ВВЕДЕНИЕ
Биология одна из фундаментальных естественнонаучных дисциплин, изучение которой требует запоминания сложной терминологии, заучивания биологических понятий и законов, умения анализировать и рассматривать биологические системы в рамках обычной жизни. Изучение многих тем в курсе общей биологии не возможно без помощи дидактических материалов.
Дидактический материал для повторения и закрепления учебного материала по биологии в основной школе составлен в соответствии с рабочей программой образовательных учреждений в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897) и на основе авторской программы В.В.Пасечника (Биология. 5-9 классы: рабочие программы: учебно-методическое пособие / сост. Г.М.Пальдяева. - М: Дрофа, 2019 г.) [1].
Материал включает вопросы практического материала, предназначенные для обучающихся с 5-8 класс общеобразовательных школ. Предложенный материал удобен и прост в использовании как для учителя, так и для обучающихся. Собранный детьми материал можно использовать как раздаточный и демонстрационный для работы с детьми на уроках биологии.
По курсу «Биология» есть темы с практическими заданиями, выполнение которых повышает интереса к предмету и формирует такие качества как самостоятельность, ответственность, творческая инициатива.
Разработка летних заданий требует тщательного анализа, проработку теоретической информации к применению на практике. В результате выполнения летних заданий мы получаем визуализированные дидактические средства обучения, которые соответствуют новому федеральному государственному образовательному стандарту, они нацеливают обучающегося на практико-ориентированную деятельность [2].
Летние задания необходимы как обучающимся, так и учителям. Это объясняется тем, что в учебные дни проводятся мало экскурсий, практических работ в связи с уменьшением часов на преподавание биологии, сокращается количество часов наглядного знакомства с условиями жизни растений и животных в природе.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и планом работы рабочая программа рассчитана на 245 часов преподавания курса биологии в 5-9 классах в объеме: 1 час в неделю - 5,6,7 классы;
- 5 класс - 35 часов («Бактерии. Грибы. Растения»)
- 6 класс - 35 часов («Многообразие покрытосеменных растений»)
- 7 класс -35 часов («Животные») [3]
Изучение на уроках биологии богатого и разнообразного мира животных, грибов и растений проходит в такое время года, когда в природе большинство растений и животных находится в недеятельном состоянии, наблюдения за ними на уроках, в естественных условиях жизни, затруднено. На уроках приходится демонстрировать изображения растений, животных, грибов, используя таблицы, чучела, препараты, гербарии, коллекции, комнатные растения.
Чтобы компенсировать, отрыв школьной биологии от живой природы хотя бы частично, в процессе преподавания биологии необходимо широко привлекать знания учащихся о животных, растениях во внеклассной и внеурочной работе.
Школьники приобретают такие знания во время летних каникул. Большинство из них уезжает к родственникам в деревню, спортивные, эколого-туристические лагеря, живут рядом с дикой природой. Здесь они получают возможность наблюдать за живыми объектами непосредственно в природе. Важную роль при этом играют хорошо продуманные, рассчитанные на самостоятельную работу учащихся летние задания по биологии.
Цель материала - описание методики использования предложенных летних заданий учебной программы курса «Биология» средств обучения для повторения, знакомства с естественными обитателями природы, накопления сведений, нужные для практического изучения биологии [4].
Задачи:
- Описать методику создания и применения дидактического материала для летних заданий по биологии
- Определить место применения летних заданий в программе курса «Биология»
- Систематизировать накопленный материал по группам
- Предоставить практический материал (карточки, инструкции) по собранному материалу
Методы, которые используются для того, чтобы помочь обучающимся достаточно полно выполнить летние задания: практические, объяснительно - иллюстративные - беседа, рассказ, частично - поисковые.
Методическая ценность таких работ состоит:
- Обеспечении творческого применения знаний
- Овладении методами научного познания
- Формировании главных черт творческой деятельности
- Формировании интереса к биологии и окружающей природе
ГЛАВА 1. ЛЕТНИЕ ЗАДАНИЯ ПО БИОЛОГИИ
1.1 Значение летних заданий по биологии
Летние задание уместнее распределить между учащимися к концу учебного года, задание дублируются в домашних заданиях в журнале, распечатываются и вклеиваются в бумажные дневники, что позволит родителям ребят ознакомиться с содержанием заданий и оказывать помощь в их выполнении.
Таблица 1. Технология карта выполнения «Летних заданий»
Класс
|
5 |
6 |
7 |
8 |
Курс биологии |
Бактерии. Грибы. Растения |
Многообразие покрытосеменных растений |
Животные |
Человек |
Срок получения задания |
Апрель |
Апрель |
Апрель |
Апрель |
Срок сбора информации |
Сентябрь в 6 классе |
Сентябрь в 7 классе |
Сентябрь в 8 классе |
Сентябрь в 9 классе |
Оценка с индексом «2» (как практическая работа) |
Успешности выполнения летних работ способствует не только интересное содержание в форме фотографии, рисунков, но и организация учета, использование этих работ.
Таблица 2. Критерии оценивания «Летних заданий»
Критерии |
5 (оценка) |
4 (оценка) |
3 (оценка) |
Плохо |
Авторство |
+ |
+ |
+ |
- |
Систематика живых организмов |
+ |
+ |
- |
- |
Наглядность |
+ |
+ |
+ |
+ |
Качество |
+ |
- |
- |
+ |
Творчество |
+ |
+ |
- |
- |
Работа считается выполненной на оценку отлично, если представлены натуральный материал и запись наблюдений. Оценивание снижается до оценки хорошо, если работа выполнена не качественно. Отсутствие подписей и название объектов снижает оценку. Все работы должны быть авторскими. Летние задания показывают, насколько учащиеся усвоили пройденный материал предыдущего курса, какие приобрели навыки по распознаванию живых объектов в природе. После приема работ организуется выставка, на которой отмечаются особенно удачные работы, что стимулирует более качественное выполнение летних работ.
Материалы выполненных летних заданий учитель собирает во второй половине сентября, оценивает, хранит в кабинете биологии. Выполненные задания не лежат "мертвым грузом", а используются в различных ситуациях (Схема 1) [5]
Схема 1. Применение «Летних заданий» на уроках биологии
Система летних заданий прочно вошла в нашу практику. Обучающиеся знают, что им надо будет выполнить задания.
Выполненные работы систематизируются детьми в электронном или бумажном виде, сдаются на электронном носителе, в vk (контакте) или бумажном альбоме. Выбор оформления разнообразный, зависит от возможности семьи.
Вывод
Качество выполнения летних заданий учениками разное, некоторые ученики выполняют задания с интересом, очень качественно, другие делают работу в последний мом, но дети знают, что надо сделать летнее задание. В результате теоретический материал, полученный на уроках, в природе помогает обучающимся узнать незнакомые объекты, изучить их с применением научных методов, таких как наблюдение, описание, систематизация, измерение, что поможет в дальнейшем в изучении истории, географии, химии и других предметных знаний. Можно проследить успешность каждого класса (Диаграмма 4).
К.А.Тимирязев говорил: "Люди, которые научились простым измерениям, наблюдениям и опытам, приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственному и моральному уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел".
1.2 Дидактические материалы
Летние задания должны быть четко сформулированы и ориентированы на определенные биологические вопросы, развитие представления о живых объектах, жизненных процессах в организме, о связи растений и животных со средой. Необходимо разработать систему заданий по всему курсу «Биологии» основной школы. Основные требования к организации проведения практического занятия: определение его места в системе занятий по данной теме (Рабочая программа к линии УМК под редакцией В.В.Пасечника (авторы В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г.Швецов) [6].
5 класс. Многообразие растений
Классификация растений. Водоросли - низшие растения. Многообразие водорослей. Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи, плауны), отличительные особенности и многообразие. Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности [7].
6 класс.
Классы Однодольные и Двудольные. Многообразие цветковых растений (семейства покрытосеменных растений: крестоцветные, розоцветные, паслёновые, бобовые, лилейные, злаковые) [8].
7 класс. Тип Кишечнополостные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Тип Моллюски. Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков. Тип Членистоногие. Общая характеристика типа Членистоногие (классы - ракообразные, паукообразные, насекомые). Тип Хордовые. Общая характеристика типа Хордовые (классы - рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие) [8].
8 класс. Размножение и развитие. Рост и развитие ребенка (этапы роста и развития). Половое созревание [9].
Помощь учителя заключается в точной методике выполнения летней практике. Предварительно у учащихся должны быть сформированы умения по:
- записи наблюдений, рисунок, фотографирование, снятие видио
- обработке информации и оформление материала
- монтировке фотографий материала
- изготовлению презентации, видиоряда, коллажа для предоставления материала в сентябре
Этой составляющей уделяю большое внимание на уроках и во внеурочной работе (кружки и факультативы).
Инструктивная карточка
- Фотоколлекция организмов в среде их обитания (интернет исключается)
- Объект должен быть крупно изображен, ясно виден
- Все фото собрать по папкам в электронном виде или в телефоне
- Если нет фотоаппаратуры, то можно рисовать с натуральных объектов
- Нужно собрать коллекцию, не навредив природе
Обучающиеся основной школы получают задание в электронном или в бумажном виде:
Таблица 3. Летние задания для 5 класса
Задание для 5 класса
(фотография или рисунок, или гербарий) |
Фотосессия (выполнить задание в течение летних каникул).
|
1 |
Отдел Водоросли |
2 |
Отдел Моховидные |
3 |
Отдел Папоротниковидные |
4 |
Отдел Голосеменные |
5 |
Отдел Цветковые (Покрытосеменные) |
Оценка: 5 объектов «5», 4 объекта «4», 3 объекта «3» |
Таблица 4. Летние задания для 6 класса
Задание для 6 класса
(фотография или рисунок, или гербарий) |
Фотосессия (выполнить задание в течение летних каникул).
|
1 |
Семейство Розоцветных |
2 |
Семейство Бобовых |
3 |
Семейство Паслёновые |
4 |
Семейство Лилейные |
5 |
Семейство Злаковые |
Оценка: 5 объектов «5», 4 объекта «4», 3 объекта «3» |
Таблица 5. Летние задания для 7 класса
Задание для 7 класса
(фотография или рисунок, или коллекция) |
Фотосессия (выполнить задание в течение летних каникул).
|
1 |
Тип Кишечнополостных |
2 |
Тип Кольчатые черви |
3 |
Тип Моллюски |
4 |
Тип Членистоногие |
5 |
Тип Хордовые |
Оценка: 5 объектов «5», 4 объекта «4», 3 объекта «3» |
Таблица 6. Летние задания для 8 класса
Оценка: 5 объектов «5», 4 объекта «4», 3 объекта «3»
Задание для 8 класса (фотография или рисунок. Желательно проследить развитие самого себя и членов своей семьи). Конфиденциальность гарантируется |
Фотосессия (выполнить задание в течение летних каникул).
|
1 |
Дошкольный этап |
2 |
Младший школьный этап |
3 |
Подростковый этап |
4 |
Юношеский этап |
5 |
Молодость |
Для выполнения летнего задания имеются инструктивные карточки
Инструктивная карточка 1. Чтобы собранные растения долго хранились в коллекции, следуйте нескольким правилам:
- Самый лучший вариант для сбора - солнечный день. Утренние и вечерние часы не подходят, потому что на растениях может быть роса: влага не даст им хорошо просохнуть
- По той же причине не стоит отправляться на поиски после дождя. Лучше подождать, пока солнце высушит представителей флоры
- Для коллекции необходимо выбирать неповрежденные экземпляры. Выбирайте растения, которые не находятся в стадии увядания, иначе вы рискуете даже не донести их до дома
- Собирайте несколько экземпляров каждого растения, чтобы затем выбрать самый лучший
- Все найденные сокровища складываются в папочку и перекладываются бумажными листами. На каждой странице сделайте пометки: подпишите название и дату сбора
Инструктивная карточка 2. Чтобы собранные животных долго хранились в коллекции, следуйте нескольким правилам:
Укладывание насекомых на ватные матрасики
- Самый практичный способ упаковки насекомых - укладывание их на специальные матрасики, уложенные в коробку или ящик
- Сделать матрасик нетрудно. Первое, что вам для этого понадобится, - это свернутая в рулон белая вата. Размер матрасиков зависит от размеров коробки. Они должны свободно входить в коробку, для чего матрасики делают приблизительно на 2-3 мм уже и короче коробки
- На вату кладут лист тонкой белой бумаги того же размера, что и матрасик. На этом листе будет написана этикетка
- Коробки с матрасиками хранят в сухом, нехолодном и хорошо проветриваемом помещении. Если все эти условия соблюдены и насекомые уложены правильно, матрасики с сухими сборами могут храниться годами.
В МБОУ «ОСОШ №1» действует постоянная экспозиция в кабинете биологии по материалам летних заданий, оформляются стенды. Правильно организованные летние работы, повышают интерес учащихся к живой природе, помогают закрепить знания по биологии и дают весьма ценный иллюстративный материал для урока. Начинаю давать задания с 5-го класса по 8 класс. Они необходимы школьникам, начавшим изучение биологии.
Задания даются по параллелям с учётом прохождения программы. На последних уроках биологии инструктирую учащихся: записываем тематику, алгоритм выполнения заданий, правила оформления в полевом дневнике. Учащиеся запасаются атласами-определителями, наборами открыток, фотоаппаратами, тематической литературой и другим необходимым оборудованием [10].
Давая задание учащимся любого класса, очень важно не просто продиктовать его, подробно рассказать, как его выполнить, что искать и изучать, а демонстрировать работы, удачно оформленные учащимися прошлых лет, отвечать на все вопросы детей.
Распределение летних заданий в течение года по мере прохождения программы оправданно, если они стали системой работы, и ученики знают, что учитель обязательно спросит о выполнении этих заданий.
За несколько лет собран большой объём материала, который представляет практический, исследовательский, иллюстративный материал.
Описания материала с летними заданиями
№
|
Папка класса /фото |
Описание |
Место использования на уроках биологии |
Особенности |
1 |
Гербарии |
Папка с отделами растений: водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные |
На протяжении темы Царство растений |
Есть работы по всем отделам растений (1,4), а есть гербарии с определёнными представителями царства Растений (2,3) |
2 |
Коллекции животных |
Папка имеет фото с представителями насекомых, рыб, черепах, |
На протяжении темы Царство животных типа членистоногих, моллюсков, рыб, насекомых, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих |
Данные коллекции используются в викторинах, выставках День Науки |
3 |
Рисунки |
Рисунки 1,2,3 содержат информацию о растениях
|
Рисунки 1,2,3 используют на протяжении темы Царство растений
|
Если по рукой нет телефона, фотоаппарата, или, кто любит рисовать, то летнее задание предоставляют в рисунках |
4 |
Стенд |
Показаны рисунки по царству растений |
5 класс - Знакомство с растениями |
В течение года меняются экспонаты на стенде «Летние задания» Данный стенд посвящён работам 5г класса |
5 |
Фотографии |
Есть папки со всеми представителями отделов растений (1,8,9,12)
|
На протяжении изучения царства Растений
|
Фотографии сделаны на участке, в лесу. Дети с удовольствием фотографируются вместе с растениями |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсе «Биология» огромное значение имеет практическая часть, выполнение которой необходимо для получения качественного биологического образования. По целому ряду тем: в 5 классе - «Отделы Царства растений», в 6 классе - «Классификация растений», в 7 классе - «Многообразие животных», в 8 классе - «Индивидуальное развитие организма» имеются практические задания, которые можно выполнять летом в природных условиях. В течение текущего учебного года эти же практические работы можно выполнить только по фильмам, иллюстрациям, сухим гербариям и коллекциям, так как время их изучения приходится на позднюю осень или зиму, когда живая природа неактивна. В школе есть практический материал в достаточном количественном и качественном состоянии, но изучать объекты в природе для учеников важнее и интересней. В материалах олимпиад, Государственных экзаменов за основную и среднюю школу, Всероссийских проверочных работ есть задания, требующие применение практических навыков, которые школьники приобретают, выполняя летние задания по биологии.
Литература
- БИОЛОГИЯ. 5-9 КЛАССЫ. Рабочая программа к линии УМК под редакцией В.В.Пасечника (авторы В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г.Швецов)
- Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свободы выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя/ А.А.Гин. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016
- Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. Учебник. Рекомендовано Министерствомобразования и науки РФ. 7 издание исправленное. Верикаль. М., Дрофа-2019 б. д.
- Латюшин В.В. Биология. Животные. 7кл./ В.В.Латюшин, В.А.Шапкин.-М., Дрофа, 2017 б. д.
- Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс/ В.В.Пасечник. -М.: Дрофа, 2016 б. д.
- Чередниченко И.П. Биология. Интерактивные дидактические материалы. 6-11 класс. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. - М.: Планета, 2016
Электронные источники
- Биология. Школа Цифрового Века. / Журнал Издательского дома «Первое сентября» Источник [Электронный носитель]: http://bio.1september.ru/articles/
- Высоколян Н.Е. Общие требования к оформлению методической разработки. /Н.Е. Высоколян. Источник [Электронный носитель]: https://poisk-ru.ru/s5965t6.htm
- Что такое методическая разработка и требования, НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Источник [Электронный носитель]: http://21412s08.edusite.ru
- Чередниченко И.П. Биология. Интерактивные дидактические материалы. 6-11 класс. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. - М.: Планета, 2016
- БИОЛОГИЯ. 5-9 КЛАССЫ Рабочая программа к линии УМК под редакцией В.В.Пасечника (авторы В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г.Швецов)
- Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс/ В.В.Пасечник. - М.: Дрофа, 2016 б. д.
- Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс/ В.В.Пасечник. - М.: Дрофа, 2016 б. д.
- Латюшин В.В. Биология. Животные. 7кл./ В.В.Латюшин, В.А. Шапкин. - М., Дрофа, 2017 б. д.
- Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. Учебник. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. 7 издание исправленное. Верикаль. М., Дрофа-2019 б. д.
- БИОЛОГИЯ. 5-9 КЛАССЫ Рабочая программа к линии УМК под редакцией В.В.Пасечника (авторы В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г.Швецов)
- Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свободы выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя/ А.А.Гин.-М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016
- БИОЛОГИЯ. 5-9 КЛАССЫ Рабочая программа к линии УМК под редакцией В.В.Пасечника (авторы В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г Г Швецов)
- Что такое методическая разработка и требования, НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Источник [Электронный носитель]: http://21412s08.edusite.ru
- Биология. Школа Цифрового Века. / Журнал Издательского дома «Первое сентября» Источник [Электронный носитель]: http://bio.1sept.ru/articles/