Цель:
- развитие навыков экологического мышления, умения применять полученные знания в жизни;
- формирование основ экологической грамотности;
- воспитание любви и уважения к природе.
Планируемые результаты: учащиеся осознают, что нельзя быть жестоким по отношению к любому живому существу, научаться анализировать факторы, угрожающие живой природе.
Действующие лица:
- Мама
- Маша
- Бабушка-Загадушка
- Пёс Рыжий носик
- Рыбка
- Баба Яга
- Леший
- Чёрт
- Медведь
- Ёж
- Белка
- Лиса
- Заяц
- Красная Книга
- Подснежник
- Первоцвет
- Ландыш
- Чтецы- 8 человек
На сцене - декорация комнаты. Мама (вяжет), дочка Маша читает книгу.
Маша: (читает вслух книгу)
И тогда сильный, могучий богатырь Арнаульф увидел волшебника ростом с башню. Мама, слышишь?
Мама: Ага, слышу, слышу.
Маша (продолжая читать)
Изо рта и ноздрей волшебника вылетал огонь. Мама,а теперь волшебники есть?
Мама: Нет, моя дорогая. Жили волшебники в прежние времена, а потом перевелись. Да и к чему они? И без них хлопот довольно.
Маша: А всё-таки без волшебников скучно (мечтательно). Если бы я вдруг сделалась королевой, то обязательно приказала бы, чтобы в каждом городе и в каждой деревне был волшебник. И чтобы он совершал для детей всякие чудеса.
Мама: Какие же, например?
Маша: Ну, какие? Вот. Чтобы каждая девочка и каждый мальчик просыпался утром, находил под подушкой большой кулёк шоколадных конфет. Или, чтобы все люди на свете были добрыми. Ведь доброта - это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.
Мама: Ой, заболталась я с тобой, дочка. Скоро папа с работы придёт обедать. А у нас ничего не готово.
Маша: На первое мы приготовим его любимый борщ из свежих овощей.
Мама: Умница, ты моя! Беги скорее в огород, набирай овощи.
(Музыкальная заставка) Декорация «Огород» Маша видит бабушку с собачкой.
Маша (испуганно). Ой, здравствуйте! Извините, но я Вас не знаю.
Бабушка: Я - Бабушка-Загадушка, а это мой пёсик - Рыжий носик. (пёс лает)
Маша: Какой хорошенький! Разрешите мне его погладить. Как его зовут, Вы сказали?
Бабушка: Рыжий носик.
Маша: И имя подходит. И впрямь Рыжий носик. (пёс подаёт лапу). Вот мы и подружились. И в знак дружбы я его буду звать Дружок.
Пёс: Гав, гав!
Бабушка: Это волшебная собака. Она по-человечески понимает.
Маша: Удивительно. Мне мама только что сказала, что не бывает на свете волшебства.
Бабушка: Это чудеса, девочка. чудеса. Ты попала в сказочный огород, значит тут и творятся волшебства.
Маша: Как всё интересно! Но я не могу с вами так долго оставаться. Мне нужно овощи взять для борща.
Бабушка: Так бери у нас. Мой огород богатый. Растут в нём и капуста, и лук, и морковь, и зелёный горошек. Только злая Баба-яга спрятала их в загадки, посадила пёсика Рыжего носика стеречь огород. Только того, кто отгадает загадки, пустит пёсик в огород.
Маша: Согласна. Я люблю отгадывать загадки.
Бабушка: Ну, тогда слушай.
Красная девица родилась в темнице
Выкинула косу за окошко ловко
Наступает осень, выдернут….. (морковь)Никого не огорчаю,
А всех плакать заставляю. (лук)Закутан ребёнок
В сорок пелёнок. (капуста)Круглая, да гладкая, откусишь, сладка
Засела крепко на грядке. (свёкла)Кругленькие братцы в домике ютятся,
В домике зелёном им совсем неплохо…
Варят их в бульоне и зовут….(горох)И зелен, и густ на грядке куст.
Покопай немножко-под кустом …(картошка)
Маша: Спасибо! До свидания, Бабушка-Загадушка!
(музыкальная заставка)
Маша приходит домой, отдаёт овощи маме.
Мама: Я пока буду готовить обед, а ты дочитай свою сказку. (Мама уходит)
Маша читает книгу. (Стук в дверь)
Маша: Кто там?
Голос: Это я, Бабушка-Загадушка.
Маша: Что случилось, бабушка?
Бабушка (забегает, взволнованно) Боже мой, боже мой! Что же делать?
Дружок твой пропал. Я везде его искала. Нигде его нет. Я подумала, что он к тебе прибежал.
Маша: Да нет его и не было. Успокойтесь, бабушка. Вам нельзя оставлять свой волшебный огород без присмотра. А собаку я сама отыщу. Я только маме оставлю записку.
(пишет) Мама, я пошла искать собачку. Не волнуйся. Маша. (уходят)
Мама: Маша! Маша! Тебе в школу собираться надо. Куда запропастилась? (читает записку) Опять соседская собака куда- нибудь запропастилась, а эта неугомонная пошла её искать. Ох, что за девчонка! (уходит)
(звучит классическая музыка) Декорация «Лес»
Маша: Друж-о-ок! Дружо-о-ок! (садится на пенёк) Что же делать? Я попала в лес. Нигде его нет. (поёт песню» Пропала собака»)
(Доносятся крики: Помогите! Помогите!)
(Видна река. Декорация реки.)
Маша (подбегает, видит рыбку) Рыбка, милая, что с тобой?
Рыбка: Авария с танкером нефтевозом произошла. Вся нефть из него вылилась, покрыла большие пространства. Девочка, милая, что с нами будет, жителями морскими, помоги нам.
Маша: Нам учительница рассказывала, что если нефтяная плёнка покроет всю поверхность воды, то птицы, садящиеся на воду, гибнут, из-за того, что у них склеиваются перья, водоросли, мелкие рачки умирают из-за нехватки кислорода, а большим рыбам и морским животным кроме того, нечем питаться. Людям в такой воде нельзя купаться и ловить рыбу. Море становится мёртвым. Ты можешь погибнуть, рыбка. Но я тебя спасу. Я перенесу тебя в другую реку. (уходят)
Музыкальная заставка. Выбегают Баба-яга, Леший, Чёрт.
Яга: 0-0-0-х! Устала я! Ну, друзья, чем сегодня порадуете Ягу? Какие гадости сделали?
Леший: Я, Яга, растоптал цветы на поляне- раз, сломал ветки деревьев - два.
Яга: Похвально! Я всегда гордилась тобой! А ты. Чёртик, чем удивишь меня? Чем похвастаешься?
Чёрт: А я ему помогал! Он топтал цветы, я тоже вместе с ними, он ломал ветки- я тоже с ними. Вдвоём было весело!
Яга: Молодцы! (слышны голоса) Тс-с! Никак сюда идут!( уходят)
(Музыкальная заставка) Появляются звери: медведь, ёж. белка, лиса,заяц.
Медведь: Мы - лесные зверята. Мы целый год не виделись. Как провели зиму?
Ёж: Я спал. Похудел.
Белка: У меня запасов много. Не голодала. Сейчас так себя хорошо чувствую, будто и не было холодной зимы.
Лиса: А я голодала. Одними мышками питалась.
Белка: Брось, Лиса. Ты каждый день в деревню бегала за курами. Один раз еле живая ушла. Про тебя есть поговорка « Лиса семерых волков проведёт»
Лиса: Ну, неправда. Меня все обманывают. Вот прошлым летом стали мы с братцем Раком наперегонки бегать. Он уцепился за мой хвост. А когда я прибежала, он спрыгнул и сказал: «А я уже тут».
Заяц: Миша! Расскажи, как ты Весну чуть не проспал!
Медведь:
Без забот и без тревоги
Спал медведь в своей берлоге
Спал всю зиму до весны…
Ёж:
И, наверно, видел сны.
Вдруг проснулся косолапый,
Слышит- каплет.
Медведь:
Вот беда,
В темноте пошарил лапой
И вскочил: кругом вода.
Ёж:
Заспешил Медведь наружу
Заливает: не до сна!
Заяц:
Вылез он и видит лужи,
Тает снег….. Пришла: Весна!
(Танец зверят под песню «Улыбка»)
(Заходит девочка)
Маша: Здравствуйте, зверята!
Медведь: Ой, девочка! Здравствуйте!
(Девочка плачет)
Медведь: Мы напугали её. А ну, отойдите.
Маша: Да нет. Я просто ищу Дружка своего. Сил нет уже. Нигде его нет. Что делать?
Заяц: Про какого-то Дружка говорит.
Маша: Да это пёсик. Бабушка его Рыжим носиком зовёт. А я его зову Дружок.
Ёж: А-а, я догадываюсь. Это дел рук Бабы - Яги.
Белка: Не волнуйся, мы все тебе поможем найти твоего Дружка, успокойся.
Маша: Правда, поможете?
Все: Поможем, поможем! (уходят)
(Выбегает Леший. Песня Лешего. После окончания песни, Леший режет ствол дерева ножом. Заходит Баба-Яга)
Баба Яга: Нуууу, на сегодня какие гадости вы совершили?
Чёрт: Мы успели только одну.
Леший: Но зато какую большую гадость. Мы изрезали берёзу, из неё течёт сок.
Яга: Молодцы! Запишем в книгу гадостей ещё одну гадость. (уходят)
(Появляются звери, девочка)
Ёж: (подходит к берёзе) Посмотрите, посмотрите, рана на берёзе.
Заяц: Какой-то злодей изрезал ствол дерева ножом.
Белка: Дерево погибнет.
Медведь: А может ничего не случилось. Подумаешь, сломал одну ветку, сорвал растение, напился берёзового сока.
Лиса: Или раздавил бабочку?
Маша: Да как вы можете? Деревья растут, дышат. Каждая сломанная ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка - это маленькая рана, нанесённая природе. А если одну такую рану нанесёшь ты, Моня, другую твой товарищ - Заяц, третью ты - Ёж, четвёртую ты - Лиса, пятую - кто- то ещё, то что останется от природы?
Заяц: Так не дадим же дереву засохнуть!
Маша: Мы сейчас её ранку платочком перевяжем.
(Звучит музыка. Выходят девочки - «цветы» садятся в круг.
Лиса: Посмотрите, посмотрите, какие красивые цветы.
Белка: Ах, какие красивые: красные, белые, голубые.
Ёж: Давайте-ка, мы их нарвём. (все наклоняются к цветам)
Маша: Стойте! Эти цветы нельзя рвать. Они занесены в Красную книгу.
(Маша танцует и поет под песню «Волшебный цветок»)
«Цветы» рассказывают о себе.
Ландыш:
Я - ландыш. Я зацветаю в мае
Когда весенний первый гром
Как бы резвяся и играя
Грохочет в небе голубом.
Живу я в тени под дубками. В моих белоснежных цветах кормятся первые насекомые. К сожалению, я стал редким растением и занесён в Красную книгу.
Подснежник: Я подснежник. Мои белоснежные цветы похожи на небольшие колокольчики. Я начинаю расти в феврале под снежным одеялом. Немного в лесах осталось подснежников, поэтому их нужно охранять. Подснежник занесён в Красную книгу.
Первоцвет: Я первоцвет. Зацветаю весной в апреле и мае. Полянки, где растут мои цветы, кажутся золотистыми. Листья мои мягкие, светло-зелёные. Бабочки и шмели находят в моих цветках сладкий сок - нектар. Люди лечатся первоцветом от кашля. Вот какой я чудесный цветок. К сожалению, я тоже занесён в Красную книгу.
Заяц: А почему вас так стало мало?
Ландыш: Баба-Яга вместе со своими друзьями разные пакости делают: не только людям, но и растениям.
Первоцвет: Хочет она всех со свету сжить.
Маша: Мы тоже ищем её. Я потеряла своего пёсика. Наверное, Баба-Яга забрала.
Подснежник: Вы уже близки у цели. Вот пойдёмте по этой тропинке и там её избушка на курьих ножках. Но его охраняют зоркие сторожа Леший и Чёрт.
(звучит классическая музыка)
(Баба-Яга поёт песню. Леший и Чёрт пляшут. Заходят звери)
Ёж: Эй, вы, злодеи, скажите, где вы скрываете Рыжего носика?
Леший (выхватывает меч) Э-Э, ты с кем так разговариваешь? Это я злодей?
Ты почему меня злодеем называешь?
Маша: Постойте. Спрячьте свой меч. Пожалуйста. Скажите. Добрый человек, как нам пёсика Рыжего носика найти?
Леший (радостно) Слышал, Чёрт?. Она меня добрым человеком назвала. Ты слышал?
Маша (обращается к Чёрту) Ах, какой хорошенький, какой красивый.
Чёрт (плачет) Никто меня так ласково не называл. Но мы не злодеи.
Чёрт: Нет, не злодеи. И Яга тоже не злодейка. Это всё - злые люди.
Чёрт: Если бы они с нами так хорошо поступали, так красиво разговаривали, то мы бы не превратились в таких, таких…(плачет) И Яга была бы доброй старушкой.
(Заходит Баба Яга)
Маша: Добрый день, бабушка! Как здоровье?.
Яга: Сердце у меня растаяло от твоих добрых слов, девочка. Я долгое время жила в лесу, следила за порядком. У меня была должность: охранять лес, природу. Но приходили злые люди в лес, они назывались браконьерами: исчезали животные, птицы, растения. Исчез дикий бык- тур. Он был могучим, красивым зверем. А исчез он потому, что люди охотились на него и вырубали целые леса, где жил дикий бык. (показ картины с изображением быка) Исчезло самое красивое растение на земле - лотос (показ картины). Его цветки были нежно-розовые, как будто пришли из сказки. Исчезли и орёл-беркут и жук-олень. (картины) Исчезли навсегда. Люди погубили их. А когда люди выбирали красивые, нарядные цветы, да рвали помногу, про меня стали говорить, что я колдунья. Не могла я с ними одна справиться. С каждым днём моё сердце каменело. И мои друзья выросли жестокими. Они тоже научились делать зло. Мы столько лет не слышали добрых слов. Благодаря тебе, наши сердца растаяли и вновь обрели покой. А пёсика вашего мы нашли в лесу, заблудившегося, с раненой лапой. Видно, браконьеры стреляли в него и нечаянно попали. Мы выходили его.
Пёсик: Гав! Гав! (подбегает к девочке)
Маша: Ах ты, озорник! Всех всполошил. Бабушка ждёт, не дождётся тебя.
Белка: А кто же, виноват в том, что происходит в природе?
Яга: Сами люди.
(Выходят дети с плакатами)
Плакаты с надписями:
- ПРИРОДА - источник воздуха, воды и пищи.
- ПРИРОДА - источник укрепления здоровья.
- ПРИРОДА - источник красоты
- ПРИРОДА - источник доброты
- ПРИРОДА - источник познания
- ПРИРОДА - источник жизни на Земле.
Чтецы:
1 ученик: Как хорошо жить на Земле, когда знаешь, что где-то есть такие замечательные живые существа!
2 ученик: Как горько будет, если они исчезнут. А это, к сожалению, может случится. И лотос, и жук-олень, и орёл - беркут, стали сейчас очень редкими. Они внесены в особую книгу - Красную книгу.
(Заходит Красная книга)
Красная книга: Много страниц в моей книге. Много на моих страницах записано растений и животных, которые могу исчезнуть навсегда. Но сейчас, пока ещё не поздно, люди обязаны их спасти.
3 ученик: Грустно будет, если в лесу никогда больше не раскроются чудесные цветы башмачка. Простят ли себя люди, если на земле не останется ни одного белого медведя, ни одного тигра, ни одного моржа.
4 ученик: Можно ли допустить, чтобы исчезли пеликаны и журавли, бабочка-махаон и жук - дубовый усач?
Красная книга: Все эти животные и растения из моей книги. Они ждут от людей помощи.
5 ученик: В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце - доброта. Добрый человек - это тот, кто любит людей, помогает им.
6 ученик: Добрый человек любит природу и сохраняет её. А любовь и помощь согревают как солнце.
7 ученик: Любовь к природе, забота о ней делает человека добрее. Значит- природа - источник доброты.
8 ученик:
Давай пройдёмся
Медленно по лугу
И здравствуй скажем каждому цветку
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтобы рвать или срезать
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать!
9 ученик:
Как яблоко на блюдце, у нас Земля одна.
Не торопитесь, люди, все выскрести до дна.
Немудрено добраться до скрытых тайников,
Разграбить все богатства у будущих веков.
Мы общей жизни зёрна, одной судьбы родня.
Нам пировать позорно в счёт будущего дня.
Поймите это, люди, как собственный приказ,
Не то Земли не будет у каждого из нас!
(песня «Лесной марш»)