Экология - это наука, о связях между живыми организмами и окружающей средой. Именно экология учит человека бережно относится к окружающему миру. Экологическое отношение к природе формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. В последнее время резко возрос интерес к экологическому образованию, что напрямую связано с экологическими проблемами современности. Применительно к дошкольному возрасту, актуальной проблемой экологического воспитания является все меньшее внимание к красоте окружающего мира ввиду наличия разнообразных увлечений.
В дошкольном возрасте у ребенка формируется основа общечеловеческих и духовных ценностей, которые состоят из ориентации в трех основных сферах деятельности: "Я" и природа, предметы, человеческие отношения. В рамках данной статьи обратим внимание на сферу природы.
Дошкольный возраст является сенситивным поэтому важно именно в этом возрасте рассказать ребенку как он связан с природой, как зависит от нее, какие существуют закономерности в природе и почему люди не могут их игнорировать. Дошкольник создает эмоционально-ценностные отношения с окружающей средой, формирует основу нравственно-экологических позиций личности, которые находят свое отражение во взаимодействии ребенка с природой. Благодаря этому возможно формирование у детей знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания ей и активное решение экологических проблем.
Важной особенностью экологического воспитания дошкольников является их участие в деятельности экологически ориентированного характера, в которой проявляются экологические идеи и гуманное отношение к природе. Обучение и воспитание дошкольников, особенно формирование экологических знаний должно учитывать психологические особенности детей этого возраста.
Существует множество средств экологического воспитания. Однако, исходя из того, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, она является самым эффективным средством всестороннего развития. Кроме этого, игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем настроении, он активен и общителен.
Среди различных игр для дошкольников особое место занимают дидактические игры. Дидактические игры - это разновидность игры с правилами, специально созданными педагогами в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных учебных задач, но также показывают воспитательное и развивающее воздействие на дошкольника. Особенностью дидактических игр является то, что они не дают детям знания в доступном, готовом виде, а постепенно подводят к собственным умозаключениям.
Существует много видов дидактических игр, используемых для формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста: формирование представлений о животных, растениях, об объектах живой и неживой природы, о связи человека с окружающей средой.
Дидактические игры можно использовать на любой части занятия, в режимные моменты, на прогулке, дома с родителями для закрепления изученного в саду материала.
При использовании игровых обучающих ситуаций у дошкольников возникают положительные эмоции, как от самой игры, так и от того, что с ними играет взрослый. Такая ситуация является хорошим психологическим условием для передачи новых знаний, их усвоения детьми, для развития умственных и практических навыков.
В целях формирования у детей интереса к жизни лесных животных и растений, я часто используют игры-путешествия: «Дорога в осенний лес», «Летняя прогулка по саду» и др. С помощью этих дидактических игр дошкольники посещают новые места, знакомятся с новыми явлениями природы в роли путешественников.
В своей работе я очень часто использую дидактические игры. Это мне помогает вызвать у детей интерес к занятию, сформировать такие качества, как внимание, наблюдательность, сообразительность. Так же, в процессе игры, активизируется мыслительная деятельность и стимулируется речь, что очень важно для детей с ОНР. На мой взгляд, во время игры, ребенок легче и быстрее воспринимает, и запоминает любую информацию.
Дидактические игры экологического содержания следует проводить с малой подгруппой детей, используя их вариативно в зависимости от уровня сформированности экологических представлений, возрастных особенностей дошкольников и индивидуального уровня знаний об окружающем мире.
Любое общение с природой положительно влияет на ребенка, делает его добрее, пробуждает в нем лучшие качества. Каждый хотел бы видеть своего ребенка успешным человеком в будущем. Лучшее решение - обучение через дидактические игры.