Рабочая программа по русскому языку для 5-го класса по новым ФГОС 2022 г.

Разделы: Русский язык, Администрирование школы

Класс: 5

Ключевые слова: рабочая программа по русскому языку


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания русского языка в основной общеобразовательной школе с учётом методических традиций построения школьного курса русского языка, реализованных в большей части входящих в Федеральный перечень УМК по русскому языку.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации.

Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его проживания и этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах его существования и функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения определяют успешность социализации личности и возможности её самореализации в различных жизненно важных для человека областях.

Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского и других народов России.

Обучение русскому языку в школе направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной культуры ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования.

Содержание обучения русскому языку ориентировано также на развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Речевая и текстовая деятельность является системообразующей доминантой школьного курса русского языка.

Соответствующие умения и навыки представлены в перечне метапредметных и предметных результатов обучения, в содержании обучения (разделы «Язык и речь», «Текст», «Функциональные разновидности языка»).

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Целями изучения русского языка по программам основного общего образования являются:

  • осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения;
  • проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного богатства русского и других народов России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
  • проявление уважения к общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации;
  • овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира;
  • овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о стилистических ресурсах русского языка;
  • практическое овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств;
  • совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;
  • воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;
  • совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; овладение русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам;
  • совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации и т. п. в процессе изучения русского языка;
  • развитие функциональной грамотности: умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и др.);
  • освоение стратегий и тактик информационно-смысловой переработки текста, овладение способами понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения.

Содержание учебного предмета «Русский язык», представленное в рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной программе основного общего образования.

Учебным планом на изучение русского языка в 5 классе отводится - 170 ч. (5 часов в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Общие сведения о языке

  • Богатство и выразительность русского языка.
  • Лингвистика как наука о языке.
  • Основные разделы лингвистики.

Язык и речь

  • Язык и речь. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая, полилог.
  • Виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо), их особенности.
  • Создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы.
  • Устный пересказ прочитанного или прослушанного текста, в том числе с изменением лица рассказчика.
  • Участие в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений.
  • Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности.
  • Сочинения различных видов с опорой на жизненный и читательский опыт, сюжетную картину (в том числе сочинения-миниатюры).
  • Виды аудирования: выборочное, ознакомительное, детальное.
  • Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое.

Текст

  • Текст и его основные признаки. Тема и главная мысль текста. Микротема текста. Ключевые слова.
  • Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение; их особенности.
  • Композиционная структура текста. Абзац как средство членения текста на композиционно-смысловые части.
  • Средства связи предложений и частей текста: формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова.
  • Повествование как тип речи. Рассказ.
  • Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте; использование языковых средств выразительности (в рамках изученного).
  • Подробное, выборочное и сжатое изложение содержания, прочитанного или прослушанного текста. Изложение содержания текста с изменением лица рассказчика.
  • Информационная переработка текста: простой и сложный план текста.

Функциональные разновидности языка

  • Общее представление о функциональных разновидностях языка (о разговорной речи, функциональных стилях, языке художественной литературы).

СИСТЕМА ЯЗЫКА

Фонетика. Графика. Орфоэпия

  • Фонетика и графика как разделы лингвистики.
  • Звук как единица языка. Смыслоразличительная роль звука.
  • Система гласных звуков.
  • Система согласных звуков.
  • Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение. Свойства русского ударения.
  • Соотношение звуков и букв.
  • Фонетический анализ слова.
  • Способы обозначения [й'], мягкости согласных.
  • Основные выразительные средства фонетики.
  • Прописные и строчные буквы.
  • Интонация, её функции. Основные элементы интонации.

Орфография

  • Орфография как раздел лингвистики.
  • Понятие «орфограмма». Буквенные и небуквенные орфограммы.
  • Правописание разделительных ъ и ь.

Лексикология

  • Лексикология как раздел лингвистики.
  • Основные способы толкования лексического значения слова (подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов); основные способы разъяснения значения слова (по контексту, с помощью толкового словаря).
  • Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значения слова. Тематические группы слов. Обозначение родовых и видовых понятий.
  • Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.
  • Разные виды лексических словарей (толковый словарь, словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов) и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
  • Лексический анализ слов (в рамках изученного).

Морфемика. Орфография

  • Морфемика как раздел лингвистики.
  • Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова. Виды морфем (корень, приставка, суффикс, окончание).
  • Чередование звуков в морфемах (в том числе чередование гласных с нулём звука).
  • Морфемный анализ слов.
  • Уместное использование слов с суффиксами оценки в собственной речи.
  • Правописание корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми гласными (в рамках изученного).
  • Правописание корней с проверяемыми, непроверяемыми, непроизносимыми согласными (в рамках изученного).
  • Правописание ё - о после шипящих в корне слова.
  • Правописание неизменяемых на письме приставок и приставок на (-с).
  • Правописание ы - и после приставок.
  • Правописание ы - и после ц.

Морфология. Культура речи. Орфография

Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова.

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное

  • Имя существительное как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного. Роль имени существительного в речи.
  • Лексико-грамматические разряды имён существительных по значению, имена существительные собственные и нарицательные; имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
  • Род, число, падеж имени существительного.
  • Имена существительные общего рода.
  • Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Типы склонения имён существительных. Разносклоняемые имена существительные. Несклоняемые имена существительные.
  • Морфологический анализ имён существительных.
  • Нормы произношения, нормы постановки ударения, нормы словоизменения имён существительных.
  • Правописание собственных имён существительных.
  • Правописание ь на конце имён существительных после шипящих.
  • Правописание безударных окончаний имён существительных.
  • Правописание о - е (ё) после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных.
  • Правописание суффиксов -чик- - -щик-; -ек- - -ик- (-чик-) имён существительных.
  • Правописание корней с чередованием, а // о: -лаг- - -лож-; -раст- - -ращ- - -рос-; -гар- - -гор-, -зар- - -зор-; -клан- - -клон-, -скак- - -скоч-.
  • Слитное и раздельное написание не с именами существительными.

Имя прилагательное

  • Имя прилагательное как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного. Роль имени прилагательного в речи.
  • Имена прилагательные полные и краткие, их синтаксические функции.
  • Склонение имён прилагательных.
  • Морфологический анализ имён прилагательных.
  • Нормы словоизменения, произношения имён прилагательных, постановки ударения (в рамках изученного).
  • Правописание безударных окончаний имён прилагательных.
  • Правописание о - е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён прилагательных. Правописание кратких форм имён прилагательных с основой на шипящий.
  • Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными.

Глагол

  • Глагол как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола. Роль глагола в словосочетании и предложении, в речи.
  • Глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные.
  • Инфинитив и его грамматические свойства. Основа инфинитива, основа настоящего (будущего простого) времени глагола.
  • Спряжение глагола.
  • Нормы словоизменения глаголов, постановки ударения в глагольных формах (в рамках изученного).
  • Правописание корней с чередованием е // и: -бер- - -бир-, -блест- - -блист-, -дер- - -дир-,-жег- - -жиг-, -мер- - -мир-, -пер- - -пир-, -стел- - -стил-, -тер- - -тир-.
  • Использование ь как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа после шипящих.
  • Правописание -тся и -ться в глаголах, суффиксов -ова- --ева-, -ыва-- -ива-.
  • Правописание безударных личных окончаний глагола.
  • Правописание гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола.
  • Слитное и раздельное написание не с глаголами.

Синтаксис. Культура речи. Пунктуация

  • Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
  • Словосочетание и его признаки. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (именные, глагольные, наречные). Средства связи слов в словосочетании.
  • Синтаксический анализ словосочетания.
  • Предложение и его признаки. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
  • Смысловые и интонационные особенности повествовательных, вопросительных, побудительных; восклицательных и невосклицательных предложений.
  • Главные члены предложения (грамматическая основа). Подлежащее и морфологические средства его выражения: именем существительным или местоимением в именительном падеже, сочетанием имени существительного в форме именительного падежа с существительным или местоимением в форме творительного падежа с предлогом; сочетанием имени числительного в форме именительного падежа с существительным в форме родительного падежа. Сказуемое и морфологические средства его выражения: глаголом, именем существительным, именем прилагательным.
  • Тире между подлежащим и сказуемым.
  • Предложения распространённые и нераспространённые. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство. Определение и типичные средства его выражения.
  • Дополнение (прямое и косвенное) и типичные средства его выражения. Обстоятельство, типичные средства его выражения, виды обстоятельств по значению (времени, места, образа действия, цели, причины, меры и степени, условия, уступки).
  • Простое осложнённое предложение. Однородные члены предложения, их роль в речи. Особенности интонации предложений с однородными членами. Предложения с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и, союзами, а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но).
  • Предложения с обобщающим словом при однородных членах.
  • Предложения с обращением, особенности интонации. Обращение и средства его выражения. Синтаксический анализ простого и простого осложнённого предложений.
  • Пунктуационное оформление предложений, осложнённых однородными членами, связанными бессоюзной связью, одиночным союзом и, союзами, а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но).
  • Предложения простые и сложные. Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью.
  • Предложения сложносочинённые и сложноподчинённые (общее представление, практическое усвоение).
  • Пунктуационное оформление сложных предложений, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами и, но, а, однако, зато, да.
  • Предложения с прямой речью.
  • Пунктуационное оформление предложений с прямой речью.
  • Диалог.
  • Пунктуационное оформление диалога на письме.
  • Пунктуация как раздел лингвистики.

См. программу в полном объеме