Разрешение конфликтных ситуаций младших школьников приемом «Сторителлинг по картинкам»

Разделы: Школьная психологическая служба

Классы: 5, 6


Тема конфликтов неисчерпаема. Это одна из вечных проблем. Пока существуют люди, пока общество развивается, существуют споры, приводящие к конфликтным ситуациям. Не являются исключением и младшие подростки (5-6 классы), так как у каждого свой жизненный опыт и стили общения, что часто приводит к конфликтам.

В современном мире конфликты различаются в зависимости от их типа, количества участников и причин. Средняя школа характеризуется субъективными причинами. Это связано с их эмоциональной составляющей. Дети младшего подросткового возраста активно реагируют на бытовые (бытовые) замечания и требования, нестандартные ситуации и действия людей.

При общении со взрослыми, одноклассниками, сверстниками могут возникать непонимание и раздражительность от занимаемого положения в обществе, где впоследствии излишняя принципиальность и прямолинейность, тревожность, агрессивность, упрямство могут привести к отрицательным эмоциям. Яркие негативные эмоции являются причиной глубоких переживаний и разочарований в вашем поведении. Такой всплеск эмоций приводит ребенка к конфликту с окружающей средой, ученик не может последовательно мыслить, действовать последовательно и планомерно, контролировать свое поведение.

Исследователи, изучающие природу конфликта, выводят схему действий, направленных на разрешение конфликта, превращение его в более рациональный процесс, недопущение перехода конфликтной ситуации в крупномасштабный конфликт.

В психолого-педагогической литературе раскрываются некоторые профилактические мероприятия, направленные на предотвращение конфликтов и конфликтных ситуаций в 5-6 классах. Самые используемые меры - это беседа и психологическая игра.

Для снижения уровня конфликтности среди младших подростков и создания хорошего и крепкого коллектива необходимо выстраивать работу по профилактике конфликтных ситуаций приемом «Сторителлинг (или рассказывание историй) по картинкам», так как одни «Stories» наглядно показывают виды и последствия конфликтов, а другие - помогают найти конструктивное решение.

Можно сделать вывод, что «Сторителлинг с конфликтной ситуацией» на занятиях также может оказать существенное влияние на снижение уровня конфликтности младших подростков, т.к. трансформирует убеждения и влияет на мнение подростков.

«Сторителлинг по картинкам» удобен и с организационной точки зрения, и психологически ценен. Во-первых, происходит создание эмоциональных связей, с помощью которых можно управлять вниманием учащихся, расставлять нужные акценты, заостряя внимание на важных вещах. Во-вторых, дети учатся отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, рассказывать короткие тексты по сюжету 1 или серии картинок. В-третьих, картины способствуют развитию наблюдательности и воображения у подростков, пониманию ими ценности искусства.

На уроках, умело применяя методику, основанную на «Сторителлинг по картинкам» и развивая умение составлять «Stories» по картинкам, можно одновременно развивать интеллектуальную активность учащихся, учить их разбираться в ситуации и находить компромиссные решения, тем самым уменьшая количество классных конфликтов и наполняя усвоение речевых навыков реальным смыслом (выработка стратегий поведения в реальных конфликтных ситуациях), а также совершенствовать способность понимать эмоции оппонента через эмоционально-образное содержание репродукций картин и эмоционально реагировать на их содержание.

Представим несколько вариантов психологических игр «Сторителлинг по картинкам»:

Для организации игр вам понадобится набор картинок, иллюстраций или открыток (не менее 20 штук) как тематического, так и сюжетного содержания.

Настольная игра «Экспресс-таблица»

Метод «оживления» очень эффективен при работе с детьми, так как по своей природе им свойственно анимация, то есть одушевление всех предметов и явлений окружающей действительности, этот прием лежит в основе сказки - жанра. который особенно любят дети.

Игра составляется следующим образом: лист бумаги расчерчен на 20 квадратов. Карточки выбираются из набора предложенных сюжетных образов (для разбора конкретной конфликтной ситуации), а клетки таблицы заполняются таким образом, чтобы каждая последующая карточка служила звеном в цепи сюжетных событий. На первой карточке изображен герой рассказа - неодушевленный предмет.

Вот пример начала сказочной истории: "В самом обыкновенном классе, в самой обыкновенной школе, под самым обыкновенным шкафом долго пылился старый мяч. За свою недолгую жизнь он ни разу не сдвинулся со своего места, просто лежал и мечтал. И вот один день, его самое заветное желание начало сбываться..."

Дети составляют сказку, а психолог записывает события, приведшие к конфликту. После того, как сказка по таблице собрана из всех 20 карточек, цепочка карт, «ведущая» к конфликту, удаляется.

Психолог показывает убранную цепочку карточек и начинает анализ конфликтной ситуации:

- Что здесь случилось?

- Что этому предшествовало?

- Как можно было избежать этой ситуации?

- Что сложнее - начать конфликт или избежать его?

Затем психолог предлагает детям составить из карточек новую, альтернативную цепочку событий (без конфликтов).

Игра «Карточный МИКС»

Эмоции и чувства играют особую роль в творческой деятельности. Поэтому в задачи взрослых входит помочь ребенку приобрести опыт распознавания эмоциональных состояний (своих и чужих) и использования определенных эмоций в сложившейся ситуации.

Чтобы сделать игру «Карточный МИКС», вам понадобится лист бумаги, разлинованный на 20 квадратов. В каждое поле положите одну или несколько карт в любом порядке. История составляется на основе такой таблицы.

Таблицы можно использовать как для коллективного, так и для индивидуального творчества.

В ходе сочинения психолог фиксирует негативные моменты детских рассказов, а в конце убирает образы, связанные с событиями, последовавшими за конфликтом.

Психолог обращает внимание детей на группу образов, которые оказались связанными с конфликтом, и спрашивает:

- Что здесь случилось?

- Какие эмоции испытывают наши герои после конфликта?

Покажите настроение персонажей цветными полосками («ПАЛИТРА НАСТРОЕНИЯ» готовится заранее).

- Накройте пустые квадраты этими полосками.

- Как вы думаете, вы можете контролировать свое состояние?

- Что бы вы сделали, чтобы предотвратить такую ситуацию?

После составления нового положительного рассказа психолог рекомендует выбрать цветные полоски, которые представляют эмоции героев нового рассказа, согласно приема «ПАЛИТРА НАСТРОЕНИЯ» (Причем не столь важно, какой именно цвет выберут школьники, важно, чтобы цвета на палитре до и после не совпадали).

- С каким цветом он у вас ассоциируется сейчас? (Поменять цвета на столе.)

Во время таких игр дети невольно учатся анализировать ситуации и понимать, почему разные люди по-разному реагируют на одно и то же событие.

Игра «Путешествие в картину»

Способность к сопереживанию важна не только в общении между людьми, но и в литературном творчестве, своеобразное выражение авторского стиля, показатель оригинальности произведения.

Но не менее, чем эмпатия, важна и децентрализация - способность посмотреть на событие или проблему со стороны, отстраняясь от собственного мнения и своей точки зрения - только в этом случае возможна беспристрастная и объективная их оценка. Ведь одно и то же событие воспринимается разными людьми совершенно по-разному. В различных ситуациях восприятие и отношение могут радикально меняться.

Показ детям репродукции одной из картин: Ф.Решетниковой «Опять двойка» или 3.В.Поленова «Московский дворик».

Психолог: «Представьте, что вы вдруг оказались на месте событий, изображенных на картинах, в виде неодушевленного предмета (например, настенные часы на картине «Опять двойка» или конная повозка на картине «Московский дворик»).

- Расскажите о том, что вы услышали и почувствовали, стоя рядом с героями произведения?

- Пофантазируйте, предположите события, которые могут произойти с героями картины до и после момента, запечатленного художником.

Такое «Путешествие в картину» позволяет детям более успешно разбираться в изображаемых вещах, понимать состояние, настроение, мироощущение персонажей.

Можно спросить у детей:

  1. Как бы вы отреагировали, если бы были героем?
  2. Как бы вы себя чувствовали в этой ситуации?

Игра «Веселый КоМИКС»

Вариант 1. Картинки (10-20 карточек в зависимости от участников) раскладывают друг за другом в произвольном порядке, но при этом стараются соединить содержание (суть, смысл изображенного на картинке) каждой с предыдущей таким образом, чтобы получился связный рассказ, сказка или повесть.

Каждая история начинается словами: «Жил-был на свете…», «Однажды…», «Давным-давно…», «Когда-то…», «Далеко-далеко…». Это отделяет каждого рассказчика во времени и пространстве от содержания высказывания и позволяет ему говорить о том, что вызывает у него тревогу, тревожные воспоминания.

В данном варианте - Первый ребенок подсказывает начало рассказа, второй - продолжает, третий - сочиняет кульминацию, четвертый - концовку и т.д.

В конце каждой истории дети должны придумать название придуманного ими рассказа, что поможет психологу выделить наиболее важные стороны сказки.

Закончив рассказ, подростки обсуждают свой рассказ, а точнее, все негативные моменты, зафиксированные психологом в ходе повествования (но имя ребенка - автор этой части рассказа не называется) и пытаются найти альтернативные пути разрешения конфликта.

Взрослый предлагает им конструктивные стратегии разрешения конфликтной ситуации, более социально приемлемые.

Вариант 2. Дети делятся на 2 команды, набор картинок (20 карточек в зависимости от участников) также делится на две части. Первой группе дается задание составить рассказ с конфликтной ситуацией на основе многообразия заданного набора карточек, а второй группе разрешить эту ситуацию по своим карточкам.

Психолог предлагает свои, более социально приемлемые способы решения конфликта.