Предметы естественного цикла, обладают большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения географии и биологии выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика.
Острота современных экологических проблем выдвинула перед школой задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, охране природных богатств.
Эффективность экологического воспитания обучающихся целиком зависит от создания правильного использования развивающей среды, а также от системной педагогической работы с детьми. Важно сформировать осознанное правильное отношение к природе, окружающей среде, объектам живой и неживой природы.
Одной из задач работы по экологическому воспитанию является расширение объема интереса школьников к природе, формирование его устойчивости и направленности ко всему в природе и о природе, к охране природной среды, знакомство с заповедными территориями.
Заповедники, заказники - особо охраняемые природные территории (ООПТ) предназначены для сохранения типичных и уникальных природных ландшафтов, разнообразия животного и растительного мира, охраны объектов природного и культурного наследия.
Сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий является одним из приоритетных направлений государственной экологической политики Российской Федерации. Заповедники - образцы нетронутой, дикой природы - по праву называют природными лабораториями. Они особенно нужны нам сейчас, когда мы должны понять направления изменений природной среды под влиянием деятельности человека и отыскать пути наиболее бережного и разумного использования ее богатств.
Значение заповедных территорий стало очевидным и в глобальном масштабе. В настоящее время насчитывается Национальных парков и крупных природных резервуаров, по списку ООН- 1035.
Краеведческий компонент в изучении географии и биологии, направлен на то, чтобы учащиеся лучше узнали географические и экологические особенности своей малой Родины - Белгородской области. Выполнение краеведческих заданий предполагает высокий уровень самостоятельности и эрудиции учащихся. К таким заданиям относят: краеведческие лабиринты, смысловое чтение, кроссворды, составление логических цепочек, исправление биологических ошибок в тексте (Приложение №1).
Задания предусматривают работу с учебником, картами и приложениями. Необходимо использовать результаты собственных наблюдений и исследований географических и экологических особенностей того места, где проживают.
Задача учителя - руководить деятельностью обучающихся, чтобы они могли проявлять свои дарования, способствовать развитию творческих способностей, максимально вовлечь учащихся в процесс познания окружающего мира, способствовать формированию познавательного интереса к географии и биологии. Поэтому в основу подготовки учебного занятия была положена система творческих заданий, способствующих развитию личности.
Таблица 1
Влияние различных видов заданий на развитие творческого потенциала учащегося
Типы творческих заданий |
Способствуют развитию, психических свойств |
|
Репродуктивного уровня |
рисунок |
воображение |
сообщение |
устная речь, память |
|
чайнворды, кроссворды, ребусы, синквейны. |
мышление, память, внимание |
|
игра "термин-понятия" |
память, внимание |
|
Частично-поискового уровня |
рассказ с ошибками |
внимание, память |
составление логических цепочек |
внимание, логическое мышление |
|
узнай объект (по контуру, фрагменту карты, по описанию) |
внимание |
|
Творческий уровень |
путешествие |
внимание, память, мышление, воображение |
решение географических задач |
внимание, логическое мышление |
|
составление образца территории |
внимание, память, логическое мышление, воображение |
|
социологический опрос |
внимание, мышление |
|
свое задание |
внимание, память, мышление, воображение |
Таблица 2
Классификация творческих задач (по Шелонцеву В.А., Ждан Н.А.)
Типы творческих задач |
Виды творческих задач |
|
По функциям |
По дидактическим целям |
|
Конвергентного характера |
1-го уровня по овладению теоретическими и практическими знаниями |
рисунок, сообщение, чайнворды, кроссворды, ребусы, игры, синквейны |
2-го уровня по приобретению необходимых умений и навыков |
узнай объект, составление рассказа |
|
Дивергентного характера |
3-го уровня по развитию логического мышления |
рассказ с ошибками, составление алгоритмизированных логических цепочек |
4-го уровня по развитию творческого мышления |
выполнение географических задач на моделирование и проектирование, составление образа территории, путешествия по..., сочинение стихотворений |
Изучая, особенности природы своего края, обучающиеся лучше усваивают учебный материал, получают знания, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности, учатся любить Родину, беречь природу, рационально использовать её ресурсы.
Приложение 1
Викторина
"Я предлагаю вам вспомнить всё, что вы знаете о нашем родном крае.
Сейчас мы попробуем выявить знания области, в которой мы с вами живём.
- Что изображено на гербе Белгородской области? (Орёл надо львом).
- Назовите губернатора Белгородской области. (Е.С.Савченко).
- Природная зона, в которой расположена область. (Лесостепь).
- Основной тип почвы, образованный на территории области. (Чернозём).
- Основные полезные ископаемые в недрах области. (Железная руда, глина, мел, минеральная вода).
- Назвать реки, которые протекают по территории области. (Северский Донец, Оскол, Тихая Сосна, Ворскла, Короча).
- Назовите самое крупное животное, которое обитает на территории области. (Лось).
- Крупнейший храм Белгородчины. (Преображенский собор).
- Самый большой исторический музей г. Белгорода. (Музей-диорама "Курская битва. Белгородское направление").
- 10.Чьё имя, носит Белгородский драмтеатр? (М.С.Щепкина)
- В честь какого генерала ВОВ, названы две улицы нашего города? (Н.Ф.Ватутина).
- В каком году была образована Белгородская область? (6 января 1954 года).
- Район Белгородской области, который славится яблоками? (Корочанский)
- В честь какого известного геолога назван город в Белгородской области? (Губкин).
- Назовите имя нашего земляка святителя, епископа Белгородского и Обоянского. (Иоасаф).
Источник: https://infourok.ru/konspekt-vneurochnogo-meropriyatiya
Кроссворд «Знаешь ли ты родное Белогорье?»
- Название главной площади Белгородской области.
- Этим видом почв знаменит наш край
- Знаменитый русский актер, наш земляк, его имя носит белгородский государственный драматический театр.
- Название волейбольной команды нашей области.
- Во время Великий Отечественной войны, 5 августа 1943 г., освобождая наш город от немецко-фашистских захватчиков, он первым ворвался в оккупированный город на своем танке. Эта улица названа в его честь, здесь поставлен памятник погибшему танкисту.
- Река, протекающая в Белгороде.
- Имя этой спортсменки, уроженки Белгородской области, носит Спортивный комплекс Белгородского государственного университета.
- Музейный комплекс, построенный в нашем городе в честь сражения на Огненной дуге.
- Река, давшая название двум крупнейшим городам Белгородской области.
- Благодаря какому полезному ископаемому наш город получил свое имя?
- Он изображен и на гербе города Белгорода, и на гербе Белгородской области.
- Фамилия Главы администрации Белгородской области, ее губернатора.
Ответы:
- Соборная
- Черноземы
- Щепкин
- Белогорье
- Попов
- Везёлка
- Хоркина
- Диорама
- Оскол
- Мел
- Лев
- Савченко
Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/08/31
Логическая цепочка
Установите последовательность, отражающую систематическое положение растения Красной книги - Пион узколистный (воронец), начиная с наименьшего таксона.
- Класс Двудольные
- Пион узколистный
- Отдел Покрытосеменные
- Семейство Пионовые
- Род Пион
«Верные и неверные утверждения»
Учащимся дается таблица с утверждениями. До прочтения текста учитель предлагает учащимся выбрать верные по их мнению утверждения и отметить их +, если с ними согласны, а если не согласны, то отметить знаком "-". Далее учитель спрашивает «Хотите узнать верные ответы». Предлагает учащимся прочитать текст самостоятельно или зачитывает сам. Учащиеся сравнивают результаты до и после прочтения текста, свериться с первоначальным утверждением.
Например, учащихся 7 класса на уроке по теме «Многообразие и значение насекомых» заполняют таблицу, оценивая утверждения. Затем читают текст, предложенный учителем:
Божья коровка
Алую половинку горошины, ползающую на шести черных лапках, повсюду величают ласково. У нас ее зовут божьей коровкой или солнышком, в Западной Европе - божьей овечкой, солнечным теленочком. Множество насекомых не тратит время и силы на окраску одежды: предпочитают зеленеть от съеденного хлорофилла, желтеть от каротина и ксантофилла, которые осенью придают очарование листве. Для божьих коровок такой путь практически невозможен - вегетарианцев среди них раз-два и обчелся. Поэтому солнечным телятам приходится добывать краски в поте лица. Вероятно, черные и коричневые меланины они вырабатывают как побочный продукт при обмене веществ, а яркие красные и желтые пигменты - производные мочевой кислоты- синтезируются специально. Вот и выходит, что сияющим видом коровка обязана только себе. Зачем же такой яркий наряд? Да затем, чтобы не трогали. В ней яд контаридин, обжигающий горло птицам, схватившим ядовитое насекомое.
В другой раз они облетят коровку стороной. Наши предки, не в пример птицам, коровок не выплевывали. Наоборот, живую букашку запихивали в больной зуб или раздавленным жучком натирали десны. В былые времена божьими коровками спасались от кори. В наши дни коровки родолии спасли цитрусовые плантации нескольких стран, когда на деревья набросился страшный вредитель, случайно завезенный из Австралии, - желобчатый червец. Этот червец не боялся даже такого яда, как синильная кислота. Удостоверившись, что химикаты скорее погубят деревья, чем уничтожат вредителей, решили прибегнуть к услугам родолии, которая в Австралии испокон веков воевала со зловредным червецом. Маленькие хищницы ехали со всеми удобствами в отдельной каюте, где в кадках стояли лимонные деревья. На деревьях кишел обед - червецы. На этом пастбище и паслись коровки, а чтобы они не разбежались, деревья окутали тончайшей сетью. Коровки благополучно переехали на новое место жительства, и червецы, спасаясь от коровок, перебрались с цитрусов на испанский дрок.
После прочтения текста, учащиеся вновь обращаются к таблице, переосмысливая свои знания.
Таблица в заполненном виде может выглядеть так:
Утверждение |
До чтения текста |
После чтения текста |
Божья коровка ядовита |
+ |
+ |
Божья коровка всеядна |
+ |
- |
Живой божьей коровкой люди лечат зубы |
+ |
+ |
Красный пигмент вырабатывается от поедания плодов красного цвета |
+ |
+ |
Божьих коровок люди перевозят специально за тысячи км для борьбы с вредителями |
- |
+ |
Божьих коровок нужно охранять |
+ |
+ |
Птицы не клюют божьих коровок |
- |
+ |
Вариантом приёма «Верные и неверные утверждения» является самостоятельное создание учащимися перечня верных и неверных утверждений по определённой теме, которые затем оценивают одноклассники, исправляя неверные утверждения. Например, составленные учащимися утверждения по теме «Общая характеристика и происхождение прокариот»:
- Все микробы - бактерии
- Скопления бактерий называются колониями
- Бактерии видны только в микроскоп.
- Все заболевания человека вызываются только бактериями
- Клетки бактерий имеют ядро
- Бактерии размножаются делением клетки
- Бактерии - древние обитатели нашей планеты
- Бактерии могут жить без доступа воздуха
- Кокки - это палочковидные бактерии
- Некоторые бактерии могут фиксировать атмосферный азот
Ответы учащихся: 1-2+3+4-5-6+7+8+9-10+
Источник: https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2013/03/01/
Пример задания на исправление биологических ошибок в тексте:
Перед Вами текст, содержащий пять биологических ошибок. Внимательно прочтите его, найдите ошибки и объясните, в чем они заключаются.
Жарким июльским днём ребята из лагеря отдыха побежали купаться к реке. «Осторожно! - сказал воспитатель. - Вы поскользнуться на зарослях на зарослях бурых водорослей фукусов, которые сплошным ковром покрывают берега реки. На мелководье кишели волосатики - опылители водных цветковых растений. Плавающие насекомые опыляли погружённые в воду папоротники и мхи. Внимание ребят привлекла кубышка - растение, у которого имеется два типа листьев: плавающие на поверхности и полностью погружённые в воду. Последние лишены кутикулы, с их помощью растение получает минеральные вещества. Корней у кубышки, как и у всех водных растений, нет. Выкупавшись, ребята вышли на берег, все перепачканные зелёной водорослью ряской».
(Источник: «Областная интернет-олимпиада «Дошколята - Эколята, Эколята - друзья и защитники природы»).