Консультация для педагогов и родителей
Современный мир поражает изобилием игр, методик и технологий, но хочу предложить вашему вниманию игры Вячеслава Воскобовича. Рассказывая о них, часто слышим вопрос: «Почему именно эти игры?». Бытует мнение, что конструкторы Воскобовича похожи на танграмы других авторов, что их можно сделать самим.
Дизайн, наполнение и творческое решение «Чудо-Соты 1» заключают в себе базовые объекты и предметы русских сказок: домики, животных, природное окружение. Они просты и понятны даже для детей младшего возраста. В них есть чёткие детали: ушки, глаза, большая голова. «Мыли свои ушки, мыли свои лапки», - говорим мы про зайчиков и выкладываем ушки, лапки и «тапочки».
«Чудо-Крестики 1» - это «ловушка» для самых умных. При кажущемся небольшом размере и меньшем количестве элементов, там есть зеркально отражённые детали. Именно они развивают пространственное воображение, заставляют думать, находить единственно правильный выбор и понимать, что не всегда есть заменители; иногда надо искать необходимый и значимый элемент.
«Чудо-Крестики 2» - из них получаются сказочные персонажи - Василиса, Кощей, Иван-Царевич; древнерусские терема, избушки, дворцы. Сказочные образы легко выложить по образцу, а придуманное сочетание форм даёт возможность создать новых персонажей. Например, «град с теремами и церквами» дети с удовольствием конструируют именно из этих «Крестиков». Сколько башенок «прячется» в них, сколько пышных платьев цариц и красавиц!
«Чудо-Крестики 3». Ломаные, изогнутые детали, мелкие элементы, деталь-звезда служат источником вдохновения для создания всего неожиданного и фантастического. Попросите ребёнка воспроизвести знакомый образ, и он возьмёт знакомые «Чудо-Крестики 2», «Чудо-Соты 1». Предложите неведомый образ, несуществующее животное, инопланетянина, и он выберет «Чудо-Крестики 3». Все конструкторы прекрасно «дружат» между собой, грани их деталей можно совмещать и создавать новые образы.
«Квадрат Воскобовича 2-х и 4-х цветный», а также «Змейка». В этих играх воображение детей «притягивает» постоянно меняющаяся плоскость фигуры. Дошкольники зачарованно складывают, изменяют, крутят эти игры. Значимы не только размеры сторон треугольников и границы между ними, автору игр важна кинетическая составляющая: детали прочны, приятны для подушечек пальцев, и «на зубок» дети любят их попробовать, настолько они «сочно» выглядят. «Прозрачный квадрат» - удивительная находка автора. У деталей есть границы и нет границ, они твёрдые и прочные, но могут изгибаться. Все детали - части квадрата, как и во всех играх, они совпадают границами.
Игры Воскобовича в работе с детьми
Опыт работы позволяет сделать интересный вывод: игры Воскобовича эмоционально благоприятны для детей, не вызывают соперничества и располагают к межличностному общению.
Каждому по игре. В отличие от многих других обучающих игр, игры Воскобовича предполагают предоставление ребёнку индивидуального комплекта игр. Известно, что дошкольники ещё не умеют договариваться, уступать и играть без взаимных претензий. Предложив один игровой набор на всех, можно спровоцировать конфликтную ситуацию. Разумно изначально создать для детей равные условия, чтобы тревожные и зависимые дети могли заняться творчеством и знали, что у них есть всё, что и у других. Комплект конструкторов упакован так, что сразу видны все детали. Вспомните ситуацию со стаканчиками и карандашами. Есть дети, которые сразу заметят, какого карандаша не хватает у них, но он есть у другого!
Отсутствие соперничества.
Игры Воскобовича миролюбивы и не вызывают соперничества. Крик ребёнка: «Я первый сделал!», - практически не вызывает ревности и раздражения у сверстников. Каждый знает, что и он сейчас сделает, у него всё для этого есть, и его ждёт радость открытия. Это как с любимым блюдом: кто-то съел первым, а кто-то лакомится не спеша. Подтолкнуло к этому выводу вот какое наблюдение: обычно просим тех, кто сделал задание первым, пройти среди ребят и спросить, нужна ли помощь. И оказывается, что помощь не нужна. Дети, не отрывая взгляда от захватывающей работы, отказываются от помощи: С какой радостью они делятся своими произведениями, соединяют их в одно целое или сдвигают рядышком! К примеру, Соня сделала свою башню, а Коля делает терем с башенками. Соня сравнивает и оценивает варианты. Она может сделать так, как у Коли, потому что у нее такой же набор деталей, или по-другому. Может предложить соединить работы, и на столе возникает «Град на острове стоит...». Дети воодушевлены и используют оставшиеся детали для расширения «града». Вот тогда и возникают единение, чувство работы с другом, совместная радость творчества.
Эмоциональное благополучие.
В связи с тем, что нет трудных для соединений шипов и креплений, которые раздражают детей, игра становится более вариативной и разнообразной. Создавая образ, ребёнок уходит в мир представлений, ощущений. Такая работа успокаивает малыша, помогает ему обрести нужный настрой. Замечено, что когда мы предлагаем эти игры импульсивным и тревожным детям, их эмоциональный фон выравнивается. Работа в спокойной обстановке, занятие любимым делом, отсутствие конфликтов, радость творчества в любом возрасте способствуют интеллектуальному и личностному росту. И всё это предлагают в работе с дошкольниками развивающие игры В.В.Воскобовича.