Эбру (от персидского ebri - «облако») - это древняя техника живописи красками по воде с дальнейшим перенесением рисунка на твердую основу (бумагу, ткань или кожу). Смысл эбру состоит в том, чтобы рисовать на воде нерастворимыми красками, а затем переносить изображение на бумагу. Получается нечто среднее между рисованием акварелью и эстампом. Эта техника зародилась в Азии, получила развитие в Турции, а потом постепенно появилась в Европе. Эбру представляет художнику широкие возможности для создания уникальных изображений, искусно имитирующих фактуру натурального камня - мрамора. Поэтому эту технику часто называют «мраморингом» или «турецким мраморированием».
Любое изображение в Эбру начинается с первой капли. Круг - основа любого мотива и образа, созданного в технике Эбру. На начальном этапе рисования, при создании фона, краска в виде капель наносится одним или несколькими слоями на водный раствор и расплывается в круги (см. Приложение). Затем краска наносится для создания с помощью специальных инструментов и художественных приёмов различных формализованных изображений.
Наблюдение за расплывающимися разноцветными пятнами и плавным изгибами линий на поверхности воды создаёт седативный эффект, способствуя снижению уровня тревожности, агрессии, снятию эмоционального напряжения. Вместе с тем возможность создавать чёткие формы, а также картины по предварительному замыслу требует развития навыков самоконтроля, саморегуляции, а также достаточного уровня развития абстрактного мышления, моторики, пространственного восприятия, умения ориентироваться на изобразительной поверхности. Регулярное выполнение подобных заданий способствует формированию и развитию указанных процессов, функций и навыков у детей, повышает их самооценку.
Рисование на воде - очень бережный и безопасный метод терапии. Этим он особенно хорош для детей. Эбру относится к «правополушарному» рисованию.
Это не академическое рисование по заданным образцам, а раскрытие творческой индивидуальности человека. Это рисование эмоциями и чувствами.
Эбру - это необычайный, увлекательный вид творчества, который развивает фантазию, мышление, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность, мелкую моторику рук, координацию движения, тренируется зрение, открывается творческий потенциал, навык видеть прекрасное в обыденном, возможность мыслить нестандартно, умение расслабляться и получать удовольствие. Поэтому технику стали применять в качестве арт-терапии.
Методика позволяет детям преодолеть трудности, выплеснуть отрицательные эмоции, расслабиться и получить много положительных эмоций. Эбру-терапия также позволяет работать со страхами, тревожностью, замкнутостью и агрессивностью. Помогает снять напряжение, происходит гармонизация эмоциональной сферы ребенка, повышается способность к социальной адаптации, коррекция неврозов и неврозоподобных состояний.
Таким образом, вся творческая деятельность ребенка является важным элементом его развития. Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс рисования. Главное, научить ребенка полностью отдаваться рисованию на воде, не планировать заранее результат, ведь он всегда будет уникальным и неповторимым. Кроме того, в Эбру нет почти ничего, что нельзя исправить.
Эбру - это необычайный, увлекательный вид творчества, который развивает фантазию, мышление, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность, мелкую моторику рук, координацию движения, тренируется зрение, открывается творческий потенциал, навык видеть прекрасное в обыденном, возможность мыслить нестандартно, умение расслабляться и получать удовольствие. Поэтому технику стали применять в качестве арт-терапии.
Одной из глобальных потребностей человека является стремление к созиданию. Рисование на воде Эбру, как и любой вид искусства, привлекает возможностью принять участие в процессе творения, стать созидателем, создателем прекрасного. Для детей с особенностями в развитии это особенно актуально. Ведь такой ребенок не всегда имеет возможность увидеть результат своего труда в целом.
Специфика процесса нанесения красок на поверхность специально подготовленного водного раствора и создание живописных образов с последующим их закреплением путём переноса на различные поверхности (бумагу, ткань, дерево, пластик, стекло, керамику, металл и др.) завораживает и кажется волшебством. Необычность и новизна искусства Эбру создаёт устойчивый интерес, активизируя непроизвольное внимание наблюдателя или самого исполнителя (особенно того, кто сталкивается с техникой Эбру впервые). Такой эффект позволяет создать естественную основу для формирования и развития произвольного внимания как центральной функции внутреннего самоконтроля.
Ещё одна особенность Эбру состоит в том, что результат работы предугадать очень сложно, особенно начинающим художникам, что вызывает дополнительный интерес. Кроме того, в Эбру нет почти ничего, что нельзя исправить. В этом заключаются дополнительные ресурсы для коррекционно-реабилитационной практики.
Наряду с этим создание высокохудожественных образов в технике Эбру - очень тонкий и одухотворённый процесс. Он сопряжен не только с работой, направленной на поддержание необходимого баланса компонентов красок и водного раствора, но также с большой работой по обретению внутреннего равновесия самим художником. Речь идет о том, что совершенствование в искусстве Эбру невозможно без стремления к внутренней гармонии и развитию способности к рефлексии, что для желающих преуспеть в этом искусстве создает естественную мотивацию для саморазвития. Соприкосновение с многообразной цветовой палитрой красок и взаимодействие с природными материалами (минералы, вода, дерево, и др.) создаёт гармонизирующий эффект, способствует улучшению эмоционального состояния, а также может помочь при диагностике состояния эмоционально-волевой сферы детей.
Литература
- Могильченко Оксана Анатольевна "Эбру" - искусство рисования на воде как средство познания мира и развития эстетического восприятия у детей с ограниченными возможностями // Проблемы педагогики. 2016. №10 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ebru-iskusstvo-risovaniya-na-vode-kak-sredstvo-poznaniya-mira-i-razvitiya-esteticheskogo-vospriyatiya-u-detey-s-ogranichennymi (дата обращения: 26.03.2021).
- Окульская Л.В. Нетрадиционная техника рисования эбру [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). Казань: Бук, 2016. С. 62-65.