Памятка для родителей "Профилактика оптической дислексии у старших дошкольников"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями

Класс: д/с

Ключевые слова: дислексия


Памятка логопеда родителям будущих первоклассников

Уважаемые родители!

Если ваш ребенок имеет трудности при запоминании букв, путает буквы, не узнает их, ему необходимо оказать помощь в преодолении этой проблемы, чтобы у ребенка не возникало в дальнейшем в школе ошибок при чтении и письме на уровне буквы.

Эти просты игры и упражнения помогут детям не только запомнить буквы, но и не путать схожие буквы элементами и по пространственному
признаку (зеркально отраженные).

Развивают буквенный гнозис (узнавание), зрительный анализ (по частям воспринимать целое) и синтез (разбирать на составляющие элементы) графем (графическое изображение звуков), пространственные представления.

Задания поделены по уровню сложности от 1 до 3. Начинать выполнять задания нужно с 1 уровня сложности последовательно.

Важно помнить родителям, что при обучении грамоте называем не букву, а звук, который они обозначают (кроме ь, ъ) - б, в, но не бэ, вэ. Задания можно выполнять на листе, на асфальте, на доске, с помощью газеты (журнала).

1 «На что похожа буква?»

А - арка, долька арбуза (визуально),

Б-барабан с палочкой (по действию и звуку,

Г-гусь (визуально), га-га (по звуку),

Д - дом,

Е - ель с иголками,

Ё - ёж с яблочками,

Ж - жук,

З - змея и т.д.

Обратите внимание детей, что ряд букв пишутся слева (сначала идет палочка сверху вниз (Б, В, Г, Е, Ё, И, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, Ю). Буквы, которые пишутся наоборот справа - З, Э, Я, Ч, У.

1 «Срисуй букву» (по образцу, по памяти)

1, 2 Конструирование буквы (конструирует ребенок по образцу 1, потом по памяти (кратковременному предъявлению 2) из счетных палочек, проволоки, пластилина на картоне, фасоли (на картоне с пластилином), геометрических фигур, мозаики, из кубиков Никитина «Сложи узор» и др. Необходимо обращать внимание детей на начальном этапе на пропорции и последовательность и количество элементов буквы, в какую сторону направлена буква, пространственное расположение элементов буквы). Какие буквы можно выложить из 2, 3 палочек

1, 2 «Зачеркни, подчеркни, обведи»: зачеркнуть букву к, обвести н и т.п. (в абзаце журнала, газеты и т.д.) Начинать нужно с 1 изучаемой буквы, потом добавлять 1-2 схожие (к-н-и, п-т, х-ж, л-м, с-е).

1 «Обведи букву» (по контуру, пунктиру, трафарет, деревянных, пластиковых и пр.)

1 «Заштрихуй букву» (штриховка по направлению элементов и последовательности написания, потом произвольно)

1 «Найди правильную букву» (среди других, не перевернутую под разным углом)

1 «Угадай букву» (написанную разными шрифтами, сложенную из разных материалов, форм и т.д.

1, 2 «Перечеркнутые буквы»: узнать букву (сначала одну 1, потом 2-3 2 ) записанную кривыми, ломанными линиями и пр., контурными рисунками)

2 «Незаконченная буква» (1 и более элементов одной и той же буквы)

2 «Дорисуй зеркально букву» (как в отражении): А, Л, П, Т, Ф, М, Д. Ж. Н, О, Х, Ш

2 «Срисуй буквы» по образцу, по кратковременному предъявлению (2-3, 4-5)

2 «Найди букву» среди других - наложенные друг на друга контуры букв (сверху, снизу и т.д.) от 2 и более

2 «Назови буквы» (от 2) одного и разного размера, шрифта, в одном и разных направлениях (повернутые под разным углом)

2 «Волшебные буквы» (конструировать из палочек): превратить одну букву в другую (убрать, добавить, переставить палочки) - Ж-К, Т-Г

2 «Найди различия и сходства букв» (2): по сходству элементов (Л-Д, Ь-Ы, Р-В, З-В), по расположению в пространстве (Р-Ь, П-Н, И-Н, Г-Т)

2 «Дорисуй буквы» (из одного элемента дорисовать любые буквы по представлению): / (У, А, Х, Ж, И), Г (В, Б, П, Р), I (Б, В, Г, Ж, Ф)

3 «Фокусник»: называть букву, «написанную» на спине, на ладони (без зрительной опоры), в воздухе

3 «Чудесный мешочек» (тактильное восприятие с деревянными или пластмассовыми буквами): на ощупь определить в мешке какая буква в руке или достать букву по заданию

3 «Какая буква?» (тактильное восприятие): с закрытыми глазами накладываем руку на букву (картон/пластина с выложенной пластилиновой буквой (можно сверху буквы выложить гречкой) и называем ее, дальше можно поворачивать букву на 90 градусов вправо или влево, 180 градусов (вверх ногами). Накладывать то правую, то левую руку, можно определять сразу 2 буквы двумя руками

3 «Какие буквы спрятались?» (наложенные друг на друга контуры печатных букв 2 и более с общими деталями) (Н, Р, П)

3 «Прятки»: определить, какие буквы спрятались за предметом (листом, определенной последовательности, по пространственному расположению на листе (наверху слева, внизу справа и т.д.) зрительно, на слух