Современные технологии формирования коммуникативных компетенций на уроках английского языка в условиях реализации требований ФГОС

Разделы: Иностранные языки


«Знание - это то, что наиболее
существенным образом возвышает
одного человека над другим.»

Джозеф Аддисон

Актуальность: в связи с модернизацией российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, так как изучение иностранного языка направлено на формирование коммуникативной культуры обучающихся, осознание роли языков как инструмента межличностного и межкультурного взаимодействия, способствует их общему речевому развитию, воспитанию гражданской идентичности, расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций. Наряду с этим иностранный язык выступает инструментом овладения другими предметными областями в сфере гуманитарных, математических, естественно-научных и других наук и становится важной составляющей базы для общего и специального образования.

В соответствии с рабочей программой по английскому языку, целью иноязычного образования провозглашено формирование коммуникативной компетенции обучающихся в единстве таких её составляющих, как речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная компетенции:

  • речевая компетенция - развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
  • языковая компетенция - овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c отобранными темами общения; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языках;
  • социокультурная/ межкультурная компетенция - приобщение к культуре, традициям реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных её этапах; формирование умения представлять свою страну, её культуру в условиях межкультурного общения;
  • компенсаторная компетенция - развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации.

Наряду с иноязычной коммуникативной компетенцией средствами иностранного языка формируются ключевые универсальные учебные компетенции, включающие образовательную, ценностно-ориентационную, общекультурную, учебно-познавательную, информационную, социально-трудовую и компетенцию личностного самосовершенствования.

В соответствии с личностно ориентированной парадигмой образования основными подходами к обучению иностранным языкам признаются компетентностный, системно-деятельностный, межкультурный и коммуникативно-когнитивный. Совокупность перечисленных подходов предполагает возможность реализовать поставленные цели, добиться достижения планируемых результатов в рамках содержания, отобранного для основной школы, использования новых педагогических технологий и использования современных средств обучения.

Сущность опыта заключается в создании условий для повышения качества урока английского языка с использованием современных технологий как средства тренировки и инструмента контроля знаний, умений, навыков, учащихся в области чтения, говорения и письменной речи.

Результативность опыта. Безусловным результатом эффективности применения современных образовательных и информационных технологий является повышения мотивации учащихся к изучению английского языка.

Я проходила курсы повышения квалификации по теме «Современные технологии формирования коммуникативных компетенций на уроках английского языка в условиях реализации требований ФГОС», которую вела Кащеева А.А. Я узнала о современных технологиях обучения английскому языку; эффективных приемах подачи учебного материала и требованиях к современным урокам (по ФГОС), повысила свой уровень владения языком, погрузившись в освоение коммуникативной методики обучения английскому языку. На практических занятиях приводились примеры учебных заданий и упражнений из УМК отечественных и зарубежных издательств. Курс был актуальным и полезным.

Современные педагогические технологии на уроках иностранного языка помогают не только создать реальные ситуации иноязычного общения, способствуют преодолению психологического барьера в использовании иностранного языка как средства общения, эффективно формируя и развивая коммуникативную компетенцию обучающихся и повышая их мотивацию к изучению предмета, но и служат достижению общекультурного, личностного и социокультурного развития студентов.

Формированию коммуникативной компетенции способствуют такие задания, как:

  • озаглавить части текста
  • множественный выбор
  • правильное или неправильное утверждение
  • хронология событий в правильном порядке
  • составить план текста, высказать основные мысли по плану;
  • выделить основную мысль текста, выразить свое отношение к тексту и отраженной в нем проблеме;
  • дать характеристику данному явлению, согласиться или не согласиться с мнением одноклассников;
  • составить и высказать собственное высказывание, исходя из прочитанного, услышанного.

Для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка используются современные образовательные технологии. Технологии, которые я применяю на уроках.

  1. Здоровьесберегающие технологии;
  2. Игровая технология;
  3. Информационно-коммуникационная технология;
  4. Технология развития критического мышления.

Здоровьесберегающие технологии

Чтобы улучшить здоровье обучающихся нужно правильно организовать урок. Учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания обучающихся. Все виды речевой деятельности должны чередоваться: чтение, аудирование, письмо, устная речь. В классе должен быть соответствующий микроклимат (температура воздуха, свежесть воздуха, освещение, внешние раздражители, чистота и порядок), Количество видов деятельности на уроке должно быть оптимальным с учетом особенностей изучаемого предмета (опрос, чтение, монологические высказывания, составление диалогов, изучение грамматических тем) урок не должен быть однообразным и монотонным, должны иметь место оздоровительные моменты (физкультминутки, подвижные игры, юмор, динамические паузы, гимнастика для глаз).Важно наблюдение за осанкой учащихся, смена позы, соответствие позы виду учебной деятельности. В качестве здоровьесберегающих технологий я использую на уроках зарядку с использованием песен и движений, драматизацию диалогов, гимнастику для глаз и релаксационные фонетические зарядки.

Игровая технология

Игры развивают сообразительность и внимание, обогащают язык и закрепляют запас слов учащихся, сосредотачивают внимание на оттенках их значения. Игра может заставить ученика вспомнить пройденное, пополнить свои знания, вводит ребенка в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Игра - деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная. Любое игровое общество - коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организующее и коммуникативное начало, имеющее огромное количество коммуникативных связей.

Отличительной чертой всех учебных игр, используемых на уроке английского языка, является их коммуникативная направленность и обусловленность. А это отвечает главной цели обучения любому иностранному языку - развитию коммуникативной компетенции, то есть, умению общаться. В игре все равны. В нее могут играть все, даже те, кто не имеет прочных знаний в языке. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - всё это даёт возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижается боязнь ошибок, благотворно сказывается на результатах обучения.

Ролевые игры - основа развития коммуникативных умений. Разыгрывание ролей - игровой метод обучения, который характеризуется наличием задачи (проблемы) и распределением ролей между участниками ее решения. Так, например, игра "В ресторане". В меню даются различные блюда, которые можно заказать. Обучающиеся заходят в ресторан и заказывают понравившиеся блюда.

Таким образом, я рассматриваю игру как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному общению с присущими ему признаками - эмоциональностью, целенаправленностью речевого воздействия.

Мною был пройден курс повышения квалификации по теме «Игровые технологии на уроках английского языка в условиях реализации требований ФГОС», который вел Степичев Петр Анатольевич. Слушателям был представлен широкий спектр учебных игр, эффективных при обучении грамматике и лексике. Я узнала об образовательных ресурсах, которые могут быть полезны для самостоятельного ознакомления с обучающими играми.

Основное преимущество методики П.А.Степичева - возможность применять ее на самых разных этапах обучения с разными возрастными и социальными группами. Также данные игровые технологии помогают мне повысить мотивацию учеников к изучению английского языка.

Учебные карточные игры, целью которых является выучить и повторить слова по определенным темам: «Месяцы», «Дни недели», «Части тела», «Профессии», «Погода», «Цвета», «Школьные принадлежности», «Семья», «Животные». Так же при помощи этих учебных карточек мы с обучающимися повторяем «Неправильные глаголы» и «Степени сравнения прилагательных».

Далее, модель П.А.Степичева «ГрамиК», благодаря которой, изучение скучной грамматики становится намного интереснее и увлекательнее. При помощи этого грамматического кубика можно тренировать грамматические конструкции, можно построить более 500 предложений разного типа.

В обучении чтению в младших классах провожу игру «Капитан Флинт». Дети читают цепочку слов на доске. Каждое слово - риф, который можно обойти, если прочитать слово правильно. Капитан ведет команду через рифы, т.е. читает слова, а ребята хором повторяют их. Если капитан ошибается, корабль получает пробоину. Капитану бросают спасательный круг (хором читают слова правильно), но после этого капитаном становится другой ученик. И так до тех пор, пока не найдется капитан, способный обойти все рифы. Очень интересная игра «Снежный ком» на закрепление лексики по определенной теме. Один участник называет слово, другой - повторяет слово предыдущего участника и свое слово. Дальше все участники должны назвать все слова предыдущих участников и добавить свое слово.

Применение игр (фонетических, орфографических, грамматических, лексических) позволяет сделать скучную работу более интересной и увлекательной для учащихся.

Информационно-коммуникационная технология

Применение ИКТ позволяет решать следующие задачи:

  • дают возможность проводить контрольные и самостоятельные работы в современной форме (интерактивные онлайн-тесты, викторины), а также быстро осуществлять проверку и заносить полученные результаты в базы данных.
  • создать лингво-культурологическую атмосферу на уроке;
  • повысить и удерживать высокую мотивацию к изучению иностранного языка;
  • формировать устойчивую потребность к общению на иностранном языке;
  • вырабатывать уверенность обучающегося в том, что он способен осуществлять живую коммуникацию на иностранном языке, при этом не появляется боязнь сделать ошибку;
  • разнообразить формы и методы организации учебного процесса;
  • применять различные средства контроля, самоконтроля и самокоррекции.

Использование ИКТ один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя. ИКТ помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию.

Огромную помощь оказывает учителю компьютер и Интернет в подготовке и проведении уроков. Полученная в Интернете информация может быть использована учителем как для подготовки урока, так и в качестве иллюстрационного и учебного материала на уроках. Интернет создает виртуальную социокультурную и языковую среду, дает возможность виртуально побывать в той или иной стране, предоставляет возможность участия в различных проектах, в том числе и в зарубежных.

При помощи программы Microsoft PowerPoint можно представлять материалы страноведческого характера, вводить новую лексику, грамматические правила, создавать материалы для аудирования и т.д. Работа с компьютером способствует повышению интереса к учебе, дает возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности.

На своих уроках я использую интерактивную доску padlet. Это удобный инструмент для работы на онлайн-уроке в школе. Его функционал похож на онлайн-доску, на которую можно прикреплять записи, фотографии, видео, файлы. Также, это доска, на которой можно коллективно работать с обучающимися. Для этого достаточно отправить ссылку на доску обучающимся. При проведении викторин, использую kahoot, популярную обучающую платформу для проведения викторин, создания тестов и образовательных игр.

Технология развития критического мышления

Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса: «Вызов - осмысление - размышление".

На этапе вызова из памяти «вызываются", актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. Ситуацию вызова может создать педагог умело заданным вопросом, демонстрацией неожиданных свойств предмета, рассказом об увиденном; в тесте - на стадии вызова работают «введение, аннотации, мотивирующие примеры».

На стадии осмысления (или реализации смысла) обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации.

Этап размышления (рефлексии)характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит "присвоение" нового знания и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом.

Ценность данной технологии в том, что она учит слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к работе. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний. Работа по развитию критического мышления в процессе обучения английскому языку позволяет формировать у учащихся социально значимые, нравственно-ценностные мотивы поведения, повышать уровень социализации, развивать креативность и рефлексию, воспитывать инициативность, коммуникативность.

У обучающихся повышается интерес к самому процессу обучения; появляется возможность добывать знания практически самостоятельно, что, в свою очередь, способствует формированию критического мышления у учеников, дает возможность преподавателю наблюдать за процессом обучения и анализировать его.

Я активно применяю на уроках приемы «Кластер», таблицу «тонких» и «толстых» вопросов и «Знаю, хочу узнать и узнал», и прием синквейн.

Таким образом, применение элементов технологии критического мышления создает условия для творческой самореализации личности, развития познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного потенциала.

Выводы

Современные педагогические технологии на уроках иностранного языка помогают успешному формированию коммуникативной компетенции, которым должен обладать выпускник общеобразовательной школы. Как итог, обучающиеся повышают мотивацию к изучению предмета, приобщаются к культуре стран изучаемого языка, а также расширяют знания о культурном наследии родной страны, что позволяет учащимся принимать активное участие в диалоге культур.

Список источников

  1. Закон РФ об образовании
  2. Примерные программы по учебным предметам. Английский язык. 5-9 классы. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 144с. (Стандарты второго поколения).
  3. Бухаркина М.Ю., Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е.С.Полат. - М.: Изд. Центр «Академия», 2010. - 368 4.
  4. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / И.В.Роберт [и др.]. - М.: Дрофа, 2007.
  5. Степичев П.А. Видеокурс. «Игровые технологии на уроках английского языка в условиях реализации требований ФГОС»
  6. Кащеева А.А. Видеокурс. «Современные технологии формирования коммуникативных компетенций на уроках английского языка в условиях реализации требований ФГОС»

Интернет-ресурсы

  1. https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-10450
  2. http://www.schoolnano.ru/node/8964
  3. https://inlnk.ru/n0K7eZ