Формирование экологической культуры младших школьников

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Если вы думаете на год вперед - сейте зерна,
Если вы думаете на 10 лет вперед - сажайте деревья,
Если вы думаете на 100 лет вперед - воспитывайте человека.

(Китайская мудрость)

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Сохранение всего живого на планете - неизменная спутница человеческого познания, его устремлённости к прогрессу. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства. Именно в школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика.

Родная природа - могущественный источник, из которого ребенок получает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы проявляется очень рано. Дети замечают все: трудолюбивого муравья на лесной тропинке, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, многообразие звуков и запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.

Общество диктует необходимость изменить модель восприятия мира у наших детей, предложив им экологически правильную ориентацию. Здесь изначально закрепляется сознание того, что человек - это не царь природы и не ее управляющий, а один из многочисленных организмов планеты, который должен жить в согласии со многими жителями Земли.

Целью экологического воспитания является формирование экологически культурной личности, которая предполагает наличие у человека определённых знаний и убеждений.

Школа обязана готовить новое поколение людей, способных предотвратить опасность кризисных ситуаций, возникающих в природе.

Исходя из выше сказанного, учитывая актуальность данной проблемы, ведущей целью внеурочной деятельности является создание условий для формирования экологической культуры личности младшего школьника.

Основной уклон педагоги делают именно на внеурочную деятельность. В непринужденной внеклассной обстановке дети показывают себя более готовыми к восприятию, более открытыми для развития экологической культуры.

Во внеурочной деятельности экологического воспитания можно выделить следующие направления работы:

- Познавательное направление (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины);

- Познавательно - развлекательное направление (праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия).

- Практическое направление работы, (озеленение класса, подкормка птиц, субботники, уборка кабинета)

- Исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты).

В нашей школе реализуются программы внеурочной деятельности:

«Друзья природы» для учащихся 2-4 классов

Особенность программы заключается в осуществлении экологического образования на основе изучения памятников природы озера Байкал. Данный курс призван ввести учащихся в мир природы, помочь им видеть красоту родного края. Значимость сохранения природы в первозданном виде, возможности каждого человека участвовать в природоохранной деятельности.

«Полезные привычки» для учащихся 1-4 классов

Программа «Полезные привычки» является важнейшей частью учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Состояние здоровья школьников внушает обоснованную тревогу и требует принятия срочных мер по охране и укреплению здоровья в процессе обучения. ... Экологическое воспитание детей очень полезно в современных экологически - неблагоприятных условиях жизни. На занятиях мы с ребятами разбираем экологические задачи, находятся пути их решения, доказывается правильность выбора, так как экология является одним из основных факторов, влияющих на здоровье человека.

Воспитывая экологическую культуру личности младшего школьника, я применяю в своей работе информационные, игровые, проектные и ИКТ технологии.

В начальной школе игровые технологии остаются ведущим видом деятельности. Играя, ученики осваивают и закрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно.

Большое значение для экологического обучения и воспитания имеют Экологические декады и Экологические Недели. В этот период провожу с ребятами конкурсы плакатов и рисунков на тему «Земля - наш общий дом»; классные часы, конкурсы «Знатоков природы; КВНы, игры - путешествия по станциям.

Учащиеся моего класса неоднократно становились участниками и победителями муниципального конкурса «Сибирячок».

Для воспитанников детского сада мы подготовили и провели праздник птиц.

Ежегодно учащиеся являются участниками акции «Кормушка».

Во внеурочной работе наряду с другими технологиями я использую и проектные технологии. Педагогическая значимость их велика. Проекты открывают возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром, стимулируют детскую самодеятельность, выводят педагогический процесс в окружающий мир, природную и социальную среду.

Проекты:

«Красная книга Иркутской области»

Цель: создать Красную книгу Иркутской области

Продукт: иллюстрированная книга

Работая над проектом, мы дали ответы на проблемные вопросы:

  1. С какой целью была создана Красная книга?
  2. Почему животные бывают редкими?
  3. Зачем сохранять редких животных и что им угрожает?

«Витаминная азбука здоровья»

Питание и среда обитания - сильно взаимосвязанные факторы. Сбалансированное питание и экологически чистая среда обитания человека, животных и растений - это основа здоровья и правильного развития организма. Существует прямая связь между экологией, гигиеной питания человека и его здоровьем.

В результате работы над проектом в классе был проведен классный час «Азбука витаминов», где дети узнали, какие бывают витамины и где они содержатся. Родители помогли нам создать памятки для детей и родителей по данной теме.

Экскурсии, ролевые и дидактические игры, экологические акции, конкурсы и опыты в естественной и искусственной среде, а также выставки, смотры, собрания с родителями и совместные проекты детей и родителей - все это и есть внеурочная деятельность.

Главная идея моего опыта состоит в том, чтобы в условиях внеурочной деятельности средствами различных форм и методов работы по формированию экологической культуры школьников, краеведческих материалов помочь ребятам раскрыться, реализовать себя.

Практика работы показала, что различные мероприятия экологической тематики позволяют формировать экологическую культуру школьников. У детей возрастает интерес к окружающей природе, бережному отношению к ней.

Я считаю, что такая работа по экологическому воспитанию способствует формированию у учащихся начальной школы экологических интересов, фундаментальных экологических знаний и представлений о взаимодействии с природными объектами. А также у школьников формируется система убеждений и ценностей, характеризующих отношение личности к природе.