Если вы думаете на год вперед - сейте зерна,
Если вы думаете на 10 лет вперед - сажайте деревья,
Если вы думаете на 100 лет вперед - воспитывайте человека.
(Китайская мудрость)
Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Сохранение всего живого на планете - неизменная спутница человеческого познания, его устремлённости к прогрессу. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства. Именно в школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика.
Родная природа - могущественный источник, из которого ребенок получает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы проявляется очень рано. Дети замечают все: трудолюбивого муравья на лесной тропинке, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, многообразие звуков и запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.
Общество диктует необходимость изменить модель восприятия мира у наших детей, предложив им экологически правильную ориентацию. Здесь изначально закрепляется сознание того, что человек - это не царь природы и не ее управляющий, а один из многочисленных организмов планеты, который должен жить в согласии со многими жителями Земли.
Целью экологического воспитания является формирование экологически культурной личности, которая предполагает наличие у человека определённых знаний и убеждений.
Школа обязана готовить новое поколение людей, способных предотвратить опасность кризисных ситуаций, возникающих в природе.
Исходя из выше сказанного, учитывая актуальность данной проблемы, ведущей целью внеурочной деятельности является создание условий для формирования экологической культуры личности младшего школьника.
Основной уклон педагоги делают именно на внеурочную деятельность. В непринужденной внеклассной обстановке дети показывают себя более готовыми к восприятию, более открытыми для развития экологической культуры.
Во внеурочной деятельности экологического воспитания можно выделить следующие направления работы:
- Познавательное направление (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины);
- Познавательно - развлекательное направление (праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия).
- Практическое направление работы, (озеленение класса, подкормка птиц, субботники, уборка кабинета)
- Исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты).
В нашей школе реализуются программы внеурочной деятельности:
«Друзья природы» для учащихся 2-4 классов
Особенность программы заключается в осуществлении экологического образования на основе изучения памятников природы озера Байкал. Данный курс призван ввести учащихся в мир природы, помочь им видеть красоту родного края. Значимость сохранения природы в первозданном виде, возможности каждого человека участвовать в природоохранной деятельности.
«Полезные привычки» для учащихся 1-4 классов
Программа «Полезные привычки» является важнейшей частью учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Состояние здоровья школьников внушает обоснованную тревогу и требует принятия срочных мер по охране и укреплению здоровья в процессе обучения. ... Экологическое воспитание детей очень полезно в современных экологически - неблагоприятных условиях жизни. На занятиях мы с ребятами разбираем экологические задачи, находятся пути их решения, доказывается правильность выбора, так как экология является одним из основных факторов, влияющих на здоровье человека.
Воспитывая экологическую культуру личности младшего школьника, я применяю в своей работе информационные, игровые, проектные и ИКТ технологии.
В начальной школе игровые технологии остаются ведущим видом деятельности. Играя, ученики осваивают и закрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно.
Большое значение для экологического обучения и воспитания имеют Экологические декады и Экологические Недели. В этот период провожу с ребятами конкурсы плакатов и рисунков на тему «Земля - наш общий дом»; классные часы, конкурсы «Знатоков природы; КВНы, игры - путешествия по станциям.
Учащиеся моего класса неоднократно становились участниками и победителями муниципального конкурса «Сибирячок».
Для воспитанников детского сада мы подготовили и провели праздник птиц.
Ежегодно учащиеся являются участниками акции «Кормушка».
Во внеурочной работе наряду с другими технологиями я использую и проектные технологии. Педагогическая значимость их велика. Проекты открывают возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром, стимулируют детскую самодеятельность, выводят педагогический процесс в окружающий мир, природную и социальную среду.
Проекты:
«Красная книга Иркутской области»
Цель: создать Красную книгу Иркутской области
Продукт: иллюстрированная книга
Работая над проектом, мы дали ответы на проблемные вопросы:
- С какой целью была создана Красная книга?
- Почему животные бывают редкими?
- Зачем сохранять редких животных и что им угрожает?
«Витаминная азбука здоровья»
Питание и среда обитания - сильно взаимосвязанные факторы. Сбалансированное питание и экологически чистая среда обитания человека, животных и растений - это основа здоровья и правильного развития организма. Существует прямая связь между экологией, гигиеной питания человека и его здоровьем.
В результате работы над проектом в классе был проведен классный час «Азбука витаминов», где дети узнали, какие бывают витамины и где они содержатся. Родители помогли нам создать памятки для детей и родителей по данной теме.
Экскурсии, ролевые и дидактические игры, экологические акции, конкурсы и опыты в естественной и искусственной среде, а также выставки, смотры, собрания с родителями и совместные проекты детей и родителей - все это и есть внеурочная деятельность.
Главная идея моего опыта состоит в том, чтобы в условиях внеурочной деятельности средствами различных форм и методов работы по формированию экологической культуры школьников, краеведческих материалов помочь ребятам раскрыться, реализовать себя.
Практика работы показала, что различные мероприятия экологической тематики позволяют формировать экологическую культуру школьников. У детей возрастает интерес к окружающей природе, бережному отношению к ней.
Я считаю, что такая работа по экологическому воспитанию способствует формированию у учащихся начальной школы экологических интересов, фундаментальных экологических знаний и представлений о взаимодействии с природными объектами. А также у школьников формируется система убеждений и ценностей, характеризующих отношение личности к природе.