УМК: «Школа России».
Класс: 2 класс.
Тип урока: Урок «открытия нового знания».
Цель урока: Познакомить детей со сказкой "Каша из топора".
Планируемые результаты:
Предметные:
- чтение текста осознанно, выразительно и без ошибок;
- умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения;
- умение определять вид сказок;
- умение работать с пословицами;
- давать оценку морального содержания и нравственного значения действий персонажей при изучении художественного произведения.
Личностные:
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные:
Личностные УУД:
- Осознавать личностный смысл учения и интерес к изучению литературного чтения.
- Устанавливать связь между целью деятельности и её содержанием.
- Высказывать собственные суждения и давать им обоснование.
Регулятивные УУД
- Мотивация совместной деятельности учащихся и учителя по достижению результата.
- Планировать учебную деятельность на уроке.
- Планировать дальнейшую читательскую деятельность.
Познавательные УУД:
- Устанавливать причинно-следственные связи.
- Осуществлять анализ и синтез.
Коммуникативные УУД:
- Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
- Формировать умение уважительно относиться к позиции другого.
- Учиться работать в парах и группе.
Мотивационно-целевой этап
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
- Урок литературного чтения. Сегодня, ребята, каждый из вас получит за работу на уроке отметку, за каждым из вас будет наблюдать сосед по парте, ну и конечно я. У вас на столах листочки для оценивания каждого из вас. Мы сегодня будем работать парами, группой и фронтально.
Отгадайте загадку:
Крупу в кастрюлю насыпают,
Водой холодной заливают
И ставят на плиту вариться.
И что тут может получиться?
(каша)
- Из чего готовят каши? (из крупы)
- А крупу из чего делают? (зерно. Затрудняются ответить)
- Открываю слайд 2 и кратно рассказываю и показываю.
- Из пшеницы - манную кашу и пшеничную, из просо - пшенную кашу, из овса - овсяную кашу, из гречихи - гречневую, из ячменя - ячневую и перловую каши.
- Поиграем, я загадала кашу из …, (а хотите узнать из чего?).
- Тогда я предлагаю вам разгадать кроссворд и прочитать, получившееся слово, в выделенных клетках. Вопросы по домашней работе сказке «Лиса и Журавль». Сейчас работаем в группах. Не забываем про листочки оценивания. Поднимаем руку, кто выполнит это задание. Разгадывают, работают группами. Для тех, кто быстро отгадает, предлагаю подумать, какие вопросы у вас возникают.
Оцените работу по кроссворду.
- В чем принесла угощение лиса журавлю? (тарелка)
- Где жил журавль? (болото)
- Пошел журавль на званый … . (пир)
- Куда позвала лиса журавля? (гости)
- Какое угощение приготовил журавль лисе? (окрошка)
- Итак, что получилось (топор).
- А что такое топор, для чего он нужен? (инструмент для рубки, например, колоть дрова).
- Из чего у нас получилась каша? (из топора)
Открываю тему урока на доске «Каша из топора».
- Какие вопросы у вас возникли? (работаем в парах - устно).
- Спрашиваю фронтально и записываю на доске.
- Можно ли сварить кашу из топора? Как?
- Почему так произведение называется?
- Жанр произведения?
- Какую цель поставим на урок? (познакомиться с произведением «Каша из топора»). Найти ответы на вопросы.
Ориентировочный этап
- Где найдем ответы на наши вопросы? (учебник, энциклопедия)
Поисково-исследовательский этап
- Нам встретятся старые слова, давайте поработаем со словарем (фронтально).
- побывка - приезд к кому-нибудь на короткое время;
- притомиться - устать;
- изба - деревянный, крестьянский дом;
- вдоволь - достаточно;
- чулан - помещение в доме, служило кладовкой;
- сдобрить - прибавить к еде что-нибудь, для вкуса
- Внимательно слушаем и определяем жанр произведения.
Читаю. Чтение с остановкой (предположение что же будет дальше).
- Какой жанр произведения, как вы думайте? (сказка).
- Почему? (из топора кашу не варят)
Сказки бывают разных народов.
- Это какая сказка, какого народа? (Русская народная сказка).
На доске открываю тему до конца.
- Открываем учебник стр. …, дети читают цепочкой
Физкультминутка
Практический этап
Работаем фронтально
- Кто главные герои сказки? (солдат, старуха)
- Охарактеризуйте солдата, какой он, почему? (находчивый, смелый, смекалистый)
- Охарактеризуйте старуху, какая она, почему? (жадная, добрая...)
Работа в тетрадях.
Индивидуально. Записываем число и тему урока.
- Орфографическая работа (слово топор)
На столах листочки с пословицами. Выбирают пословицу и записывают в тетрадь.
- Смекнешь да схитришь - врагов победишь.
- Сметка дороже всего.
- Глупый киснет, а умный все промыслит.
Проверка. В парах, затем фронтально. Оцениваем работу.
Рефлексивно-оценочный этап
- Ддавайте вернемся к нашим вопросам, которые мы с вами записали на доске в начале урока.
- На все ли вопросы мы нашли ответ? (да)
- Где вам пригодятся знания, которые вы сегодня получили?
- Выполнили мы с вами цель нашего урока?
- Подведем итог урока.
Резюме.
- оказывается, что…
- я понял, что…
- я узнал, что ..
Учитель и дети оценивают друг друга по листку оценивания. Проставляем оценки в дневник.
Запишем домашнее задание на выбор:
- Творческий пересказ.
- Можно ли сварить топор? Как?
- Чтение по ролям.
Эмоциональное состояние детей проверяю с помощью цветных карандашей (зеленый - отличное настроение, желтый - нормальное, красный - плохое).