Сценарий недели профориентации "Всё про труд"

Разделы: Школьная психологическая служба

Ключевые слова: профориентация, Неделя психологии


Цель: расширение представлений обучающихся о профессиональном самоопределении.

Задачи:

  • Актуализация знаний обучающихся о профессиях.
  • Ознакомление со сферами профессиональной деятельности человека;
  • Ознакомление с предметами, целями, средствами и условиями труда;
  • Актуализация знаний обучающихся о сильных сторонах личности, физических способностях.

Оформление: На магнитной переносной доске располагается список мероприятий недели. Два плаката для акций "Скрести" и "Первая буква расскажет". В холле ноутбук подключенный к монитору для проведения акций: "Батл знатоков", "Первая буква расскажет" и квест «Комната». Около библиотеки оформлена выставка книг, посвященных профориентации. Для акции "Свидание двух профессионалов" столик, два стула, цветок, чашки.

Материалы: костюмы - рабочая одежда, атрибуты профессий для игры "Королевство"; цветной картон, пластилин, интегральные кости, ручка для игры "Лепешка"; распечатанные карточки для акции "Индивидуальный прогноз по дате рождения".

План недели

Таблица 1

День недели

Мероприятия

Участники

Понедельник -
День самопознания

Акция "Батл знатоков"
Акция "Мои сильные стороны"
Акция "Таких берут в космонавты"
Игра "Королевство профессий"

1-11 классы

Вторник -
День исследования предмета труда

Акция "Свидание двух профессионалов"
Акция "Первая буква расскажет"
Акция "Чужие проблемы"
Акция "Индивидуальный прогноз по дате рождения"
Игра "Это был я"

5-11 классы
1-11 классы
5-11 классы
5-11 классы
1-11 классы

Среда -
День исследования целей труда

Акция "Скрести"
Акция "Этюд"
Игра "Профессиональная лепешка"

1-11 классы

Четверг -
День исследования средств труда

Акция "Лучшее изобретение"
Олимпиада по технологии "Я- профи"
Игра "Интуиция"

1-11 классы

Пятница -
День исследования условий труда
Подведение итогов недели

Акция "В рукавицах"
Акция "Квест-комната"
Акция "Стульчики"
Игра "Профессиональная мафия"
Подведение итогов недели

1-11 классы

8-11 классы

1-11 классы

День 1. День самопознания

Открытие недели проходит на общешкольной линейке, где участники знакомятся с планом недели и приглашаются на мероприятия.

Акция "Батл знатоков"

Цель: актуализировать знания обучающихся о профессиях.

Участникам предлагается разделиться на 2 команды (участника), которые будут обобщать несколько предложенных на картинках профессий. В каждом раунде побеждает команда (участник), чей вариант ответа был ближе к правильному. Проигравшая команда (участник) уступает место новой. Задания см. рисунки 1-20.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Рисунок 8

Рисунок 9

Рисунок 10

Рисунок 11

Рисунок 12

Рисунок 13

Рисунок 14

Рисунок 15

Рисунок 16

Рисунок 17

Рисунок 18

Рисунок 19

Рисунок 20

Акция "Мои сильные стороны"

Цель: актуализация знаний о сильных сторонах личности.

Участникам предлагается назвать свою сильную сторону личности и выполнить задание (профессиональное действие), использую названную сильную сторону. Например, испечь торт, используя интуицию. Задание выбирается на карточках в закрытую. Примерный список заданий: сделать макияж, написать сценарий мероприятия, обучить игре на гитаре и т.д. Задания в Приложении 1.

Акция "Таких берут в космонавты"

Цель: получить представление о своих физических способностях.

Участникам предлагается выполнить ряд физических упражнений на устойчивость вестибулярного аппарата, выносливость, скорость, ловкость, силу. Например: с закрытыми глазами стоять на одной ноге; 30секунд кружиться на месте, затем стоя прямо держать равновесие и т.д.; Остальные задания в Приложении 2.

Игра "Королевство"

Цель: получить представление о том, как тебя видят другие, и на какие роли ты претендуешь сам [3].

Ход игры в Приложении 3.

День 2. День исследования предмета труда

Акция "Свидание двух профессионалов"

Цель: получить представление о профессиях, предметом труда которых является художественный образ.

Участникам предлагается на импровизированном свидании сыграть заданного профессионала, рассказывая и расспрашивая о себе, об интересных случаях из жизни, не называя саму профессию и однокоренные с ее наименованием слова. Зрители пытаются угадать, представитель какой профессии пришел на свидание.

Пример предлагаемых ролей: актер, режиссер и т.д.

Остальные задания в Приложении 4.

Акция "Первая буква расскажет"

Цель: получить представление о том, предметом труда каких профессий является знак/знаковая система.

Участникам предлагается сверить с таблицей свои первую букву имени и фамилии и записать на плакате наименование профессии, которая получилась. Все профессии в таблице имеют предмет труда - знак. Таблицы Приложение 5.

Акция "Чужие проблемы"

Цель: получить представление о предмете труда человек.

Участникам предлагается посоревноваться в генерировании экспресс предложений по решению ситуаций (проблем), озвученной зрителем. Участник, чье решение зритель посчитает более конструктивным, продолжает игру, его оппонент сменяется новым участником из числа зрителей. Если оба участника не предлагают конструктивных решений, то оба заменяются на новых и обсуждение ситуации продолжается.

Акция "Индивидуальный прогноз по дате рождения"

Цель: получить представление о построении плана (достижения цели технически).

Из предложенных карточек-целей участник выбирает наугад цель жизни и из предложенных путей ее достижения уже осознанно выбирает подходящий именно ему. Смотрит, соответствуют ли его путь достижению его цели или он приведет его к другой цели. Модификация профориентационной игры "Страшный суд" [4].

Текст для карт Приложение 6.

Игра "Это был я"

Цель: получить представление о предмете труда природа.

Участников 5 человек (участники могут заменяться). Каждый участник пишет на карточке свою ситуацию, о которой не знают другие участники, связанную со своим положительным взаимодействием с природой. Карточки участников перемешиваются. Ведущий берет случайную карточку и озвучивает ситуацию. Задача других участников угадать кто автор выбранной карточки. Задача автора - отвести от себя подозрение. За верно угаданного участника 3балла. Если участника угадали, то у него 2балла высчитывается. Выигрывает тот, кто угадает больше авторов ситуаций по результатам 5 раундов. Далее состав участников обновляется, и игра начинается снова.

День 3. Исследование цели труда

Акция "Скрести"

Цель: получить представление о деятельности представителей профессий, целью труда которых является познание.

Участникам предлагается назвать профессии двух своих родственников (папы и мамы, дедушки и бабушки, тети и дяди), скрестить их названия и записать получившееся наименование профессии на плакат.

Акция "Этюд"

Цель: получение представления о деятельности представителей профессий, целью труда которых является созидание, генерирование нового.

Участвуют все желающие по одному. Первый участник выходит на импровизированную сцену и с помощью пантомимы показывает какой-то сюжет или действие и замирает в соответствующей позе. Следующий участник должен присоединиться к этюду предыдущего, но сделать это так, чтобы смысл картины полностью изменился. Аналогично следующие участники меняют смысл этюда предыдущих.

Игра "Профессиональная лепешка"

Цель: получить представление о деятельности представителей профессий, целью труда которых является преобразование реальности.

Участникам предлагается сыграть в игру "Лепешка" [5] с модифицированными правилами. Если участников много, то можно играть командами. Ход игры Приложение 7.

День 4. Исследование средств труда

Акция "Лучшее изобретение"

Цель: получить представление об автоматизированных средствах труда.

Участникам предлагается придумать робота, автоматически исполняющего определенную работу и защитить проект своей идеи, ответив на вопросы зрителей. Примеры вопросов: Почему робот выполнит лучше человека? Что позволит ему справиться? Какие трудности могут возникнуть и как с ними быть? Идею участник может придумать сам или подсмотреть на плакатах акции "Первая буква расскажет" и "Скрести".

Олимпиада по технологии "Я - профи"

Цель: получить представление о работе с ручными средствами труда или с использованием механических приспособлений.

Участникам предлагается вручную изготовить экспонат для тематической выставки. Во время выставки продемонстрировать технику изготовления изделия, представленного на выставке.

Игра "Интуиция"

Цель: получить представление о функциональных средствах труда.

Модификация шоу "Интуиция" [6] с номинациями гостей произвольными или по итогам мероприятий недели психологии. Ход игры в Приложении 8.

День 5. Исследование условий труда

Акция "В рукавицах"

Цель: получить представление об условиях труда на открытом воздухе.

Примерный список заданий:

1. Жара и грязные руки. Открутить крышку бутылки с водой без помощи рук. (Строитель и жажда)

2. Пересчитать деньги в рукавицах. (Дворник и найденный кошелек)

3. Измерить расстояние и записать в маленький блокнот в рукавицах. (Геолог и измерения)

Остальные задания в Приложении 9.

Акция "Квест-комната"

Цель: получить представление о работе в необычных условиях труда.

Квест-комната состоит из 5 нестандартных заданий для представителей профессий: проводник, пожарный, шахтер, космонавт. В комнате спрятаны картинки и аудиозаписи, из которых наблюдательный участник сложит цифровой код, с помощью которого сможет открыть дверь комнаты. Задания квеста см. Рисунки 21-23 и Приложение 10. Ссылка на квест в списке литературы [7].

Рисунок 21

Рисунок 22

Рисунок 23

Цифровой код: 4467

Акция "Стульчики"

Цель: получить представление о работе в условиях бытовой микроклимат.

Участникам предлагается сыграть в игру " Посеняйтесь местами те, кто...". Но стулья расположены не в кругу, а хаотично расставлены по помещению. Участников на один больше, чем стульев. Участник без стула называет признак по теме "Бытовой микроклимат" и предлагает сидящим участникам, к кому этот признак относится поменяться местами. Сам в это время пытается занять один из освободившихся стульев. Кому не хватило стула, тот становится новым ведущим.

Игра "Профессиональная мафия"

Цель: получить представление о работе в условиях повышенной моральной ответственности.

Модификация игры "Мафия" [8] с ролями - профессиями с повышенной моральной ответственностью. Правила игры и роли Приложение 11.

Подведение итогов недели профориентации проходит на общешкольной линейке. Активным участникам и победителям игр и конкурсов вручаются символические призы.

Литература и ресурсы

  1. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории - М.: Педагогика, 1975г. - 315с.
  2. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. - М.: Генезис, 2017г. - 144с.
  3. https://xn--c1ajbkobdq1b.xn--p1ai/%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/
  4. https://allrefrs.ru/2-13936.html
  5. https://pkkonakovo.ru/psihologicheskaya-socialnaya-igra-lep-shka-pravila-igry-lepeshka.html
  6. https://infourok.ru/scenariy-igri-super-intuiciya-3579509.html
  7. https://www.Learnis.ru/742245/
  8. https://justmafia.ru/pravila-igri-v-mafiu/