Проект «Психологическая безопасность несовершеннолетних в образовательной организации»

Разделы: Школьная психологическая служба


1. Проблема, на решение которой направлен проект

Человек может быть психически здоровым только в определённых условиях. Для ребёнка таким условием является безопасная образовательная среда.

Среда традиционно разделяется на физическую и социальную.

В социальной среде, в свою очередь, выделяют макро - и микросоциальный уровень. К макросоциальному уровню относятся демографический, экономический и другие факторы, воздействующие на человека, к микросреде - его непосредственное окружение (семья, референтная и профессиональная группа и т.д.).

В отечественной психологии связь человек с социальной средой соотносится с проблемой становления человека как личности.

Нормальное, гармоничное развитие человека возможно только в социальной среде с определенными параметрами, где безопасность - это один из важнейших.

2. Актуальность темы проекта

Большинство проблем взрослой жизни берут свой исток из детства. Окружающие детей люди вольно или невольно становятся причиной серьёзных психологических травм. Родители, воспитатели в детском саду, старший брат, строгая соседка, страшный сюжет по телевизору или из интернета могут послужить психическим расстройствам, которые в детстве могут проявляться не столь чётко, а в зрелом возрасте дать о себе знать серьёзными фобиями, нездоровыми склонностями, психозами и неврозами.

В образовательном организации обучающийся проводит зачастую больше времени, чем в семейной среде, поэтому степень влияния данного микросоциума на развитие, здоровье и поведение ребенка или подростка трудно переоценить.

Однако ситуация в сфере комплексной работы по обеспечению безопасности, сохранению и укреплению психического и соматического здоровья обучающихся далека от благополучия.

Это обусловливает необходимость поиска новых подходов к решению задач обеспечения безопасности, сохранения и укрепления здоровья обучающихся, удовлетворения их потребности в безопасности. [7]

Эффективность современного образования и создание условий для развития и совершенствования социально значимых качеств личности зависит от организации пространства, в котором осуществляется целостный педагогический процесс. В социальной педагогике образовательное пространство рассматривается как один из ведущих факторов социального воспитания подрастающего поколения. [13]

Цель проекта: определение условий, при которых среда образовательной организации будет психологически наиболее безопасной.

Задачи:

  • Дать определение понятию безопасной психологической среды школы, ее модель;
  • Определить основные угрозы для психологической безопасности личности обучающихся;
  • Определить технологии создания психологической безопасности образовательной среды школы;
  • Определить основные методически-организационные условия осуществления предлагаемых психотехнологий.

3. Этапы проекта

1. Определение темы проекта;
2. Обозначение проблемы, связанной с темой проекта;
3. Актуальность темы проекта;
3. Постановка целей и задач проекта;
4. Определение рисков проекта;
5. Определение целевой группа проекта;
6. Изучение и анализ информации по теме проекта;
7. Предполагаемые результаты проекта.

4. Риски проекта

1. Формальный подход, неготовность всех участников образовательного процесса включаться в работу по устранению рисков и угроз психологической безопасности;

2. Слабая заинтересованность проблемами психологической безопасности со стороны родителей;

3. Несистематичность работы по развитию психологической безопасности в образовательной огранизации.

5. Определение целевой группа проекта

Пользу от реализации проекта получат обучающиеся, родители и педагоги.

Совместное обсуждение и выработка правил безопасного взаимодействия всеми участниками образовательной среды - оказание помощи участникам в самопознании, позитивном самоотношении, адаптации к реальным жизненным условиям, формировании ценностно-мотивационной сферы и системы отношений к другим, осознание ценности ненасилия, преодоление профессиональных деформаций, достижение эмоциональной устойчивости, способствующей личностному и профессиональному росту и саморазвитию.

6. Изучение и анализ информации по теме проекта

6.1. Безопасная психологическая среда школы, ее модель.

В отечественной психологии связь человека с социальной средой соотносится с проблемой становления человека как личности. Нормальное, гармоничное развитие человека возможно только в социальной среде с определенными параметрами, где безопасность - это один из важнейших.

В структурной модели образовательной среды выделяют 4 направления (И.Баева): личностно-эмоциональная защищенность участника образовательных отношений или незащищенность; социально-психологическая умелость или неумелость.

Вместе они формируют 4 варианта образовательной среды: либеральную, попустительскую, манипулятивно-авторитарную и партнерскую среду.

Психологически безопасной является только партнерская среда, где сочетаются и социально-психологическая умелость педагогов и личностно-эмоциональная защищенность детей

Под «безопасной психологической средой школы» понимается среда взаимодействия, свободная от проявления психологического насилия, имеющая референтную значимость для включенных в нее субъектов (в плане положительного отношения к ней), характеризующаяся преобладанием гуманистической центрации у участников (т.е. центрации на интересах (проявлениях) своей сущности и сущности других людей) и отражающаяся в эмоционально-личностных и коммуникативных характеристиках ее субъектов.

Только в психологически безопасной образовательной среде вырастает здоровая личность, которая не принимает решения в ущерб себе и окружающим, т.е. фактически безопасная среда - та, которая сохраняет, поддерживает и развивает психическое здоровье и психологическое благополучие ее участников. [2]

Модель И.Баевой

6.2. Угрозы психологической безопасности образовательной среды.

Основной угрозой является получение психологической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью, удовлетворению основных потребностей, т.е. возникает препятствие на пути самоактуализации. Основной источник психотравмы - психологическое насилие в процессе взаимодействия.

В организационном аспекте угрозу здоровью участников образовательной среды создает неразвитость системы психологической помощи, в результате чего деятельность службы сопровождения в системе образования оказывается неэффективной.

Устранение перечисленных угроз в образовательной среде будет способствовать снижению психологических опасностей в образовательном пространстве, а в более широком масштабе - способствовать распространению безопасных отношений участников в социальной жизни.

Психологически безопасными можно считать такие межличностные отношения, которые вызывают чувство принадлежности (референтной значимости среды), убеждают человека в безопасности и укрепляют психическое здоровье.

Анализ угроз позволяет сформулировать критерии психологической безопасности образовательной среды:

1. Защищенность от психологического насилия во взаимодействии для всех участников образовательной среды. Угрозой психологической безопасности будет непризнание референтной значимости образовательной среды ее участниками и, как следствие, реализация намерения ее покинуть или отрицание ее ценностей и норм.

2. Референтная значимость образовательной среды, фиксируемая как отношение к ней. Угрозой психологической безопасности будет отсутствие у всех участников образовательной среды удовлетворенности основными характеристиками процесса взаимодействия.

Проявления удовлетворения: эмоциональный комфорт, возможность высказать свою точку зрения; уважительное отношение к себе; сохранение личного достоинства; возможность обратиться за помощью, учет личных проблем и затруднений; внимание к просьбам и предложениям; помощь в выборе собственного решения.

3. Уровень удовлетворенности основными характеристиками процесса взаимодействия. Создается через психолого-педагогические технологии, построенные на основаниях диалога, на обучении сотрудничеству и отказу от психологического насилия во взаимодействии и направленные на развитие и формирование психологически здоровой личности. [6]

6.3. Технологии создания психологической безопасности образовательной среды школы.

Предлагаемые технологии выполняют ряд функций: психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая поддержка, психологическая реабилитация, социально-психологическое обучение.

Психологическая профилактика - содействие полноценному развитию личности всех участников учебно-воспитательного процесса, предупреждение возможных личностных деформаций в процессе взаимодействия, помощь в осознании деструктивного влияния психологического насилия. Основной задачей психологической профилактики является создание условий, содействующих адекватному и компетентному реагированию личности на проявления психологического насилия, отказ от использования его форм во взаимодействии. [11]

Сущность психопрофилактической функции состоит в создании с помощью психотехнологий условий для предотвращения ситуаций психологического насилия. В ходе реализации данной функции используются следующие техники:

  • Повышение социально-психологической компетентности участников образовательной среды по вопросам психологической безопасности в ходе проведения семинаров, групповых дискуссий по проблемам психологического насилия, проектирование ненасильственных альтернативных моделей поведения.
  • Использование данных о показателях психического здоровья участников с целью формирования индивидуальной программы психогигиены: снижение выраженности синдрома эмоционального выгорания; уровня эмоциональной напряженности; изменение самоотношения; гармонизация соотношения между «Я-реальным» и «Я-идеальным» и т.п.
  • Совместное обсуждение и выработка правил безопасного взаимодействия всеми участниками образовательной среды. Психологическое консультирование - оказание помощи участникам в самопознании, позитивном самоотношении, адаптации к реальным жизненным условиям, формировании ценностно-мотивационной сферы и системы отношений к другим, осознание ценности ненасилия, преодоление профессиональных деформаций, достижение эмоциональной устойчивости, способствующей личностному и профессиональному росту и саморазвитию. [8]

Техники группового консультирования, включенные в занятия со всеми учебно-тренировочными группами, опираются на результаты как предшествующей диагностики отношения к образовательной среде, удовлетворенности основными характеристиками взаимодействия с учетом их значимости для субъекта, уровня психологической защищенности (с использованием его структурных составляющих), так и личностно-эмоциональных и коммуникативных характеристик, трактуемых как показатели психического здоровья. [10]

Психологическая коррекция - активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в личностном и профессиональном развитии, гармонизацию психического здоровья и устранение деформаций, вызванных психологическим насилием в межличностных отношениях участников образовательной среды.

В практической психологии выделяют два направления коррекции. Первое представляет комплекс индивидуализированных мероприятий по усилению регулирующих функций психики, развитию эмоционального самоконтроля и самоуправления. Второе - нормативно-ценностная коррекция, которая заключается во внесении определенных направлений в индивидуально-личностную систему норм и поведенческих эталонов, в соответствие с которой человек корректирует исполнение своих жизненных и деятельностных функций. [5]

В предлагаемых технологиях используется в основном второй подход, так как работа носит групповой характер. Предметом коррекционной работы выступают: негативное или нейтральное отношение к образовательной среде, характеристики взаимодействия, имеющие низкий уровень удовлетворенности ими; проявления психологического насилия во взаимодействии, по которым участник ощущал себя наименее защищенным, ряд других характеристик образовательной среды, которые воспринимались как необоснованное лишение личностной свободы, что приводило к неадекватному поведению.

Психологическая реабилитация - процесс, мобилизующий личностные адаптационные механизмы при переживании психотравмирующих обстоятельств, вызванных состоянием внешней среды. Реабилитация предполагает возвращение того, что утрачено или может быть утрачено в связи с изменением условий.

Именно психологические тренинги, чаще всего, рассматриваются как реабилитационные психотехнологии. В нашем исследовании использовались тренинги социальных и жизненных умений. Данный вид психотехнологий применяется в личной и профессиональной жизни в целях психологической поддержки и развития. В данном подходе на основе поведенческой терапии (Т-группы), обогащенной приемами гуманистической психологии, выделяют три основные модели:

  • первая модель включает следующие категории жизненных умений: решение проблем общения, настойчивости, уверенности в себе, критичности мышления, умения самоуправления и развития «Я-концепции»;
  • вторая модель в качестве целей тренинга включает: межличностное общение, поддержание психического здоровья, развитие аутентичности и принятие решений;
  • третья модель включает тренинги эмоционального самоконтроля межличностных отношений, самопонимания, самоподдержки. Репертуар психологических приемов из всех вышеперечисленныхмоделей используется для составления психотехнологий по созданию психологической безопасности образовательной среды. [9]

Социально-психологическое обучение - активное групповое воздействие, направленное на помощь в усвоении эффективных способов и приемов взаимодействия, свободных от проявления психологического насилия, создающее социально-психологическую умелость, реализующее принцип развивающего воспитания и защищенности личности и обеспечивающее поддержку в решении возрастных, жизненных и профессиональных проблем. Данная функция тесно связана с психологической реабилитацией и использует аналогичные психотехники.

Социально-психологическое обучение мы рассматриваем как центральное, системообразующее направление в структуре целостной программы психологического сопровождения, так как безопасность образовательной среды зависит от способности службы сопровождения обеспечить отсутствие психологического насилия. Именно обучение общению, свободному от проявления психологического насилия, является своеобразным механизмом создания психологической безопасности образовательной среды. Основные (базовые) потребности подлежат удовлетворению только в процессе межличностного общения. Именно эта ситуация способствует «запуску» и функционированию внутренних механизмов, позволяющих человеку развиваться в сторону личностной зрелости, так как порождает внутриличностное общение. [12]

Возникновение внутриличностного общения и его содержательная характеристика определяются качеством внешних условий, и прежде всего психологической безопасностью образовательной среды.

Работа в направлении создания психологической безопасности образовательной среды должна основываться на гуманистически ориентированных технологиях и нормах личностного развития. В основе таких технологий лежит качество процесса взаимодействия, что приводит к снижению нервно-психического напряжения, повышает способность к саморегуляции, то есть способствует повышению психического здоровья. [3]

6.4. Основные методически-организационные условия осуществления предлагаемых психотехнологий.

1. Проведение системы психологических занятий и тренингов со всеми участниками образовательной среды школы: обучающимися, учителями, родителями.

2. Программа психологического сопровождения для каждого из субъектов учебно-воспитательного процесса должна включать групповые дискуссии и упражнения по вопросам безопасного психологического взаимодействия, ненасильственной коммуникации, последствий психологического насилия для личностного роста.

3. Содержание конкретной программы сопровождения должно соотноситься с проблемами возрастного и профессионального развития ее участников.

4. В каждой из программ, помимо содержательных задач, отрабатываются психологические умения партнерского, диалогического общения, приемы создания безопасного психологического взаимодействия и сотрудничества, при обсуждении группового опыта отмечаются вышеназванные аспекты.

5. В конце обучающего психологического цикла проводится совместное занятие в виде имитационно-ролевого события, деловой игры, в которой совместно участвуют все субъекты учебно-воспитательного процесса. Результатом должен быть совместный договор о правилах и условиях поддержания психологической безопасности образовательной среды. Психологическая безопасность должна быть конкретизирована в системе мер, ее обеспечивающих, и профилактике угроз, ее нарушающих.

6. Программа сопровождения по созданию и поддержке безопасной образовательной среды школы осуществляется на протяжении всего учебного года. [1, 2]

7. Предполагаемые результаты проекта

Предполагаемый результат проекта - психологическая безопасность несовершеннолетних в образовательной организации.

Только в психологически безопасной образовательной среде вырастает здоровая личность, которая не принимает решения в ущерб себе и окружающим, т.е. фактически безопасная среда - та, которая сохраняет, поддерживает и развивает психическое здоровье и психологическое благополучие ее участников.

8. Заключение

Образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов образовательного процесса, межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования, и специально организованных психолого-педагогических условий для формирования и развития личности. Психологически безопасной можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней; высокие показатели индекса удовлетворенности взаимодействием и защищенности от психологического насилия.

Факторами риска в образовательной среде могут быть: недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами, материально-технической базы, низкая активность учащихся и педагогов, несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта, уровень воспитания и культуры, личностно-психологические характеристики участников учебно-воспитательного процесса, несформированность представлений и профилактики психического и физического здоровья. [4]

Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников. Концепция психологической безопасности образовательной среды - это система взглядов по обеспечению защищенности участников от угроз позитивному развитию и психическому здоровью в процессе педагогического взаимодействия.

Технологии создания психологической безопасности образовательной среды школы должны выполнять ряд функций: психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая поддержка, психологическая реабилитация, социально-психологическое обучение.[14]

Литература

  1. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. СПб., 2002.
  2. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. СПб., 2002.
  3. Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). М., 1999.
  4. Гражданкин А.И. Опасность и безопасность // Безопасность труда в промышленности. 2002. № 9. С. 41-43.
  5. Дерябо С.Д. Диагностика эффективности образовательной среды. М., 1997.
  6. Зеленков М.Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в XXI в. М., 2002.
  7. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. М., 2000.
  8. Корчак Я. Как любить ребенка // Педагогическое наследие. М., 1990.
  9. Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. М., 2000.
  10. Пихтарников А.Л. Беспомощность подростков и психологическое консультирование // Наш проблемный подросток: понять и договориться / Под ред. Л.А.Регуш. СПб., 2001. С. 45-73.
  11. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В.Дубровиной. Екатеринбург, 2000.
  12. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.
  13. Регуш Л.А. Безопасность обучения школьников // Психологическая культура и психологическая безопасность в образовании (Санкт-Петербург, 27-28 ноября 2003): Материалы Всероссийской конференции. М., 2003. С. 182-185.
  14. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 1997.