Синтаксический и пунктуационный анализ текста. Подготовка к ОГЭ. 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9

Ключевые слова: анализ текста


Предмет: русский язык.

Класс: 9.

Цели урока:

  • содержательная:
    • обобщение и систематизация знаний о словосочетании и сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях, повторение и обобщение знаний о способах связи слов в словосочетании;
    • формирование умения самостоятельно строить словосочетание;
    • совершенствование пунктуационных и орфографических навыков.
  • деятельностная:
    • создать условия для организации и проведения обобщения и систематизации изученного материала в разделе «Союзные сложные предложения» и тем, изученных ранее и содержащихся в тестовой части ОГЭ;
    • развитие самостоятельной, познавательной деятельности и творческого мышления;
    • воспитание ответственности за качество своих знаний, умения сплочённо и дружно работать в коллективе, внимательно слушать речь других.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения;
  • связи языка и культуры народа;
  • роли родного языка в жизни человека и общества;
  • владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста;
  • говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности;
  • соблюдают основные правила орфографии и пунктуации;
  • осуществляют речевой самоконтроль)

Метапредметные:

  • Познавательные
    • адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения;
    • способны извлекать информацию из различных источников;
    • владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
    • способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
    • используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.
  • Регулятивные
    • определяют цели деятельности, последовательность действий.
  • Коммуникативные
    • осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в обсуждениях

Личностные:

  • проявляют уважительное отношение к родному языку;
  • стремятся к речевому самосовершенствованию;
  • понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей;
  • имеют объемный словарный запас;
  • усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
  • проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Тип урока: урок актуализации знаний и умений.

Вид урока: урок-практикум.

Материально-техническое и дидактическое оснащение урока: компьютер, интерактивная доска, презентация, карточки, сборник под редакцией Н.А.Сениной для подготовки к ОГЭ.

Презентация

Приложение

Ход урока

Этапы урока

Содержание этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1.

Организационный этап

Принимает рапорт, приветствует кадет.
Создает благоприятный настрой на урок.

Дежурный сдает рапорт, определяет расход.
Кадеты приветствуют преподавателя. Настраиваются на урок.

2.

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний

Организует фронтальный опрос
Прием «Мозговой штурм»
1. Назовите группы сложносочиненных предложений по значению и союзам.
2. Назовите средства связи частей в ССП и СПП.
3. Назовите основные группы СПП по их значению.
4. Каковы особенности СПП с придаточными изъяснительными?
5. Каковы особенности СПП с придаточными определительными?

Отвечают на вопросы преподавателя.

3.

Постановка целей урока.
Мотивация учебной деятельности обучающихся

- Вспомните, какие темы мы изучали на прошлых занятиях и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- Какие цели мы поставим перед собой в соответствии с темой нашего урока и предстоящей итоговой аттестацией?

Определяют тему урока.
Определяют цели урока.

4.

Актуализация знаний

Организует работу у доски.
Лексическая разминка задание 8 ОГЭ
Определение толкования фразеологизмов
Организует работу в группах
Самопроверка по слайду презентации
Орфографическая разминка
задание 5 ОГЭ
организует работу по выполнению задания 5

Самопроверка по слайду презентации

Открывают тетради, записывают дату и тему урока.
Работают с фразеологизмами, записывают их в тетрадь

Выполняют задание
Сверяют ответы

5.

Применение знаний и умений

Организует работу с карточками, самопроверку и взаимопроверку.

Объясняет условия выполнения синтаксических и пунктуационных задач.

Синтаксические задачи:
1. анализ предложений - находим грамматические основы
2. анализ словосочетаний
(карточки + взаимопроверка)
Пунктуационные задачи:
анализ предложений - выписать цифры-запятые, построить схемы предложений
(карточки + самопроверка)


Выходят к доске

Работают с карточками, сверяют ответы со слайдом-ключом

6.

Физкультминутка

Предлагает выполнить упражнения для глаз.
Объясняет правила выполнения зарядки для глаз.

Слушают преподавателя, выполняют упражнения.

7.

Обобщение и систематизация знаний

Организует выполнение одного из заданий итогового собеседования
Задание 3 - монологическое высказывание на тему:
1 группа - «Летний отдых»
2 группа - «Мой класс»
3 группа - «Интересная поездка с друзьями»
Объясняет условия выполнения следующего вида работы
Творческая работа.
(карточки + взаимопроверка +редактирование)
Карточки для устного собеседования
Тема 1. Летний отдых
Расскажите о том, как вы отдыхали летом.
Не забудьте рассказать:
- где вы отдыхали
- что интересного увидели;
- что нового Вы для себя узнали;
- какие впечатления у Вас остались.
Тема 2. Мой класс
Расскажите о своём классе.
Не забудьте рассказать:
- о ребятах из Вашего класса;
- с кем Вы дружите;
- о взаимоотношениях между одноклассниками;
- в каких мероприятиях класса Вы принимаете участие.
Тема 3. Интересная поездка с друзьями
Расскажите об интересной поездке с друзьями.
Не забудьте рассказать:
- когда и куда Вы ездили;
- что интересного увидели;
- что нового Вы для себя узнали;
- какие впечатления у Вас остались.
У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

Слушают преподавателя, выполняют задание 3 итогового собеседования

Создают творческий образовательный продукт.
Презентуют получившийся образовательный продукт.
2 кадета выступают в роли редакторов, определяют качество речи.
2 человека выступают в роли экзаменатора, задают вопросы в соответствии с полученной карточкой.

8.

Задание на самоподготовку

Задание для всех:
- знать теоретический материал стр.53-54, 58,61
- базовый уровень - упр. 111 стр. 59.
- повышенный уровень - выбрать по 5 ССП и СПП из поэмы А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Записывают домашнее задание

9.

Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция

Организует оценивание работы обучающихся на уроке, обсуждение ошибок и их коррекцию

Слушают преподавателя
Высказывают свое мнение
Оценивают свою работу

10.

Рефлексия

- Помог ли сегодняшний урок сделать несколько успешных шагов к выполнению заданий ОГЭ?
- За что вы хотите похвалить себя или кого-то из одноклассников?
В заключение урока я предлагаю всем оформить дерево пожеланий - на маленьких листочках оставим отклик наших больших сердец!

Кадеты отвечают на вопросы
Выбирают смайлик..