ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания русского языка в основной общеобразовательной школе с учётом методических традиций построения школьного курса русского языка, реализованных в большей части входящих в Федеральный перечень УМК по русскому языку.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Русский язык - государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации.
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его проживания и этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах его существования и функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения определяют успешность социализации личности и возможности её самореализации в различных жизненно важных для человека областях.
Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского и других народов России.
Обучение русскому языку в школе направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной культуры ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования.
Содержание обучения русскому языку ориентировано также на развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Речевая и текстовая деятельность является системообразующей доминантой школьного курса русского языка.
Соответствующие умения и навыки представлены в перечне метапредметных и предметных результатов обучения, в содержании обучения (разделы «Язык и речь», «Текст», «Функциональные разновидности языка»).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Целями изучения русского языка по программам основного общего образования являются:
- осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения;
- проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного богатства русского и других народов России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- проявление уважения к общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации;
- овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира;
- овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о стилистических ресурсах русского языка;
- практическое овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств;
- совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;
- воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;
- совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; овладение русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам;
- совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации и т. п. в процессе изучения русского языка;
- развитие функциональной грамотности: умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и др.);
- освоение стратегий и тактик информационно-смысловой переработки текста, овладение способами понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения.
Содержание учебного предмета «Русский язык», представленное в рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной программе основного общего образования.
Учебным планом на изучение русского языка в 5 классе отводится - 170 ч. (5 часов в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Общие сведения о языке
- Богатство и выразительность русского языка.
- Лингвистика как наука о языке.
- Основные разделы лингвистики.
Язык и речь
- Язык и речь. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая, полилог.
- Виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо), их особенности.
- Создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы.
- Устный пересказ прочитанного или прослушанного текста, в том числе с изменением лица рассказчика.
- Участие в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений.
- Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности.
- Сочинения различных видов с опорой на жизненный и читательский опыт, сюжетную картину (в том числе сочинения-миниатюры).
- Виды аудирования: выборочное, ознакомительное, детальное.
- Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое.
Текст
- Текст и его основные признаки. Тема и главная мысль текста. Микротема текста. Ключевые слова.
- Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение; их особенности.
- Композиционная структура текста. Абзац как средство членения текста на композиционно-смысловые части.
- Средства связи предложений и частей текста: формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова.
- Повествование как тип речи. Рассказ.
- Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте; использование языковых средств выразительности (в рамках изученного).
- Подробное, выборочное и сжатое изложение содержания, прочитанного или прослушанного текста. Изложение содержания текста с изменением лица рассказчика.
- Информационная переработка текста: простой и сложный план текста.
Функциональные разновидности языка
- Общее представление о функциональных разновидностях языка (о разговорной речи, функциональных стилях, языке художественной литературы).
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Фонетика. Графика. Орфоэпия
- Фонетика и графика как разделы лингвистики.
- Звук как единица языка. Смыслоразличительная роль звука.
- Система гласных звуков.
- Система согласных звуков.
- Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение. Свойства русского ударения.
- Соотношение звуков и букв.
- Фонетический анализ слова.
- Способы обозначения [й'], мягкости согласных.
- Основные выразительные средства фонетики.
- Прописные и строчные буквы.
- Интонация, её функции. Основные элементы интонации.
Орфография
- Орфография как раздел лингвистики.
- Понятие «орфограмма». Буквенные и небуквенные орфограммы.
- Правописание разделительных ъ и ь.
Лексикология
- Лексикология как раздел лингвистики.
- Основные способы толкования лексического значения слова (подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов); основные способы разъяснения значения слова (по контексту, с помощью толкового словаря).
- Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значения слова. Тематические группы слов. Обозначение родовых и видовых понятий.
- Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.
- Разные виды лексических словарей (толковый словарь, словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов) и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
- Лексический анализ слов (в рамках изученного).
Морфемика. Орфография
- Морфемика как раздел лингвистики.
- Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова. Виды морфем (корень, приставка, суффикс, окончание).
- Чередование звуков в морфемах (в том числе чередование гласных с нулём звука).
- Морфемный анализ слов.
- Уместное использование слов с суффиксами оценки в собственной речи.
- Правописание корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми гласными (в рамках изученного).
- Правописание корней с проверяемыми, непроверяемыми, непроизносимыми согласными (в рамках изученного).
- Правописание ё - о после шипящих в корне слова.
- Правописание неизменяемых на письме приставок и приставок на -з (-с).
- Правописание ы - и после приставок.
- Правописание ы - и после ц.
Морфология. Культура речи. Орфография
Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное
- Имя существительное как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного. Роль имени существительного в речи.
- Лексико-грамматические разряды имён существительных по значению, имена существительные собственные и нарицательные; имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
- Род, число, падеж имени существительного.
- Имена существительные общего рода.
- Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Типы склонения имён существительных. Разносклоняемые имена существительные. Несклоняемые имена существительные.
- Морфологический анализ имён существительных.
- Нормы произношения, нормы постановки ударения, нормы словоизменения имён существительных.
- Правописание собственных имён существительных.
- Правописание ь на конце имён существительных после шипящих.
- Правописание безударных окончаний имён существительных.
- Правописание о - е (ё) после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных.
- Правописание суффиксов -чик- - -щик-; -ек- - -ик- (-чик-) имён существительных.
- Правописание корней с чередованием, а // о: -лаг- - -лож-; -раст- - -ращ- - -рос-; -гар- - -гор-, -зар- - -зор-; -клан- - -клон-, -скак- - -скоч-.
- Слитное и раздельное написание не с именами существительными.
Имя прилагательное
- Имя прилагательное как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного. Роль имени прилагательного в речи.
- Имена прилагательные полные и краткие, их синтаксические функции.
- Склонение имён прилагательных.
- Морфологический анализ имён прилагательных.
- Нормы словоизменения, произношения имён прилагательных, постановки ударения (в рамках изученного).
- Правописание безударных окончаний имён прилагательных.
- Правописание о - е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён прилагательных. Правописание кратких форм имён прилагательных с основой на шипящий.
- Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными.
Глагол
- Глагол как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола. Роль глагола в словосочетании и предложении, в речи.
- Глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные.
- Инфинитив и его грамматические свойства. Основа инфинитива, основа настоящего (будущего простого) времени глагола.
- Спряжение глагола.
- Нормы словоизменения глаголов, постановки ударения в глагольных формах (в рамках изученного).
- Правописание корней с чередованием е // и: -бер- - -бир-, -блест- - -блист-, -дер- - -дир-,-жег- - -жиг-, -мер- - -мир-, -пер- - -пир-, -стел- - -стил-, -тер- - -тир-.
- Использование ь как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа после шипящих.
- Правописание -тся и -ться в глаголах, суффиксов -ова- --ева-, -ыва-- -ива-.
- Правописание безударных личных окончаний глагола.
- Правописание гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола.
- Слитное и раздельное написание не с глаголами.
Синтаксис. Культура речи. Пунктуация
- Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
- Словосочетание и его признаки. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (именные, глагольные, наречные). Средства связи слов в словосочетании.
- Синтаксический анализ словосочетания.
- Предложение и его признаки. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
- Смысловые и интонационные особенности повествовательных, вопросительных, побудительных; восклицательных и невосклицательных предложений.
- Главные члены предложения (грамматическая основа). Подлежащее и морфологические средства его выражения: именем существительным или местоимением в именительном падеже, сочетанием имени существительного в форме именительного падежа с существительным или местоимением в форме творительного падежа с предлогом; сочетанием имени числительного в форме именительного падежа с существительным в форме родительного падежа. Сказуемое и морфологические средства его выражения: глаголом, именем существительным, именем прилагательным.
- Тире между подлежащим и сказуемым.
- Предложения распространённые и нераспространённые. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство. Определение и типичные средства его выражения.
- Дополнение (прямое и косвенное) и типичные средства его выражения. Обстоятельство, типичные средства его выражения, виды обстоятельств по значению (времени, места, образа действия, цели, причины, меры и степени, условия, уступки).
- Простое осложнённое предложение. Однородные члены предложения, их роль в речи. Особенности интонации предложений с однородными членами. Предложения с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и, союзами, а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но).
- Предложения с обобщающим словом при однородных членах.
- Предложения с обращением, особенности интонации. Обращение и средства его выражения. Синтаксический анализ простого и простого осложнённого предложений.
- Пунктуационное оформление предложений, осложнённых однородными членами, связанными бессоюзной связью, одиночным союзом и, союзами, а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но).
- Предложения простые и сложные. Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью.
- Предложения сложносочинённые и сложноподчинённые (общее представление, практическое усвоение).
- Пунктуационное оформление сложных предложений, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами и, но, а, однако, зато, да.
- Предложения с прямой речью.
- Пунктуационное оформление предложений с прямой речью.
- Диалог.
- Пунктуационное оформление диалога на письме.
- Пунктуация как раздел лингвистики.