Профилактика агрессивного поведения в образовательной среде детского сада компенсирующего вида

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: д/с

Ключевые слова: агрессивное поведение детей


Из опыта работы детского сада, являющегося Федеральной Инновационной площадки «Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования

МБДОУ «Детский сад №14 «Василёк» г. Рубцовска с 1 марта 2021 года по 31 декабря 2022 года присвоен статус Федеральной Инновационной площадки «Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования).

Детский сад воспитывает детей с задержкой психического развития. Для детей данной категории характерен низкий уровень способности выбора конструктивных форм поведения в проблемных ситуациях. Они либо очень возбудимы, импульсивны, агрессивны, раздражительны, постоянно конфликтуют с детьми, либо, наоборот, скованы, заторможены, пугливы, в результате чего подвергаются насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, дети самостоятельно, без педагогической помощи выйти не могут.

Результаты проведённого диагностического обследования, наблюдения, анкетирования среди родителей и педагогов показали, что уровень частоты проявления агрессивности у дошкольников с задержкой психического развития в МБДОУ составляет 21 % (15 детей).

Агрессивное состояние у воспитанников сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, которое выражается в причинении вреда другому человеку, самому себе.

Поэтому, педагогическим коллективом разработана программа «Добрый Я!», включающая систему занятий по развитию эмоциональной сферы, формированию навыков адекватного вербального и невербального выражения своих эмоциональных проявлений, которая позволяет снизить уровень агрессивного поведения у воспитанников.

Цель программы: создание условий для снижения уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

При реализации программы педагоги используют различные методы игровой терапии: рисунки ситуаций и своего состояния, пластическое изображение своих чувств, отработка правил, наработка навыков конструктивного поведения через ролевую игру, введение блокнота самонаблюдения, игры и упражнения по развитию адекватных форм поведения.

Коррекционная работа с детьми проводится с поддержкой и участием родителей, которые на семинарах-тренингах обучаются навыкам «ненасильственного» общения со своим ребенком, переходу к методам убеждения и поощрения, выработке единых требований и правил воспитания.

Программа находится на этапе апробации и реализуется с 2019 года.

За данный период работы имеем следующие положительные результаты:

Уровень

Начало года

Конец года

Высокая агрессивность

6

3

Средняя

7

9

Низкая

2

3

Всего детей

15

15

Вывод: воспитанникам ещё требуется помощь в овладении собственным поведением, но уровень выраженности агрессии значительно снизился.

Одним из основных механизмов реализации программы является взаимодействие специалистов образовательного учреждения и родителей, обеспечивающее системное сопровождение детей с нарушением поведения в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:

  • комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
  • многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
  • составление индивидуальных программ коррекции эмоционально-волевой и личностной сферы ребёнка.

В своей работе используем наиболее действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе - консилиумы и консультационный пункт, которые предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а педагогам детского сада в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с нарушением поведения, имеющих задержку психического развития.

Сотрудничаем со специалистами КГБУЗ «Психиатрическая больница г. «Рубцовска», КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Рубцовска» для оказания квалифицированной медицинской и социально-реабилитационной помощи.

Благодаря постоянной целенаправленной работе всех участников: педагогов, родителей, сверстников и позитивный настрой самих «особых» детей, у них успешно формируются навыки общения, нормы/правила поведения, активное участие в социальной жизни.

С данными воспитанниками работа по коррекции агрессивного поведения продолжается и в этом учебном году, поэтому считаем, что у всех воспитанников сформируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, разовьётся произвольность поведения, чувства станут более устойчивыми и глубокими.