«Пой на зевке». «Направляй звук в купол», «Поднимай мягкое нёбо» - зачем педагоги пения из урока в урок говорят об этом? И не только в академическом вокале, но и в эстрадном. Ответ прост: стоит поднять мягкое нёбо при пении - в глотке появляется пространство.
Звук начинает резонировать, а голос становится объемным и громким. Начинающие вокалисты упорно ищут, как поднять мягкое нёбо. А бывалые утверждают, что «вокальный зевок» портит эстрадный звук.
Если вы управляете мягким нёбом при пении, то можете:
- свободно петь высокие ноты;
- избавиться от гнусавости голоса;
- убрать зажимы с горла;
- лучше резонировать, а значит петь громче;
- добавлять объем в вокал;
- изменять тембр голоса;
- легче раскрывать ложные связки;
- найти тванг в голосе и правильную назальность.
У человека два типа нёба - твердое и мягкое. Твердое - это кость, «пластина», которая разделяет рот и носовую полость. Если вы цокаете языком, он касается твердого нёба. Мягкое нёбо находится прямо за ним, ближе к глотке.
Твердое нёбо отражает звук при пении. Этот «отражатель» усиливает резонанс, благодаря чему голос становится громче.
Мягкое нёбо состоит из мягких эластичных тканей, которые поглащают звук, а не отражают его.
Важно поднимать нёбо при пении и освобождать пространство в глотке от мягких тканей, чтобы появилось место для резонанса голоса.
Представьте, что вы крикнули в пустой комнате. Голые стены отразят ваш голос, он станет звонче. Так работает твердое нёбо. Но если на стены повесить мягкие ковры и снова крикнуть, голос будет глухим. Ворс ковра поглощает звук. А вам придется напрячься, кричать сильнее, чтобы получить резонанс. Так работает мягкое нёбо.
Мягкое нёбо очень подвижно. Оно формирует звуки речи, при пении принимает разные позиции и формы. Поэтому удобно его использовать, чтобы красиво петь высокие ноты и менять тембр голоса, добавляя объем в вокал.
Мягкое нёбо свободно поднимается и опускается. У хороших вокалистов оно всегда в тонусе, легко натягивается и остается пластичным. Найти свое нёбо просто:
- Подойдите к зеркалу и включите фронтальную камеру телефона.
- Откройте рот, как на приеме у врача, и посмотрите на глотку.
- В глубине рта вы увидите маленький «язычок», который болтается над обычным языком. А вокруг него розоватые выступы - миндалины. Часто они краснеют и опухают, когда болит горло.
- Маленький «язычок» и миндалины вокруг и есть ткани мягкого нёба. Ими мы учимся управлять при пении.
Ткани вокруг маленького «язычка» называются «нёбной занавеской» или «нёбными шторками». Мэтры вокала советуют «раздвигать» мышцы «небной занавески» в стороны. Раскрывать нёбо по горизонтали при пении. Этот прием полезен, если хотите сделать вокал звонким, ближе к речевой речи, но сохранить полный объем голоса.
В высоком положении мягкое нёбо формирует мышцами глотки так называемый «купол». Он же «вокальный зевок». Потому что растяжка нёба напоминает зевание. Зевота помогает правильно раскрыть глотку.
Сама природа создала этот прием, а вокалисты взяли его в свою вокальную технику. При пении на зевке мягкие ткани нёба, которые поглощают звук, словно «втягиваются» внутрь. В горле появляется больше места, резонанс звука усиливается.
Бывает, что при пении упражнений вокалисты начинают активно зевать. Это связанно с двумя вещами: мозг насыщается кислородом и так выпускает излишки воздуха. А во втором случае - у таких учеников много мышечных зажимов. Когда мягкое нёбо высоко поднимается, зажатые мышцы, которые привыкли к напряжению, резко теряют тонус и расслабляются. Организм пытается снять напряжение зевотой.
Пение на зевке - это техника академического вокала. Вспомните оперу - ее округлое звучание получается из-за высокого вокального купола. Опущенная гортань, конечно, тоже принимает участие в формировании оперного вокала.
В эстрадном и джазовом вокале все иначе. Там нет правил и канонов. Но гораздо больше стилей и жанров. Поп, фанк, босса-нова, рок, соул, джаз, блюз… Неудобно петь во всех стилях на одном вокальном зевке и куполе. Нужны разные вокальные приемы.
Тембр должен быть разным - то объемным, то звонким, то глубоким с придыханием. Поэтому и мягкое нёбо становится гибким. Оно меняет свое положение постоянно. Формирует вашу манеру пения, влияя на тембр голоса. Именно нёбо помогает петь по-разному.
В эстрадном и джазовом вокале три положения мягкого нёба:
- среднее положение нёба
Приоткройте чуть-чуть рот и потяните гласный звук - мягкое нёбо примет среднее положение. Которое также зовется нейтральной позицией мягкого нёба. В жизни среднее положение возникает при разговоре, либо когда вы дышите ртом и носом одновременно.
В вокале при таком положении нет полного объема голоса, но и носовой призвук не проявляется. Голос звучит естественно, без напряжения. Нейтральное положение создает звучание, максимально близкое к вашему природному тембру. Мы используем среднее положение нёба, когда поем в разговорном регистре. С ним удобно найти речевую позицию в вокале.
- высокое мягкое нёбо
Поднятое мягкое нёбо легче всего ощутить, когда мы зеваем. В глотке появляется пространство для громкого звука.
Главная «фишка» высокого нёба в вокале - когда оно поднимается, голос свободно проходит в рот. Этот прием работает в любом стиле - джазовом, эстрадном или академическом вокале.
Даже если у вас нет постановки голоса и вы начали петь только вчера, сделайте нехитрые манипуляции: откройте рот пошире и спровоцируйте внутренний зевок. Вы легко сможете спеть даже очень высокие ноты на открытом звуке.
- низкое мягкое нёбо
Люди используют опущенное нёбо не только при пении, но и каждую минуту жизни. Например, сейчас - вы читаете данный текст и дышите с закрытым ртом. Мягкое нёбо провисает в вашей глотке подобно «опущенной шторке». Протяните с закрытым ртом букву «Н». В низком состоянии нёбо полностью закрывает вход в ротовую полость. Голос может пройти только в нос и носоглотку.
Поднимая мышцы мягкого нёба очень высоко, вы рискуете получить глубокий глухой звук, потерять звонкость при пении. Вокал становится «хоровым», округлым и глубоким. А иногда сиплым с продыхом. Приходится напрягаться, чтобы петь громко.
При слишком высоком зевке глотка становится шире, гортань рискует опуститься. В таком положении невозможно контролировать дыхание, сдерживать его. Воздух выходит большим потоком, из-за чего голосовые связки не могут смыкаться плотно, а значит петь громко не получится.
Чтобы петь объемным голосом, тренируйте вокальные мускулы как в фитнес зале. Полезно делать это у зеркала по 5-7 минут каждый день:
- Широко откройте рот и потяните нёбные мышцы наверх без звука, словно на зевоте.
- Потянули наверх - зафиксировали. Не давайте мышцам стягиваться обратно. Держите мышцы нёба высокими словно «раскрытый зонтик».
- Когда добились того, что мышцы не опадают и держат высокое положение - спойте любую ноту.
- Следите, чтобы нёбо оставалось высоким, рот широко открытым.
- Спойте отрывок песни с высоким нёбом: найдите в песне сложную высокую ноту и протяните на ней вокальный купол наверх, будто зеваете.
Часто высокая позиция «зевка» вызывает сложности. Новички не понимают, как поднимать нёбо при пении. Им кажется, что они растягивают его достаточно, хотя по факту не открывают глотку даже на миллиметр.
Поднимайте вокальный купол до ощущений натяжения на задней стенке глотки. Не давайте нёбу «опадать», стягиваться обратно. Несколько тренировок на растяжку - и нёбо начнет подниматься на автомате.
Замечали, что вялые люди без тонуса говорят в нос? Это случается потому, что мышцы мягкого нёба слишком расслаблены. Они провисают и перекрывают глотку. Голос идет только в нос, становится гнусавым и глухим. Когда у человека отсутствует общий тонус тела, все мышцы, включая вокальные мускулы, очень вялые. Так что приходится их «заставлять» работать, давить на вокальную мускулатуру силой. Это приводит к зажимам голоса. Пение вызывает дискомфорт.
Самое обидное, что упражнения на раскрепощение от таких «гнусавых» зажимов помогают лишь на какое-то время. Надо укреплять общий тонус организма, подтягивать все мышцы на активный уровень. Помогает ходить в бассейн и спортзал. Удивительно, но это работает.
Гнусавый звук может получаться не только из-за того, что мягкое нёбо провисает, но и из-за вокальной анатомии. Если вы страдаете гнусавостью, а ваш педагог мучает вас на уроках вокала упражнениями на мягкое нёбо, просто проверьте - все ли в порядке с вашей носовой перегородкой.
У профессиональных певцов гнусавость считается проф. непригодностью. В оперу или музыкальный театр, на большую сцену вялых вокалистов с гнусавым голосом и опущенным мягким нёбом точно не возьмут.