Как петь громко? Голосовые резонаторы и вокальный резонанс

Разделы: Музыка

Ключевые слова: вокальный резонанс


Многие хотят узнать, в чем секрет громкого пения и как сделать голос звонким. Чтобы это понять, нужно разобраться, как устроен голос. Процесс пения довольно прост и логичен.

  • мы выдыхаем воздух
  • выдох проходит через голосовые связки
  • связки начинают вибрировать
  • от вибраций появляется волна звука
  • звуковая волна поднимается по глотке вверх
  • попадает в рот и носовые пазухи
  • они отражают звук и усиливают его
  • происходит резонанс голоса и вокал становится громким.

Если хотя бы один пункт из этого процесса нарушается, вся система перестает работать. Например, вокалист слишком много выдыхает. От этого связки смыкаются не плотно, и звуковая волна получается слабой. Такой вокал звучит тихо и зажато, а человек считает, что не умеет петь. Хотя в большинстве случаев, у таких людей прекрасные вокальные данные - они просто не знают, где допускают ошибку. Поэтому, если вы хотите петь громко, первым делом научитесь распределять воздух при пении. Чтобы связкам было комфортно смыкаться и создавать ровную волну звука. Вторым шагом - разберитесь, как работают резонаторы, ведь именно они усиливают голос, которые рождают связки.

Разберем, что такое голосовые резонаторы у человека и как они помогают петь громче. Резонанс - это волшебная таблетка для любого вокалиста. В считанные секунды он делает голос звонким и объемным.

Резонанс при пении появляется благодаря отражению звука. Представьте, что вы что-то сказали в пустой комнате. Произнесенные слова отразятся от стен и будут громкими. Но вы даже не приложите к этому усилий. Пустая комната и голые стены создадут эффект резонанса. По тому же принципу работает резонансное пение. Роль пустой комнаты в нашем теле играют полости - пустые пространства. Это глотка, носовые ходы, рот - в них мы чувствуем вибрации при пении, когда звуковая волна начинает резонировать.

Голос попадает в резонаторы (полости) и звук отражается в них десятки раз. Из-за отражения в вокале возникает много высоких и средних частот. Именно к высоким частотам очень чувствителен наш слух. Это не значит, что вы начали петь громче. Просто в тембре голоса у вас появилось много «цепляющих» нот (усиленных средних и высоких частот). И такое изменение в тембре ухо воспринимает как повышение громкости.

Посмотрим, какие резонаторы используются в вокальном искусстве. Ранее считалось, что основных резонаторов два - головной и грудной. Высокие звуки резонируют в голове и ее пустотах, выше голосовых связок. А низкие звуки резонируют в груди - трахее и бронхах, ниже голосовых связок.

В последнее десятилетия проводится много исследований резонаторов голосового аппарата у человека. Появились научные доказательства, что в груди звук не резонирует, а лишь вибрирует. Так как звуковая волна, рожденная на связках, поднимается под давлением воздуха вверх. А не спускается вниз, в грудную клетку. В легких, трахее и бронхах мы чувствуем лишь отголоски резонирования. То же происходит с «головным» резонатором.

Многие педагоги вокала советуют направлять звук в лобные пазухи на верхних нотах для лучшего резонирования. Однако, лоб и его пустоты не имеют прямого воздушного соединения с горлом. Значит, колебания воздуха и звука не могут напрямую туда попасть. При пении вокалист чувствует лишь вибрации в лицевых костях, зоне лба и в затылке, которые возникают от резонанса в глоточном и носовом резонаторах.

Какие резонаторы голосового аппарат есть:

  • рот, где образуется резонирующее пространство между челюстью и твердым небом;
  • носоглотка, где мы можем влиять на резонанс с помощью мягкого неба;
  • носовые пазухи, в которых наиболее четко ощущаются вибрации резонанса;
  • глотка и гортань - вернее ротоглотка и гортаноглотка.

Каких резонаторов в пении нет:

  • головной резонатор
  • грудной резонатор

Резонирующие полости, которые мы перечислили, составляют вокальный тракт - ваш голосовой аппарат. Влияя на одну часть вокального тракта, вы управляете голосом целиком и лучше контролируете свое пение.

Чтобы возник резонанс нужны три вещи:

- Источник энергии, которая вызывает резонанс.

В организме певца источником резонирования будет дыхание - движущая сила для голоса. Если нет выдоха, то нет и звука. Дыхание создает давление под и над голосовыми связками. Если при пении выдыхать ровным потоком воздуха, то связки смыкаются плотно и равномерно. Тогда звуковая волна будет ровной и сильной, а резонанс качественным.

- Движущееся тело, которое колеблется и создает резонанс.

В вокале - это голосовые связки. Они колеблются и создают звуковую волну. Если связки смыкаются плотно, то резонирование будет ярче, и вы сможете петь громче. Многие проблемы с голосом решаются, когда вы понимаете, как управлять смыканием голосовых связок.

- Пустота, резонирующая полость.

Для резонирования звуку нужно пространство, где он будет отражаться. В организме человека много пустот. Например, широко открытый рот. Поэтому педагог вокала заставляет вас расслаблять челюсть и опускать ее пониже - так вы освобождаете пространство для резонирования. Свободная глотка у вокалиста также создает необходимую голосу пустоту.

Итого, - для резонанса голоса важны три компонента: ровный выдох при пении, правильное смыкание голосовых связок, широко открытый рот и свободные от зажимов челюсть и горло. Вся техника, как петь громко, сводится, по сути, к трем базовым вещам, которым учатся новички «с нуля» на уроках вокала.

Начинающие вокалисты путают головной регистр и головной резонатор. Или грудной регистр и грудной резонатор. Это большая ошибка.

Головной регистр - всего лишь отрезок вашего диапазона. Голос переходит в разные регистры при пении из-за изменения длины голосовых связок. Регистр воспринимается на слух как высота звука. То есть голос меняет высоту в разных регистрах.

Голосовой резонатор - это физическая пустота в теле. Его можно почувствовать физически. Например, откройте шире рот или поднимите мягкое небо, и голос будет звучать громче. Высота звука меняется, когда вы используете разные резонаторы. Но меняется наличие частот в тембре - например, больше высоких или средних, которые «цепляют», «режут» слух.

За счет регистров мы поем высоко или низко.

А резонаторы позволяют петь громко или тихо.

Конечно, голосовые регистры и резонаторы работают сообща. Если вы поете в низком «грудном» регистре, у вас появляется «грудное» резонирование. То есть голос становится насыщенным, грубым, гулким, с низкими частотами. Регистры помогают ощутить вибрацию в теле при пении от резонирования - физически. Переключаясь с высокого регистра на низкий, можно почувствовать, как работают резонаторы на низких и высоких звуках.

На резонансе можно петь громко долгое время без каких-либо усилий. Резонирование при пении «защищает» голосовые связки от срывов и перегрузок. Голос не устает даже после нескольких часов вокала.

Парадокс правильной вокальной резонации в том, чтобы не напрягаться во время пения, пытаясь получить громкий звук, а наоборот расслаблять мышцы голосового аппарата. Чем расслабленней челюсть и горло, тем больше освобождается пространства для резонирования. К сожалению, начинающие вокалисты частенько уходят в зажим.

Вместо резонансного пения переходят на крик, поют «на связках». А потом лечат голос. Зажим позволяет увеличивать громкость звука более плотным смыканием связок. Но натирает на них мозоли. Узелки на связках, которые лечатся с большим трудом. Криком и форсированием свободного звука добиться нельзя. Петь громко долгое время на крике не получится.

Если вы ощущаете дискомфорт при пении - першит, появляется «комок» в горле - остановитесь и ненадолго прекратите петь. Дайте отдохнуть вокальным мышцам, расслабьте плечи и шею.

Обучение резонансному пению дело не быстрое. Грамотный педагог на уроке вокала уделяет работе с резонаторами голосового аппарата столько же внимания, сколько и дыханию.