Срок реализации программы: 1 год.
Содержание
1. |
Содержание |
2. |
Пояснительная записка |
3. |
Организационно-педагогические условия |
4. |
Учебный план |
5. |
Календарный учебный график |
6. |
Содержание программы |
7. |
Учебно-тематический план |
8. |
Оценочные материалы |
9. |
Методические материалы (Приложения) |
Пояснительная записка
Программа разработана на основе педагогического опыты и курсовой подготовки автора программы по направлению декоративно-прикладного искусства и современного рукоделия. Данная программа опирается на опыт специалистов в области развития художественного творчества детей дошкольного и младшего школьного возраста: Голубевой Е.С., Дороновой А.А, Комаровой Т.С., Лыковой И.А., Халезовой Н.Б. и др. Программа разработана в соответствии со следующими документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. И доп., вступ. в силу с 01.06.20210)
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. № 196 (с изменениями от 30.09.2020г.)
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Устав МБУДО г. Иркутска ЦДТ «Октябрьский».
- Положение об учебном объединении МБУДО г. Иркутска ЦДТ «Октябрьский».
Направленность программы: художественная.
Уровень программы: базовый.
Объём программы: 72 часа.
Актуальность программы обусловлена тем, что дошкольники и школьники в условиях ранней компьютеризации утрачивают образное мышление и творческие способности. В настоящее время возникла потребность дополнить массовое образование творческими видами деятельности, акцентировать в нем духовно-творческое начало, умение и желание трудиться. Программа дает возможность не только изучить основы различных современных техник декоративно-прикладного творчества, но и применить их комплексно по своему усмотрению.
Педагогическая целесообразность: Данная программа решает основную идею гармоничного развития детей. Программа адаптирована для учащихся дошкольного и младшего школьного возраста, благодаря этому, учтены все особенности данного возраста. Многообразие приёмов обработки материалов и декоративное оформление изделий вызывает большой интерес, развивает творческие задатки учащихся. У детей формируются навыки обращения с инструментами, материалами и приспособлениями, необходимые для дальнейшего обучения, что будет способствовать успешному творческому развитию и самоутверждению личности ребёнка.
Отличительные особенности: Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Программа «Артмикс-старт» представляет собой смешивание разных видов и техник декоративно-прикладного творчества, выполнение простых заданий с последующим усложнением - это возможность приобретения умений и навыков без перегрузок. Знания и умения с одной области переносятся в другую, дополняя друг друга, что позволяет детям создавать неповторимые индивидуальные и коллективные творческие работы. Результатом освоение программы «Артмикс-старт», является создание первых самостоятельных работ, имеющих для учащихся практическое значение.
Цель программы: развитие творческих способностей учащихся через обучение видам декоративно-прикладного искусства.
Задачи программы:
Образовательные
- формировать у учащихся интерес к различным видам творчества и современного рукоделия;
- обучить основам декоративно-прикладного творчества и принципам работы с различными инструментами и материалами.
Развивающие
- развивать творческие способности учащихся;
- совершенствовать умение и навыки работы с различными материалами (акварельные карандаши, ткань, атласная лента, фоамиран (вспененная резина), фольга, журнальная бумага, бусины, стразы и др.);
- развивать стремление к самостоятельному творчеству.
Воспитательные
- обеспечить сплочение детского коллектива, воспитание дружелюбия, доброжелательности;
- воспитывать трудовые качества (аккуратность, терпение, усидчивость, трудолюбие и др.).
Адресат программы: Программа рассчитана для дошкольников, учащихся младшего школьного возраста без предварительной подготовки. Данная программа предназначена для обучения девочек и мальчиков. Группы могут быть, как одновозрастные, так и разновозрастные.
Возрастные характеристики детей
Для детей дошкольного и младшего школьного возраста характерны: яркий познавательный интерес, активизация функции воображения и развитие фантазии, мотив к творческой деятельности, способность воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание с помощью педагога, самостоятельно исправлять ошибки.
Условия реализации
Реализация программы рассчитана на базу учебного кабинета МБУДО Центра детского творчества. Зачисление в объединение «Артмикс-старт», по желанию учащихся и заявлению родителей. В течение года, возможен дополнительный приём детей или перевод в другую группу после собеседования или тестирования.
Формы обучения и виды занятий:
Обучение по программе: очное, возможно обучение с применением дистанционных технологий.
Виды занятий: беседы, практические занятия, мастер-классы, викторины, мини-выставки, выставки, экскурсии (в том числе виртуальные) в выставочные залы, музеи. Участие в конкурсах, в социально-значимых мероприятиях, олимпиадах, выставках.
Формы и методы обучения:
Для реализации программы используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, практические упражнения, творческие и самостоятельные задания, презентации в программе PowerPoint, работа в творческих малых группах, индивидуальные зачёты, позволяющие избежать пассивного восприятия информации и максимально использовать творческий потенциал обучающихся.
Практические занятия формируют у детей навыки и умения по изготовлению ярких по колориту изделий, отвечающих эстетическим требованиям.
Индивидуальные и коллективные работы помогают ускорить процесс творчества, прививают навыки совместной работы и направлены на создание атмосферы сотворчества учителя и ученика.
Посещение и оформление выставок способствуют сплочению детского коллектива и помогают кружковцам видеть разные пути воплощения художественного замысла.
Создание ситуаций успеха в обучении представляет собой создание цепочки ситуаций, в которых обучающиеся добиваются в учении хороших результатов, что ведёт к возникновению чувства уверенности в своих силах и лёгкости процесса обучения. Этот метод является наиболее действенным средством стимулирования интереса к учению и воспитания готовности к проявлению творчества в любом виде труда.
Объём освоения программы: 72 часа.
Срок освоения программы: 1 год обучения.
Режим занятий: При 2 часовой нагрузке в неделю - 72 часа в год (1 раз в неделю по 2 часа с 10 минутным перерывом, для детей дошкольного и младшего возраста, занятие составляет 30 мин). Зачисление на обучение ведется на основании заявлений от родителей (законных представителей) через навигатор дополнительного образования, без предъявления требований к знаниям, умениям, навыкам. Наполняемость группы 10-12 человек. В течение года, возможен дополнительный приём детей или перевод в другую группу после собеседования или тестирования.
Планируемые результаты:
К концу обучения учащиеся должны знать:
- название и назначение материалов - бумага, ткань, атласная лента, фольга, нитки, фоамиран и др.;
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений - ножницы, кисти для клея и красок, игла и др.;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.
К концу обучения учащиеся должны уметь:
- определять назначение материалов, способы соединения деталей, последовательность изготовления;
- правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- экономно использовать материалы.
Результат работы:
- выбор эскиза и цветовой гаммы для работы;
- изготовление аппликационных работ из различных материалов;
- изготовление изделий с соблюдением технологии (аксессуары для одежды и причёски, сувениры, текстильные куклы и др.);
- участие в коллективных работах и выставках;
- защита творческой работы.
Организационно-педагогические условия
Материально-технические условия реализации программы
- Место проведение занятий-МБУДО г. Иркутска ЦДТ «Октябрьский» (б. Постышева, 20)
- Учебный кабинет, материалы и инструменты по ДПТ и ИЗО деятельности, материалы для выставок и оформления работ.
Учебный план (72 часа)
№ |
Название тем |
кол-во часов |
теория |
практика |
|
1. |
Вводное занятие. Материаловедение. Т.Б. |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение |
2. |
Основы аппликации из различных материалов |
12 |
4 |
8 |
|
3. |
Основы композиции, колористики |
6 |
2 |
4 |
Опрос |
4. |
Основы работы с тканью, лентами, нитками |
12 |
4 |
8 |
Опрос, самост. работа |
5. |
Основы изготовления сувениров |
12 |
4 |
8 |
|
6. |
Основы экопластики |
12 |
4 |
8 |
|
7. |
Участие в конкурсах и выставках |
10 |
2 |
8 |
|
8. |
Праздники народного календаря |
4 |
1 |
3 |
|
9. |
Итоговое занятие.
|
2 |
1 |
1 |
Выставка |
Итого: |
72 |
23 |
49 |
Календарный учебный график (72 часа)
Раздел/
|
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
|
Раздел 1 |
2ч |
|||||||||
Раздел 2 |
8ч |
4ч |
||||||||
Раздел 3 |
2ч |
4ч |
||||||||
Раздел 4 |
8ч |
4ч |
||||||||
Раздел 5 |
8ч |
4ч |
||||||||
Раздел 6 |
4ч |
8ч |
||||||||
Раздел 7 |
8ч |
2ч |
||||||||
Раздел 8 |
4ч |
|||||||||
Раздел 9 |
2ч |
|||||||||
Промежуточная (итоговая) аттестация |
Предварительная
|
Промежуточная
|
Итоговая
|
|||||||
Всего 72ч |
10 |
6 |
12 |
4 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
Содержание программы (72 часа)
1. Вводное занятие (2 часа)
Теория 1 час. Правила по технике безопасности. Материаловедение.
Практика 1 час. Соблюдение порядка на рабочем месте.
2. Основы аппликации из различных материалов (12 часов)
Теория 4 часа. Основы аппликации (просмотр презентации). Использование различных материалов (картон, журнальная бумага, фоамиран и др.). Инструменты и материалы. Крепеж. Основа для аппликации. Аппликации из различных материалов. Панно круглое. Аппликация в раме. Виды жанров (просмотр презентации).
Практика 8 часов. Практическая работа. Изготовление аппликаций на выбор (жанры - натюрморт, пейзаж, портрет, анималистика, пальчиковые куклы и др.).
Практическая работа. Подготовка основы для аппликации. Работа по готовым эскизам (по выбору). Практическая работа. Выполнение аппликации на основе (выбор цвета, материала, формы и размера).
3. Основы композиции, колористика (6 часов)
Теория 2 часа. Основы композиции. Средства выразительности композиции. Разные способы разработки эскиза. Нетрадиционные техники рисования (жесткой полусухой кистью, поролоном, пробками, восковыми мелками и акварелью, ватными палочками, нитками и др.).
Практика 4 часа. Практическая работа. Колористика. Смешивание основных цветов для получения новых оттенков. Практическая работа. Цветовой круг. Разработка эскиза.
Практическая работа. Нетрадиционные техники рисования.
4. Основы работы с тканью, лентами, нитками (12 часов)
Теория 4 часа. Тканевая лоскутная аппликация. Беседа о лоскутной аппликации (клеевая, полуобъёмная). Виды тканей и лент, колористика, композиция. Техника безопасности. Способы оформления работ. Демонстрация образцов (сувениры, канзаши - банты и др.).
Практика 8 часов. Практическая работа. Выполнение аппликации по упрощённому образцу. Изготовление панно. Практическая работа. Изготовление простейших бантов из атласных лент в технике «Канзаши». Оформление и декорирование работ. Технология работы с нитью. Простейшие приёмы работы с нитками. Технология изготовление кистей и помпонов из ниток. Практическая работа. Изготовление изделий из помпонов. Работа по образцу.
5. Основы изготовления сувениров (12 часов)
Теория 4 часа. История и современность. Технология выполнения. Инструменты и материалы. Техника безопасности при работе. Текстильные куклы (примитивы). Тематические сувениры (простые в исполнении).
Практика 8 часов. Технология выполнения текстильных кукол. Выбор эскиза, заготовка составных частей, сборка, декорация. Практическая работа. Изготовление текстильных кукол (примитивы). Технология выполнения тематических сувениров. Практическая работа. Изготовление тематического сувенира (по выбору).
6. Основы экопластики (12 часов)
Теория 4 часа. Экопластика- в сотворчестве с природой (просмотр презентации). Материалы для изготовления изделий (звери, птицы, насекомые, цветы, украшения и др.).
Пластика - свойства, правила хранения и смешивания. Пластилинография - технология выполнения. Виды (прямая, обратная, модульная, контурная, мозаичная, фактурная). Аромапластика - технология выполнения. Экодекупаж, декупаж. Полезные советы.
Художественные приёмы и смешанные техники.
Практика 8 часов. Работа с пластикой и другими пластичными материалами. Технология выполнения. Практическая работа. Пластилинография, выбор основы (картон, стекло) работа по образцу или фантазийная работа.
Декупаж на разной фактуре. Технология выполнения. Наклеивание на основу верхнего слоя салфетки (использование клея ПВА, клея карандаша, яичного белка и др.). Практическая работа. Экодекупаж. Выполнение изделий (по выбору).
Практическая работа. Аромапластика.Выполнение изделий (по выбору).
7. Участие в конкурсах (10 часов)
Теория 2 часа. Беседа о выставках и конкурсах. Правила оформления работ.
Практика 8 часов. Подготовка работ к выставкам и конкурсам (в учебном кабинете, к мероприятию ЦДТ, тематические, окружные и т.д.).
Практическая работа. Выполнение изделий (по теме конкурса).
Практическая работа. Выполнение изделий (по выбору).
8. Праздники народного календаря (4 часа)
Теория 1 час. Знакомство с историей и традициями народных праздников.
Практика 3 часа. Участие в праздниках народного календаря.
9. Итоговое занятие. Выставка творческих работ (2 часа)
Теория 1 час. Подведение итогов. Культура поведения на выставках.
Практика 1 час. Выставка творческих работ.
Учебно-тематический план 72 часа
№
|
Название тем |
количество часов |
Форма текущего контроля, промежуточной (итоговой) аттестации |
||
всего |
теория |
практика |
|||
1. |
Вводное занятие. Материаловедение. Т.Б. |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение |
2. |
Основы аппликации из различных материалов |
12 |
4 |
8 |
Пр. работа
|
3. |
Основы композиции, колористики |
6 |
2 |
4 |
Опрос |
4. |
Основы работы с тканью, лентами, нитками |
12 |
4 |
8 |
Опрос, самост. работа |
5. |
Основы изготовления сувениров |
12 |
4 |
8 |
Пр. работа |
6. |
Основы экопластики |
12 |
4 |
8 |
Пр. работа |
7. |
Участие в конкурсах и выставках |
10 |
2 |
8 |
Просмотр. Прим. ЗУН |
8. |
Праздники народного календаря |
4 |
1 |
3 |
Инд. зачет |
9. |
Итоговое занятие.
|
2 |
1 |
1 |
Выставка |
Итого: |
72 |
23 |
49 |