Познавательный проект «Хлеб на нашем столе» для детей дошкольного возраста с ОВЗ

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: ОВЗ, хлеб


Есть в мире ценности, которые никогда не утратят своего значения. Это воздух, земля, вода, солнце, жизнь человека. В один ряд с этими словами нужно поставить и слово хлеб. Хлеб - это символ жизни, здоровья, труда, благополучия.

Особое отношение к хлебу доказывают пословицы, сложенные народом о нём: «Не будет хлеба, не будет и обеда», «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба каравай, так и под елью рай». Быть с хлебом - это постоянно чувствовать в себе теплоту жизни. Но отношение к хлебу изменилось. К большому сожалению можно увидеть, как вместе с мусором люди выбрасывают хлеб, а дети играют куском хлеба за столом. Наши современные дети не догадываются, какой долгий путь хлеб должен пройти, чтобы попасть на стол, сколько труда нужно приложить людям разных профессий, чтобы посеять, вырастить, помолоть зерно, а затем замесить и испечь хлеб.

Проблема: Как помочь ребенку осознать значимость трудовой деятельности взрослых в этом процессе. Ненавязчиво подвести детей к выводу, что хлеб - это итог большой работы многих людей.

Цель проекта: Создать условия для организации совместной деятельности детей, педагога и их родителей для формирования знаний дошкольников о том, откуда берется хлеб, как его производят, кто его растит и печет.

Задачи:

  • Знакомить детей со злаковыми растениями.
  • Дать представление о том, что хлеб - основной продукт питания человека.
  • Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину.
  • Уточнить знания детей о некоторых особенностях выращивания хлеба, о труде хлеборобов в настоящее время; о национальных сортах хлебобулочных изделий.
  • Расширить представления детей о развитии растений в разных условиях, упражнять в умении вести наблюдения и отмечать результаты в дневнике наблюдений.
  • Развивать познавательные способности детей.
  • Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлеборобов.

Воспитательные

  • Знакомить детей со злаковыми растениями.
  • Дать представление о том, что хлеб основной продукт питания человека.
  • Привитие навыков коллективного взаимодействия и индивидуальной деятельности.

Образовательные

  • Развивать познавательные способности детей.
  • Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлеборобов.
  • Активировать словарный запас дошкольников.
  • Развитие навыков связной речи.
  • Учить делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
  • Развитие навыков самостоятельной творческой деятельности.

Развивающие

  • Развивать любознательность, познавательные способности детей (внимание, мышление, память...) при совместной и индивидуальной деятельности.
  • Развивать творческие способности.

Тип проекта: информационно-исследовательский.

Ожидаемый результат

  • Сформированный при помощи инновационных технологий интерес и уважение к труду хлеборобов
  • Сформированные навыки коллективной работы педагогов, родителей через вовлечение их в совместную проектную деятельность
  • У ребят сформируется представление о процессе выращивания и производства хлеба, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи

1 этап. Целеполагание

Состав и возраст проектной группы: разновозрастная группа детей 4-8 лет, педагоги, родители.

Тип проекта: информационно-исследовательский.

Срок реализации: долгосрочный.

Необходимое оборудование

  • наглядный материал: открытки, фотографии и иллюстрации репродукции картин с изображением хлеба и процессов выращивания хлеба;
  • стихи, загадки, литературные произведения о хлебе;
  • карандаши, фломастеры, восковые мелки, ватман, цветная бумага, ножницы, клей, солѐное тесто;
  • компьютер.

Презентация итогов проекта:

  • Итоговая презентация для педагогов, родителей и детей.
  • Оформление фотовыставки «Хлеб - всему голова»
  • Выставка домашней выпечки: «Вот он - хлебушек душистый!»
  • Чаепитие.

Предполагаемый результат

  • развитие у детей познавательной активности, творческих способностей
  • пополнение и активизация словарного запаса,
  • умение верно обосновывать ценность каждого вида трудовой деятельности, связанной с производством зерна и хлеба
  • сформировать устойчивый интерес к труду взрослых, стремление оказать посильную помощь
  • умение устанавливать связи между разными видами труда
  • освоение приемов и способов экспериментирования
  • развитие элементарных представлений о хозяйственной деятельности человека, воспитание экономного использования хлеба
  • воспитывать бережное отношение к хлебу
  • творческое самовыражение детей.

Методы исследования

  • сбор информации
  • беседы
  • наблюдения
  • экскурсия
  • эксперимент
  • анализ

2 этап. Совместный план работы над проектом

Этап работы над проектом

Продолжительность

Содержание работы участников

Выход этапа
(что создано, освоено и т.д.)

Организационно-подготовительный

1 месяц

Информирование родителей о предполагаемом проекте
Выявление знаний детей на данную тему.
Определение темы, цели, задач проекта.
Прогнозирование результатов.
Создание необходимых условий для реализации проекта.
Подготовка оборудования методических материалов для реализации данного проекта.
Определение содержания работы в этом направлении.
Организация развивающей среды.

Родители проинформированы о предлагаемом проекте.

Основной

2 месяца

Закрепить знания детей о том, что хлеб является ежедневным продуктом, откуда берется хлеб, как его производят, кто его растит и печет.
Проведение интегрированных занятий, дидактических игр по теме, игр ситуаций.
Чтение художественной литературы, стихов, загадок, пословиц, поговорок сказок.
Рассматривание картин, иллюстраций по теме.
Подбор мультфильмов на тему.
Творческая работа-рисование, лепка, аппликация.
Работа с родителями.
Сбор материала « откуда берется хлеб»?

У детей формируются знания, где и как растет хлеб, откуда берется хлеб, как его пекут.
Вместе с родителями дети оформили выставку хлебобулочных изделий (чаепитие).
Дети сотрудничали с педагогами, родителями и друг с другом

Заключительный

2 недели

Обсуждение результатов проекта.
Проведение итогового занятия; развлечения (викторина).

У детей появился интерес к труду хлеборобов, пекарей и кондитеров.
Дети научились бережно относится к хлебу, ценить чужой труд.
Дети научились сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.
У детей значительно расширился словарный запас.

Разработка проекта по методу «Трех вопросов»

Что знаю?

Что хочу узнать?

Как узнать?

Хлеб - основной продукт питания

Какие хлебобулочные изделия бывают?

Спросить маму, воспитателя

Труд хлеборобов в настоящее время

Как выращивали хлеб в старину?

Посмотреть в интернете

Рожь, пшеница, овес - злаковые растения

Говорят, каша - сила наша… какая польза в каше?

Посмотреть в энциклопедии

Реализация проекта

Хлеб - величайшее изобретение человечества, общечеловеческий символ достатка и благополучия.

Любили и почитали хлеб в России. Он упоминается вкупе с такими основными понятиями, как жизнь, земля, Родина. За стол без хлеба никто не садился. Особое отношение к хлебу доказывают пословицы, сложенные народом о нем: «Не будет хлеба, не будет и обеда», «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба каравай, так и под елью рай».

В давние времена к севу относились как к священному действу, готовились заранее: мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком выходили в поле.

В наше время на смену ручному труду пришли машины, современные технологии и как следствие повысилась урожайность. Но отношение к хлебу изменилось. К сожалению можно увидеть, как люди выбрасывают хлеб, а дети играют им за столом. Люди, которые знают, как трудно растить хлеб, знают его историю, берегут и ценят хлебную продукцию. Через проектную деятельность мы пытаемся изменить отношение детей и родителей к хлебу.

Для реализации задач данного проекта за основу взята модель: воспитатель - дети - родители. Наш проект строился на основе: интегрированного подхода, с применением игровых обучающих ситуаций игр.

Свою работу мы построили по следующей системе.

1. Подобрать педагогическую и детскую литературу, репродукции картин

  • «На пашне» с картины М.К.Клодт,
  • «Сеятель» с картины Г.Г.Мясоедова,
  • «Рожь» с картины И.И.Шишкина,
  • «Жатва» с картины Г.Г.Мясоедова,
  • картинки по теме «Хлеб - всему голова».

2. Разработка пособий с использованием ИКТ по теме «История хлеба», подбор иллюстраций по теме.

3. Оформить мини-музей «Хлеб» (колоски пшеницы, ржи, овса, зерна, муки, крупы).

4. Экскурсия в магазин в хлебобулочный отдел.

Цель

  • познакомить детей с многообразием хлебобулочных изделий;
  • расширить представления о труде продавца, кассира, грузчика;
  • развивать диалогическую речь;
  • умение делать покупки;
  • воспитывать уважение к труду людей;
  • уточнить правила поведения в общественных местах и умение применять их на практике.

5. Экскурсия на кухню детского сада (на выпечку булочек)

Цель

  • дать детям элементарные знания о работе пекаря;
  • машинах, помогающие человеку получать хлебобулочные изделия

6. Беседы

«Как хлеб на стол пришел»; «Какой бывает хлеб»; «Как испечь хлеб дома»; «Берегите хлеб»; «Когда и где родился хлеб» (дать детям элементарные представления о появлении хлеба на земле в виде зерновой каши и лепешки); «Виды хлеба у разных народов» (национальные сорта хлебобулочных изделий); «Хлеб - всему голова» (формировать понимание жизненных ценностей человеческого существования)

7. Использование ИКТ

Презентации по теме «История хлеба» («Каравай, каравай, какой хочешь - выбирай!», «Хлеба к обеду в меру бери»).

8. Занятия познавательного цикла

  • «Хлеб - всему голова»,
  • «Откуда к нам хлеб пришел?»,
  • «Как рождается хлеб»;
  • Схема составления рассказов по теме «Как к нам хлеб на стол попал»
  • Занятия «Умелые ручки», «Мастерицы»
  • Занятия по лепке «Хлебобулочные изделия» (тестопластика);
  • Рисование «Мой хлебушка»;
  • Урок творчества «Хлеб - всему голова».

9. Чтение и обсуждение М.Глинская «Хлеб»

Вопросы для беседы с ребенком по рассказу «Хлеб».

  • Почему Гриша бросил хлеб на землю?
  • Как бы ты поступил на месте Гриши?
  • Что сказал мальчику дядя Матвей? Почему дядя Матвей не стал ругать Гришу? Почему хлеб надо беречь? Как можно беречь хлеб? (Не покупать лишнего, из остатков хлеба можно сделать сухарики или сухарный пирог, остатки хлеба можно отдавать птичкам или другим животным).

Чтение, пересказ, драматизация украинской народной сказки «Колосок» (пересказ, драматизация), р.н.с. «Колобок».

Чтение

  • «Руки человека»,
  • Белорусская народная сказка «Легкий хлеб»,
  • Г.Юрмин «Комбайнер»,
  • М.Пришвин «Лисичкин хлеб»,
  • И.Пермяк «Колосок»,
  • Е.Носова «Тридцать зерен»,
  • Г.Х.Андерсен «О девочке, которая наступила на хлеб»;
  • С.Погореловский «Урожай»,
  • «Слава хлебу на столе»;
  • рассказ А.Майкова «Ночь на жниве»;
  • Я.Аким «Хлеб ржаной».

Заучивание наизусть:

  • Я.Тайц «Все здесь»;
  • «День рождения каравая»;
  • «Как мама хлеб берегла».

Чтение, инсценировка сказки «Как волк вздумал хлеб печь» - литовская сказка.

Вариант игры - инсценировки: специалисты предлагают разыграть сюжет этой сказки по-другому с повторением одного и того же диалога с разными персонажами (как в сказке «Колобок»).

Малыш идет в путешествие в лес и всех зверюшек угощает кусочком хлеба.

Хлеб нравится зверюшкам, и каждый зверек хочет узнать, как его вырастить. Ребенок каждому зверю рассказывает, как выращивают такой вкусный хлеб (перечисляет последовательность работы). Но все звери отказываются выращивать его, узнав, какой это долгий и тяжелый труд.

10. Просмотр мультфильмов

  • «Пирожок»,
  • «Про девочку, которая наступила на хлеб»,
  • «Чудо-мельница»,
  • «Круть и Верть»,
  • «Колобок»,
  • «Пряник».

11. Проговаривание скороговорок о хлебе

  • Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
  • Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.
  • Хорош пирожок - внутри творожок
  • Саша любит сушки, Соня - ватрушки
  • Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи

12. Экспериментально-исследовательская деятельность - опыт по выращиванию зерен злаков в разных условиях (почве, песке, камнях).

Цель: расширять представления детей о развитии растений в разных условиях, упражнять в умении вести наблюдения и отмечать результаты.

  • Хлеб получается из зернышек. А как же эти колоски с зернышками вырастают в поле? Из чего делают белый хлеб? (из пшеницы).
  • А из чего получается черный хлеб? (из ржи).
  • Почему пшеницу и рожь называют «зерновыми» растениями? (Они дают зерно). Какие еще бывают зерновые растения? (Кукуруза, овес).
  • Рассмотрите с ребенком на картинке колосок ржи и пшеницы и сравните их.
  • Чем они похожи? (У этих растений есть стебель, усики, зернышки, они зерновые)
  • А чем они отличаются? (Зерна ржи длинные, а пшеницы - круглые. Колосок пшеницы толще, чем колос ржи).

13. Дидактические игры

Дидактические игры по теме «Хлеб - всей жизни голова»

  • Игра «Третий лишний»
  • Найти отгадку на картинках и убрать «лишний» предмет, объяснить, почему он «лишний»
  • «Что сделано из муки?»
  • Игра «Угадай на вкус» Дети с закрытыми глазами пробуют кусочки хлеба, определяя по вкусу, белый он или чѐрный

Упражнения на развитие логики

  • Игра «Что сначала, что потом?»
  • Дети рассматривают сюжетные картины из серии «Откуда хлеб пришел?» размещают их в логической последовательности.
  • Игры «Дополни картинку»
  • «Каждый день с хлебом»
  • «Колобки» (цепочка: вода - мука - яйцо - соль - сахар дрожжи)
  • «Из каких продуктов товар?»
  • Игра «Кто назовѐт больше блюд?»
  • Дети перечисляют известные им блюда, при приготовлении которых используются крупы и мука.
  • Игра-эстафета: «Кто скорее отвезѐт зерно на элеватор».
  • Игра «Назовите пословицы и поговорки о земле, хлебе». Дети поочерѐдно вспоминают знакомые пословицы и поговорки.
  • Упражнение в словообразовании относительных прилагательных от слов пшеница, рожь по данному образцу и согласовании их с существительными.
  • Упражнение в образовании родственных слов к слову хлеб (хлебушек, хлебный, хлебница, хлебороб)
  • Час игр и эстафет по теме «Игровые обряды с хлебом»
  • Игра «Найди тень»
  • Игра «Закончи логическую цепочку».
  • Игра «Разложи пряники по размеру» (при помощи чисел)

3. Заключительный этап

  • Оформление выставки детских работ.
  • Обсуждение результатов проекта.
  • Проведение занятие - развлечение (викторина) с использованием презентации на тему «Хлеб всему голова».
  • Итоговое мероприятие чаепитие «Выставка хлебобулочных изделий».
  • Презентация проекта.
  • Активное участие принимали родители в проекте «Хлеб на нашем столе»: были проведены ряд встреч с людьми, профессии которых связанны изготовлением и продажей хлеба.
  • Была оформлена выставка творческих работ «Хлеб - всему голова», в которую вошли поделки, рисунки.
  • Кульминацией проекта было чаепитие детей с домашней выпечкой хлебобулочных изделий.

Таким образом, работа над проектом помогла сформировать знания у детей о хлебе, как об одном из величайших богатств на земле, ежедневном продукте на нашем столе.

Знакомство с темой позволило расширить познавательную активность, стремление к выполнению оригинальных творческих работ.

Каждый раз, садясь за стол, дошкольники будут помнить, каким тяжелым трудом достается хлеб, и будут бережно к нему относиться. Есть на свете золотые слова «Хлеб - всему голова».