сотруднику.
|
Отвечают на поставленный вопрос (В магазине, и в банке, и в аптеке, и в газетах, и в журналах, и по телевизору и в школе) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Тема нашего урока: Решение задач на проценты.
Наша цель на уроке - обобщить знания по теме "Проценты" и суметь применить их при решении реальных жизненных задач. |
Формулируют тему и цель урока, задачи. Записывают в тетради дату и тему урока. | ||||||||||||||||||||||||||||||
4. Применение знаний и умений в новой ситуации |
Показать разнообразие задач на проценты, решаемых в жизни. |
Организация и контроль за процессом решения задач. - Итак, приступаем к решению задач, которые очень часто нам приходится решать в жизни. |
Работают в парах над поставленными задачами. Учащиеся в парах выполняют решение предложенных задач. При необходимости могут использовать калькуляторы, имеющиеся на столах. По окончании работы над каждой задачей, оценивают результат своей деятельности на листах оценивания. |
Познавательные: формирование интереса к данной теме.
|
|||||||||||||||||||||||||||
1. Классный руководитель - завуч школы.
1) В классе 28 учеников, 19 из них учатся на "4" и "5". Какой процент учащихся закончили четверть на"4" и "5"? Ответ округлить до десятых процента. 2) 12 учеников посещают спортивные секции, 16 учеников посещают различные кружки. Какой процент учащихся посещают спортивные секции, кружки? |
Ответ к задаче:
- 67,9% учащихся закончили четверть на"4" и "5" - 42,9% учеников посещают спортивные секции, - 57,1% учеников посещают различные кружки. |
||||||||||||||||||||||||||||||
2. Продавец - покупатель.
|
Ответ к задаче:
|
||||||||||||||||||||||||||||||
3. Бухгалтер - сотрудник фирмы.
Ставка сотрудника - 13 500 рублей. Доплата за совмещение обязанностей - 60 % Доплата на транспорт 10% Какова заработная плата сотрудника? Прибавить к ней 45% от начисленной суммы - премия. И вычесть 13% - налоги. Какую сумму получит сотрудник? |
Ответ к задаче:
Заработная плата сотрудника 22 950 рублей, Премия 10 327,5 рублей, Общая сумма 33 277,5 рублей, Налог 4 326,08 рублей, Сумма, которую получит сотрудник 28 951,42 рубля. |
||||||||||||||||||||||||||||||
5. Физкультминутка |
Смена деятельности. |
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. |
Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем. |
|
|||||||||||||||||||||||||||
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. |
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. |
Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.
|
Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. |
Личностные: формирование позитивной самооценки
|
|||||||||||||||||||||||||||
7. Рефлексия (подведение итогов урока) |
Дать количественную оценку работы учащихся |
Подводит итоги работы групп и класса в целом. |
Учащиеся сдают карточки самооценивания. |
Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке |
|||||||||||||||||||||||||||
8. Информация о домашнем задании |
Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания |
Дает комментарий к домашнему заданию
Задания:
|
Учащиеся записывают в дневники задание.
Учащиеся получают карточки с домашним заданием, читают, задают вопросы. |
|