Дидактическое пособие «Применение игровых технологий на уроках математики в 1-м классе»

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: математика


Основой реализация Федерального государственного стандарта начального общего образования является системно-деятельностный подход. Главная задача учителя состоит в том, что он должен не только дать учащимся определённые знания, но и развивать интерес к учению, научить учиться, применять полученные знания на практике.

С целью активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики я составила дидактическое пособие по математике для первоклассников на основе игр и апробировала его в 2016-2017 в учебном году в 1 классе.

Математика широко применяется при изучении других предметов в школе и используется в повседневной жизни. Знание основ математической науки необходимо всем учащимся. Поэтому в 1 классе на первых уроках необходимо привить интерес к математике, мотивировать и стимулировать активность учащихся на протяжении всего урока.

Актуальность данного пособия заключается в том, что для первоклассника ведущей деятельностью является - игровая, поэтому в учебном процессе должны использоваться активные методы и формы работы на уроке.

Одним их таких активных методов является - игровые технологии.

В играх новые знания учащиеся получают свободно. Поэтому часто то, что казалось трудным, даже недостижимым, на уроках, во время игры легко усваиваются. Назначение дидактических игр - развитие познавательных процессов у школьников (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и др.) и закрепление знаний, приобретаемых на уроках.

Характерным для каждой дидактической игры является, с одной стороны, решение различных дидактических задач: уточнение представлений о математическом понятии и его существенных особенностях, развитие способности замечать сходство и различие между ними и т.д. В этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом дидактической игры является игровое действие. Внимание ученика направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет обучающую задачу. Поэтому дидактические игры представляются обучающимся не простой забавой, а интересным, необычным занятием.

В пособие дидактические игры разделены по разделам:

1.«Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления».

2. «Нумерация чисел от 1 до 10».

3. «Сложение и вычитание».

4. «Нумерация чисел до 100».

5. «Логические игры».

6. «Коллективные и командные игры»

С помощью игр при изучении тем каждого раздела мы решаем различные образовательные задачи.

Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления

При изучении тем данного раздела у учащихся должны быть сформированы следующие знания:

- Последовательность ряда однозначных чисел;

- Название геометрических фигур.

Дети должны уметь распознавать геометрические фигуры по форме и размеру, количеству и пространственному расположению.

Нумерация чисел от 1 до 10

При изучении тем этого раздела у детей должны быть сформированы следующие знания:

- Последовательность ряда однозначных чисел;

- Знаки и термины, связанные со сложением и вычитанием;

- Знаки сравнения (<, =,>);

- Измерение длины отрезка и его построение с помощью линейки.

Сложение и вычитание

При изучении тем данного раздела у учащихся должны быть сформированы следующие знания:

- Название знаков действий сложения и вычитания

- Название выражений, связанных со сложением и вычитанием.

- Составлять, читать, записывать и находить значение простейших числовых выражений;

- Переместительное свойство сложения.

Нумерация чисел до 100

При изучении тем этого раздела у учеников должны быть сформированы следующие умения:

- Читать, записывать и сравнивать полные десятки, двузначные числа;

- Умение расположить число на числовом луче;

- Знание состава чисел в пределах 20;

- Выполнять действия сложения и вычитания в пределах 100;

- Решать простейшие уравнения способом подбора.

Логические игры

Данные игры могут применяться в каждом предыдущем указанном выше разделе. Они направлены на формирование внимания, памяти, логического мышления, наблюдательности, воображения.

Коллективные и командные игры

Эти дидактические игры применяются при изучении различных тем на уроках математики в 1 классе и в большей степени направлены на формирование коммуникативных УУД.

Традиционно образовательный процесс связан с передачей-получением информации, отработкой репродуктивных умений. В коллективных и командных играх участники сами себе ставят цель, совместно с другими детьми ищет способы ее достижения, сообща отбирают материал, при этом каждый из команды (группы) ответственен не только за свое поведение и результаты, но и за успех всей группы. Поэтому эти игры имеют еще и огромную воспитательную ценность.

Приведу примеры дидактических игр, апробированных мною в 1 классе на разных этапах учебного процесса.

1. Игры по темам «Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления»

Игра «Логические концовки»

Вооружись логическим мышлением и закончи фразы:

  1. Если стол выше стула, то стул... (ниже стола).
  2. Если 2 больше одного, то один... (меньше двух).
  3. Если сестра старше брата, то брат... (младше сестры).
  4. Если правая рука справа, то левая... (слева).
  5. Если река глубже ручейка, то ручеек... (мельче реки).
  6. Если из ведра льется вода, то ведро... (дырявое).
  7. Дядя Степа высокий, а мальчик с пальчик ... (низкий)
  8. У лисы хвост длинный, а у зайца ... (короткий).
  9. Река широкая, а ручей ... (узкий).
  10. Крокодил Гена большой, а Чебурашка ... (маленький)
  11. 11.Ствол у дуба толстый, а золотая цепь на нем ... (тонкая).
  12. Колодец глубокий, а ямка от копытца ... (мелкая).
  13. У Буратино нос длинный, а у Пятачка ... (короткий).
  14. Белоснежка высокая, а гномы ... (низкие).
  15. Колобок толстый, а Кощей ... (худой).

Игра «Кто лишний?»

Необходимо найти лишнего человечка. Уметь объяснить признаки отличия от остальных.

Игра «Найди фигуру»

Часто знает и дошкольник,
Что такое треугольник,
А уж вам - то как не знать!
Но совсем другое дело
Быстро, точно и умело
Треугольники считать!

- Сосчитайте, сколько здесь треугольников?

(Дети считают на местах, дают ответы. Для каждого заготовлен чертеж звезды, на партах имеются карандаши. Задание достаточно сложное. Если не будут найдены все треугольники, выигрывает тот, кто назвал большее количество. В любом случае, учитель должен показать все треугольники. Лучше заготовить заранее плакаты со звездой, где треугольники будут раскрашены).

Игра «Укажи дорогу»

Учащиеся 1 класса не сразу могут сориентироваться в большом помещении школы. Чтобы научить этому, развить самостоятельность, проводится данная игра. В ней идёт отработка пространственных представлений. (Учитель предварительно показывает все помещения в школе). Ученик получает задание провести мысленно детей в спортзал, столовую, раздевалку. Ребёнок объясняет кратко, как идти. Например: «Выйти из класса, повернуть налево и спуститься по лестнице вниз». Дети ещё могут под его диктовку попытаться изобразить маршрут на листках.

Подвижная игра «Займи свое место»

Материал игры: таблички с названиями частей суток, окрашенные в цвета, соответствующие каждой части суток: утро - розовый, день - оранжевый, ночь - черный, вечер - синий.

Учитель вызывает к доске четырех учеников и дает каждому по табличке. Один из них становится перед классом, держа перед собой табличку. Остальные ученики должны встать в один ряд с ним. В правильной последовательности. Затем последний ученик становится первым, а остальные перемещаются так, чтобы последовательность частей суток была правильной.

Игра «Каких дней в неделе недостает

2. Игры по теме «Нумерация чисел от 1 до 10»

Игра «Разноцветный поясок»

Учащимся предлагается разместить один за другим квадрат, треугольник, круг. В такой же последовательности они должны разложить за этими фигурами следующие такие же фигуры, затем еще раз повторить то же и т.д. В результате должен получиться разноцветный «поясок» из трех геометрических фигур, которые расположены в определенной последовательности.

«Мудрая математика»

Пословицы называют азбукой мудрости. В каждой из них заключена умная мысль, которая передается из поколения в поколение. И пословицы не обошлись без математики. Продолжи пословицу и объясни, когда так говорят.

  1. 7 раз отмерь, и…(один раз отмерь).
  2. За двумя зайцами погонишься, …(ни одного не поймаешь).
  3. Ум хорошо, а…(два лучше).
  4. Один в поле…(не воин).

«Математика во фразеологизмах»

Одна нога тут, другая там. (Быстро)
От горшка два вершка. (Маленький)
На все четыре стороны. (Куда угодно)
Как свои пять пальцев. (Знать очень хорошо)

«Задачи-шутки»

  1. На подоконнике лежали 3 зеленых помидора. Через день они покраснели. Сколько зеленых помидоров осталось?
  2. Наступил декабрь. Распустились ромашки, а потом ещё - 1. Сколько цветов распустилось?
  3. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас?
  4. Из какой посуды нельзя съесть?
  5. Сколько концов у 2-х палок?
  6. У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у нее внуков?
  7. Поле пахали 7 тракторов, 2 трактора остановились. Сколько в поле тракторов?
  8. У кошки 2 правые лапы, 2 левые лапы, 2 лапы впереди и 2 лапы сзади. Сколько лап у кошки?
  9. У какой фигуры нет ни начала, ни конца?
  10. Веревку разрезали на 3 части. Сколько сделано разрезов? (Показать па доске.)
  11. На столе лежало яблоко. Его разрезали на 4 части. Сколько яблок лежит на столе?
  12. Во дворе стоит кадушка,
    А в кадушке той лягушка.
    Если б было пять кадушек,
    Сколько было бы лягушек? (Возможно ни одной.)

3. Игры по теме «Сложение и вычитание»

Игра «Найди пару паруснику» (состав чисел от 1 до 10)

Игра «Помоги Незнайке»

Незнайка решил примеры, но нечаянно пролил краску и залил ответы. Помогите восстановить ответы.

5 - 4 =
3 - 2 =
6 + 4 =
1 + 1 =

В дидактических играх детей привлекает необычность постановки задачи (догадайся, найди) и способ её подачи.

«Задачи в стихах»

1)

Пять малышек медвежат
Мама уложила спать.
Одному никак не спится,
А скольким сон хороший снится? (5-1=4)

2)

Цапля по воде шагала,
Лягушат себе искала
Двое спрятались в траве,
Шесть - под кочкой.
Сколько лягушат спаслось?
Только точно! (2+6=8)

3)

Ветер дунул, лист сорвал.
И ещё один упал.
А потом упало пять.
Кто их может сосчитать? (1+1+5=7)

4)

Три ромашки-желтоглазки,
Два весёлых василька
Подарили маме дети.
Сколько же цветов в букете? (3+2=5)

Игра «Волшебные палочки»

- Перед вами фигура, выложенная палочками.

- Сколько маленьких квадратов вы видите? (6).

- Уберите всего 1 палочку так, чтобы осталось 5 квадратиков.

4. Игры по теме «Нумерация чисел до 100»

Ребусы.

  • C 3 Ж (стриж)
  • ВИ 3 НА (витрина)
  • ВО 100 К (восток)
  • ПРО 100 Р (простор)

Игра «Собери бусы»

Дана цепочка бус с пропущенными числами. Надо расставить числа в бусины так, чтобы счёт вёлся по порядку.

Игра «Сказки и математика»

Мы все любим читать сказки. Если будем внимательными читателями, то и в сказках встретим математику.

  1. 1. В скольких водах искупался Иван в сказке « Конек - горбунок»? (3)
  2. Сколько богатырей в дружине дядьки Черномора в сказке А.С.Пушкина
  3. «Сказка о царе Салтане»? (33)
  4. Сколько лет было Илье Муромцу, когда он начал ходить? (33)
  5. Сколько подземных королей в сказке А.Волкова? (7)
  6. Сколько братьев Элизы злая королева превратила в диких лебедей в сказке Андерсена «Дикие лебеди»? (11)
  7. Сколько разбойников, входящих в пещеру, насчитал Али-Баба? (40)

Игра "Освободи птичку"

Птички находятся в клетке и учитель предлагает детям выпустить их на волю. Но для этого нужно выполнить задание. Учащиеся берут птичку из клетки и с обратной сторону читают задание (например, посчитай десятками до 60, назови число, в котором 2 дес. и 6 ед, и т.п.). Если ученик правильно ответит на вопрос, то птичка летит (переставляется) на дерево, если нет, то возвращается обратно в клетку.

5. «Логические игры»

Шарады

В шараде требуется отгадать определённое слово по частям.

  1. Какой музыкальный инструмент состоит из меры площади и музыкальной ноты?
  2. Первое слово засеять вторым, а в целом мы часто на даче лежим.
  3. Предлог и малое число,
    За ними букву скажем.
    А в целом - ты найдёшь его
    Почти под домом нашим.
  4. За мерой ноту вставишь вдруг,
    И целое найдёшь среди подруг.

Метаграммы

В метаграмме зашифровано определённое слово. Его нужно отгадать. Затем в расшифрованном слове следует одну из указанных букв заменить другой буквой, и значение слова изменится.

  1. Я приношу с собою боль,
    Лица по форме искажение,
    А Ф на П заменишь коль, -
    То я всего лишь знак сложения.

  2. Что это такое?
    С Д - ветвистый,
    С З - когтистый,
    С К - ребристый?

  3. Я бываю золотой,
    А в природе - костяной,
    Если З на К заменишь,
    Смысл во мне совсем иной:
    В первом классе лишь для счёта
    На уроке я твоём,
    А в четвёртом ты охотно
    Подсчитаешь мой объём.

  4. Средь грызунов его ты сыщешь.
    Как белка, мал он. А потом
    Ты вместо У лишь О напишешь,
    И станет круглым он числом.

Логогрифы

В логогрифах надо догадаться, о каком слове говорится вначале. Затем в зашифрованное слово надо вставить добавочно одну или две буквы, и получится новое слово.

1.

Арифметический я знак,
В задачнике найдешь меня
Во многих строчках,
Лишь «О» ты вставишь.
Зная как, и я - географическая точка.

2.

Я - цифра меньше 10,
Меня тебе легко найти.
Но если букве «Я»
Прикажешь рядом встать:
Я все - отец, и ты, и дедушка, и мать!

3.

Я - пространственное тело,
И не сложен я с натуры,
Если ж вставить «Л» умело,
Стану домом я культуры.

4.

Я - высокая скала,
Если в слове буква «А»,
Если «А» на «б» меняем,
То верблюда вспоминаем.

5.

Он - грызун не очень мелкий,
Ибо чуть побольше белки,
А заменишь «У» на «О» -
Будет круглое число.

6.

Мой первый слог найдешь тогда,
Когда в котле кипит вода,
Местоименье - слог второй,
А в целом - столик школьный твой.

6. Коллективные и командные игры

Игра «Математический мячик»

В игре может принимать участие любое количество учеников. Учитель бросает мяч то одному, то другому участнику игры, а те, возвращая мяч, отвечают на вопрос учителя. Бросая мяч, учитель называет какое-либо число, например, 21. Играющий должен поймать мяч и назвать смежные числа - 20 и 22 (обязательно сначала меньшее, потом большее).

Игра «По порядку номеров»

Для проведения игры необходимо две команды игроков по десять человек.

Содержание игры: две команды по 10 человек выстраиваются шеренгами лицом к классу. У ведущего - два комплекта карточек разного цвета с числами от 5 до 15. Перед началом игры ведущий перемешивает карточки каждого комплекта и по одной прикрепляет на спины игроков. Ни один из игроков не знает, какое число на его карточке. Остальные дети из команды должны помочь игрокам стать правильно по порядку.

Игра «Космонавты»

Класс делится на 3 экипажа (по количеству рядов парт). У каждого экипажа ракета, в которую вставлена карточка с записанными на ней заданиями. Число заданий соответствует числу членов каждого экипажа.

- Первой взлетит та ракета, экипаж которой первым решит все примеры, записанные на доске. Решив первый пример, ракету карточку предают следующему члену экипажа. Последний решивший поднимает ракету вверх.

В процессе обучения дети получают кроме психической и большую физическую нагрузку. Они быстро утомляются, отвлекаются, внимание их начинает рассеиваться. В такой момент нашим главным помощником становится игра-физкультминутка.

Заключение

Основным в дидактической игре на уроках математики является обучение математике. Игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным эмоциональным, творческим.

Использование дидактических игр дало положительный эффект для учеников с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых математика казалась скучной наукой. Создание игровых ситуаций на уроках математики повысило интерес к математике, внесло разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимало утомление, развивало сообразительность, внимание, взаимопомощь, чувство соревнования. Систематическое использование игр на разных этапах изучения различного по характеру математического материала явилось эффективным средством активизации учебной деятельности учащихся. Что положительно повлияло на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной активности.

Таким образом, дидактическая игра - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой дети успешно усваивают математические понятия и решают данные задания.

Список литературы

  1. Асанин С. Смекалка для малышей. Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки. - М.: Омега, 1996 г.
  2. Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в 1 классе. М.: Просвещение, 1964 г.
  3. Выгодский Л.С. Воображение и развитие в детском возрасте. М., 1991.
  4. Гиабалина 3.П. Первый год - самый трудный. - М, 1990 г.
  5. Жикалкина Т.Г. Игровые и занимательные задания по математике. - М., 1989 г.
  6. Зак А.Г. Различия в мышлении детей. - М., 1992 г.
  7. Захарова А.М. Развивающее обучение математике в начальной школе. - Томск, 1994 г.
  8. Калугин М.А., Новотворцева Н.В. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки.- Ярославль, 1996г.
  9. Михайлова З.А. Игровые занимательные задания для дошкольников. - М., 1990 г.
  10. Сербина Е.В. Математика для малышей. - М., 1992 г.
  11. Тарабарина Т.И., Ёлкина Н.В. 1000 загадок. Ярославль. 1996 г.
  12. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. - Ярославль: Академия развития, 1996 г.
  13. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника.- Ярославль: Академия развития,1996 г.
  14. Труднев В.Н. Считай, смекай, отгадывай.- М: Просвещение, 1970 г.
  15. Чилигрирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике. - М., 1993г.
  16. Эрдниев П.М. Укрупнённые дидактические единицы на уроках математики. - М., 1992 г.
  17. http://brestschool7.iatp.by/vavrenchuk_2.htm
  18. http://easyen.ru/load/nachalnykh/fizminutki_na_urokakh/fizminutki_dlja_1_4_klassov/319-1-0-27420
  19. https://infopedia.su/1x60b0.html
  20. https://infourok.ru/didakticheskie-igri-dlya-zakrepleniya-sostava-chisla-iz-dvuh-menshih-chisel
  21. http://mypresentation.ru/presentation/prezentaciya_po_matematike_quotsostav_chisel_510
  22. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2012/01/05/didakticheskie-igry
  23. https://refdb.ru/look/2128102-p3.html
  24. http://refeteka.ru/r-138265.html