Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие.
Разрешаю тихо сесть.
Тсссс, секреты мира здесь.
Прозвенел уже ... (звонок),
Начинается ... (урок) -
Интересная наука
О чудесном мире звуков.
К нотам тянется рука,
Ведь урок наш - ... музыка!
Пропевание: «Здравствуйте, ребята», «Здравствуйте, учитель».
2. Повторение пройденного материала
Наше путешествие в мир музыки продолжается. Чтобы начать урок, давайте ответим на вопросы Феи Музыки. Вспомните, кто необходим, чтобы музыка появилась?
В пустые квадратики нам нужно вписать слова. Кто нужен для того, чтобы зазвучала музыка?
Ответы детей, на экране открываются буквы-слова
- исполнитель
- композитор
- слушатель
Молодцы!
Я предлагаю вам стать слушателями. Давайте повторим правила слушания музыки.
Ответы детей.
Сейчас прозвучит песня, которая подскажет нам тему урока. Послушайте внимательно, о чем песенка? О каких друзьях учеников в песне поется?
- Сядьте, как слушатели.
- Послушаем тишину.
Слушание. Звучит «Песня о школе» муз. Д.Кабалевского, сл.В.Викторова
- О чем же рассказала нам песенка? О каких друзьях учеников вы узнали?
Ответы детей.
Действительно, наши лучшие друзья - буквы, цифры, ноты. Как же появились буквы, цифры и ноты в нашей жизни? Сегодня я расскажу вам об этом. Расскажу, как возникла азбука. И тема урока звучит так: "Азбука, азбука каждому нужна".
- Чтобы мы могли прочитать книги, что нужно знать?
Ответы детей (БУКВЫ)
- А сколько букв в азбуке?
Ответы детей (33)
- А чтобы уметь считать, что нужно знать?
Ответы детей (ЦИФРЫ)
- Сколько вы знаете цифр?
Ответы детей (10)
- А чтобы стать музыкантом, сочинять и исполнять музыку, что нужно знать?
Ответы детей (НОТЫ)
- Правильно, ноты!
- Сколько же всего нот в музыке?
Ответы детей (7)
Составили наш алфавит два брата, Кирилл и Мефодий, более 1000 лет назад. Тогда буквы называли по-другому: Аз, Буки, Веди, Глагол. По первым буквам Аз и Буки сложили слово АЗБУКА. Из разных букв мы можем сложить любое слово.
Современные цифры существуют также более 1000 лет. И хотя цифр всего 10, из них можно сложить любое число. Например, если 1 и 0 поставить рядом, получится число 10.
А чтобы записать любую мелодию, что нужно знать? Ноты!
Чтобы уметь читать ноты, музыканты тоже изучают АЗБУКУ! Только азбука эта музыкальная. Давайте и мы познакомимся с музыкальной азбукой.
5 линеек в нотной строчке
Мы назвали «нотный стан».
И на нем все ноты-точки
Разместили по местам.
Кроме нот в нотной азбуке много других знаков, но сегодня мы познакомимся и запомним НОТЫ.
Можно ли, ребята, пропускать буквы в словах?
А можно ли пропускать ноты?
Давайте назовем ноты по порядку. Это - звукоряд.
Послушайте, как они звучат. Чем выше тон ноты, тем выше ее домик.
А сейчас назовем те ноты, которые сидят на линейках, а сейчас те, которые глядят в окошечки.
Ответы детей
3. Раскройте учебник по закладке
Вы видите клавиши пианино. Давайте найдем клавиши: нота До, ре …
Сейчас мы споем звукоряд и сыграем на клавиатуре. Помните, что пропускать клавиши нельзя.
Замечательный композитор А.Островский написал на стихи поэта З.Петровой песню про ноты. Она так и называется «До, ре, ми». На наших первых уроках вы эту песню уже слышали.
«Должны мы быть внимательны, послушны и старательны,
И выучить все ноты хорошо!»
Сейчас мы споем песню и сыграем на нашей клавиатуре как настоящие музыканты. Но прежде, чем мы начнем петь, сделаем дыхательную гимнастику.
Прошу встать. Сейчас мы - исполнители. Поза - певца.
4. Дыхательная гимнастика
- Упр. на вдох и выдох, закрывая правую и левую ноздрю.
- Упр. по системе А.Стрельниковой «Кошка».
- Упр. «Воздушный шарик»
- Упр. «Водолазы».
- Пение «До, ре, ми» муз. А.Островского, сл. З.Петровой.
- Игра на нарисованной клавиатуре.
- Разгадывание ребуса.
Композитор А.Островский и поэт З.Петрова написали для школьников много замечательных песен. Название темы нашего урока - тоже строчки из песни «Азбука».
«Азбука, азбука каждому нужна,
Нам поможет книжки прочитать она».
Посмотрите, как мелодию этой песни записали с помощью нот.
Слушание. Просмотр видеофрагмента
Разучивание песни «Алфавит». Пропевание мелодии. Пластическое интонирование. (1 куплет)
5. Подведение итогов урока
Продолжите фразу:
- Я узнал, что ….
- Мне удалось….
- Мне понравилось….
- Я запомнил … .
Молодцы, ребята!
Домашнее задание: разгадать музыкальные ребусы, которые я для вас приготовила.
И на следующем уроке нас ждут новые встречи с музыкальной азбукой.
I. Организационный момент
Если в школу ты пошел - Новый статус приобрел. Был ребенок, был дошкольник, А теперь зовешься… (Школьник)
Ребята, какую песню мы можем спеть про вас, про школьников? («Теперь мы первоклашки»)
Исполнение песни А.Ермолова «Теперь мы первоклашки»
Композиторы написали очень много песен для школьников. Какую песню о школе вы знаете?
Исполнение «Песня о школе» Д.Кабалевского
В этой песне есть слова «Ждут нас новые друзья - буквы, цифры, ноты». Наша Муза приглашает вас сегодня совершить увлекательное путешествие в школьную страну. В путешествие мы отправимся на поезде, а чтобы было веселее, нам поможет песня. Готовы? В путь!
Звучит припев песни «Паровоз букашка» А.Ермолова
Наш поезд прибыл на станцию, а название её спрятано в музыке. Давайте послушаем и тогда поймём.
Дети слушают песню «Азбука» А.Островского.
II. Сообщение темы урока
- Ребята, скажите, о чем была песня? (об азбуке)
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (о буквах, об азбуке)
- Чем мы будем заниматься на уроке? (петь песенки об алфавите, буквах)
Тема нашего урока «Азбука, азбука каждому нужна..»
- А зачем нам нужна азбука? (Азбука нам нужна, чтобы уметь составлять слова и предложения).
- Из чего состоит азбука? (из букв)
- Сколько букв в русском алфавите? (в русском алфавите 33 буквы)
- А как вы думаете, зачем людям нужно знать буквы? (Чтобы писать и читать книжки). Да, вы совершенно правы.
Грамота во все времена была нужна людям. Археологи находят при раскопках письма и грамоты, написанные на бересте, которым более 800 лет. Кто учит грамоте современных школьников? (Учителя)
И не только учителя, отгадайте-ка загадку: Эта книга не простая, По ней буквы изучаю. (Азбука)
III. Работа по теме урока
Мы прибыли с вами на станцию «Буквенная».
- Когда впервые появилась азбука?
- Кто является основателем первой азбуки?
- Давайте откроем учебник на стр.20.
Работа с книгой: (открывают учебник на стр.20, учащиеся следят за чтением учителя)
Первую славянскую азбуку тысячу лет назад создали братья Кирилл и Мефодий. (иллюстрация памятника Кирилла и Мефодия)
Тогда каждая буква имела своё значение. Например, буквы А Б В читались: аз буки веди, что значит: я буквы знаю. Своё название старославянская азбука получила от сочетания двух первых букв - «аз» и «буки», которые обозначали первые буквы алфавита - А и Б.
В народе говорят: «Азбука - ступенька к мудрости». Вот мы сейчас и начнём разучивать песню про азбуку.
Разучивание песни «Азбука» А.Островского
Как вы думаете, что еще можно назвать азбукой? Азбукой, ребята, называют не только буквы. Основу чего-либо, важную и необходимую, тоже называют азбукой. Например, азбука поведения, азбука вежливости.
Садимся в поезд и продолжаем путешествие по школьной стране.
Звучит припев песни «Паровоз букашка» А.Ермолова
Проживают в умной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете. (Цифры)
Мы прибыли на станцию «Математическая азбука». Ребята, вы умеете считать?
Выступали в клубе зайки. По глубокой речке плыл Три бренчат на балалайке, Одинокий крокодил. А один играл на лире. Два ещё плывут, смотри! Сколько их всего? (Четыре) И теперь их стало (три)
А знаете ли вы песню про математику? (Нет) Тогда слушайте и подпевайте.
Слушание песни «Дважды два - четыре» В.Шаинского
О чём песня? Что поняли? (Ответы учащихся) В этой песне поётся про таблицу умножения.
Что такое умножение? Это умное сложение. Ведь умней - умножить раз, Чем слагать всё целый час.
А сейчас, ребята, садимся в поезд и отправляемся в путь.
Звучит припев песни «Паровоз букашка» А.Ермолова
У нас осталась ещё одна станция. Какая? (Если затрудняются с ответом, напомнить слова песни: буквы, цифры, ноты). Станция «Музыкальная азбука». С чем же мы здесь встретимся? (С нотами). К сожалению, наш урок подходит к концу, наше путешествие к станции «Музыкальная азбука» продолжится на следующем уроке.
Исполнение песни «Чему учат в школе» В.Шаинского.
IV. Итог урока
- Скажите, о чем мы сегодня с вами разговаривали?
- Кто является создателем славянской азбуки? (братья Кирилл и Мефодий)
Продолжите предложение:
- Сегодня на уроке я узнал (а)…….
- Зачем нужны буквы?
- Сколько букв в алфавите?
V. Домашнее задание
Нарисовать одну волшебную или мультяшную букву из русского алфавита.
Всем спасибо за работу на уроке. Особо отличились на уроке…