Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: «Город букв»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: обучение грамоте, развитие речи, подготовительная группа


Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Путешествие в город букв и звуков».

Тема: «Звук. Слог. Слово»

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, здоровье, физкультура.

Программное содержание: закрепить полученные детьми знания.

Задачи:

Образовательные:

  • совершенствовать умение детей в дифференциации гласных и согласных звуков.
  • формировать умение выполнять звуковой анализ слов, различать гласные и согласные.
  • упражнять в делении на слоги.
  • упражнять в определении количества слогов в слове.
  • закрепить умение читать слова.
  • закрепить умение составлять предложения с заданным словами.
  • закрепить умение подбирать прилагательные.
  • совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа, навыки слогового чтения.

Развивающие:

  • развивать связную речь.
  • развивать логическое мышление, внимание, память, сообразительность.
  • развивать грамматический строй речи.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к образовательной деятельности.
  • воспитывать умение работать в коллективе, желание помочь другу.
  • воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.

Методические приёмы:

  • Словесные: беседа о гласных и согласных звуках,
  • Наглядные: игра «Прочитай по первым буквам», игра «Расшифруй слово», карточки с заданиями.

Материал (оборудование): карточки с заданиями, карточки со словами, карточки с буквами, карта, мяч.

Раздаточный: фломастеры (красный, синий, зеленый), карточки.

Предварительная работа: обучение разгадыванию ребусов, беседа о звуках, слогах, слове, предложении.

Словарная работа: гласные и согласные звуки, буква, слог, предложение, звуковой анализ слова, алгоритм действий.

Ход занятия

Дети заходят и садятся на расставленные полукругом стулья.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Давайте вспомним сколько месяцев в году? Сколько времен года в году? Назовите времена года. Назовите зимние месяцы? Назовите весенние месяцы. Сколько недель в месяце? Сколько дней в неделе? Какие дни выходные? Какое сейчас время года? Какой день недели? Какой день недели будет завтра? Какой день недели был вчера?

- Молодцы, ребята! Все мы с вами повторили.

У нас сегодня необычное занятие. Вы видели как выглядит город букв?

Дети: нет.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в город букв. Но в этот город может попасть не каждый, потому что она заколдована злым волшебником. Чтобы попасть в нее нужно совершить долгий путь, разгадать загадки волшебника и расколдовать.

Готовы ли вы пуститься в путь?

Дети: Да!

Воспитатель: Скажите, ребята, что мы знаем об этих жителях - о буквах и звуках?

Дети: Звуки мы говорим и слышим, а буквы мы читаем и пишем. Буквы - это значки, а значит, мы их можем видеть, а звуки - нет.

Звуки бывают гласные и согласные. Согласные звуки бывают твердыми или мягкими.

На схеме гласные звуки обозначаются красным цветом, согласные твердые - синим, согласные мягкие - зеленым.

Воспитатель: Все верно, ребята!

Задание 1. Ребята! Нам нужно собрать зашифрованное слово. В этом слове буквы перепутаны, но под каждой буквой есть цифра. Если их поставить в правильном порядке, то вы сумеете расшифровать слово.

(1 ребенок выполняет у доски)

- Какое слово получилось ребята?

Дети: - человек!

Воспитатель: - Молодцы! Сейчас скажите сколько гласных в этом слове? Закрасим звуковые домики. Сейчас проверим. Почему домик звуков ч и в зеленым цветом раскрасили? Правильно, они мягкие согласные.

Задание 2. Посмотрите, кажется, мы уже совсем близко к главному городу. Задания злого волшебника становятся все сложнее. Ребята, у вас на столах предметные картинки, а сверху в рамочках указатели слогов (1 слог, 2 слога и 3 слога). Что изображено на картинке? Вам нужно определить сколько слогов в слове и карандашом провести линию от этого слова к количеству слогов.

Воспитатель: Вы молодцы! И еще на шаг мы стали ближе к городу!

Предлагаю немножко отдохнуть.

Физминутка.

Задание 3

Воспитатель: Ребята, следующее задание, найти слово по первым звукам предметов, которые изображены на картинке.

Задание 4. Ребята, у вас на листочках написаны слоги. Прочитайте их. Давайте попробуем собрать слова. Какие слова получились?

Дети: малыш, мамонт, машина, банан, бабочка, баран, тарелка, таракан, тачка, газон, гараж.

Гимнастика для глаз.

Воспитатель: Вот какой красивый город букв и звуков был заколдован!

Ребята! На этом игра закончилась! Но в каждой игре есть учеба! Что мы с вами сегодня успели вспомнить, во что играли? Что вам больше всего понравилось? Что было сложным?

Дети: Ответы.