Конспект урока по окружающему миру УМК А.А.Плешакова. «Превращения и круговорот воды». 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: окружающий мир


Тип урока: открытие новых знаний.

Дидактическая цель: формировать понятия о круговороте воды в природе.

Методы обучения: проблемный и частично-поисковый.

Образовательные цели:

  • создание условий для формирования понятия «круговорот воды в природе»;
  • расширить и закрепить знания обучающихся о трех состояниях воды.

Метапредметные:

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
  • уметь строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;
  • находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные:

  • уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор, учебник, рабочие тетради, лист самооценки, карточки с опорными словами, материалы для опыта.

Планируемые результаты: учащиеся узнают, что вода в природе может быть в трёх состояниях, находится в постоянном движении и совершает круговорот.

Ход урока

I. Организационный момент

(звучит песенка «Капельки-пружинки» А.Яранова)

- Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно видеть вас и ваши улыбки.

(на слайде девиз)

- Сегодня наш урок пройдёт под девизом: «Наблюдай, исследуй, делай вывод».

Отправляемся в очередное путешествие с Новаторами - Фил, Нана, Нео и Тесла (герои из одноименного мультфильма)

II. Актуализация знаний

1. Фронтальный опрос от Фила.

- О каком веществе шла речь на прошлом уроке? (вода)

В чём убедились?

(Мы убедились в том, что вода одно из самых главных богатств земли.)

- А что мы исследовали? (Свойства воды)

- Ребята, у вас на партах листы для фиксирования результатов работы на уроке.

- Проверить ваши знания о воде поможет тестирование. Выберите номера правильных утверждений.

2. Тестирование

  1. Вода - жидкость белого цвета
  2. Вода - растворитель
  3. При нагревании вода сжимается
  4. Вода - хороший проводник тепла и холода
  5. Вода не имеет запаха
  6. При охлаждении вода сжимается
  7. Вода - прозрачная жидкость
  8. При нагревании вода расширяется
  9. Вода имеет запах
  10. Вода бесцветная жидкость

- Для проверки правильности выполненного теста обратитесь к слайду (2,5,6,7,8,10)

3. Фенологическая задача с Нео

- Подсчитайте, сколько веществ упоминается в этом тексте?

4 ноября моросил мелкий дождь. К обеду похолодало, стал заметен пар от дыхания людей. На деревьях появился серебристый иней. Лужи покрылись льдом. К вечеру начался сильный снегопад.

(Речь идет об одном веществе - воде в разных состояниях: твердом - снег, лед, иней, жидком - дождь, газообразном - пар).

- Сегодня вы должны подняться на следующую ступеньку в познании окружающего мира, а что для этого следует сделать?

(Продолжим свои исследования)

- Посмотрите на фотографии, вспомните текст, который я читала и подумайте, что объединяет эти изображения?

На всех фотографиях - вода, но вода чем-то непохожая, чем?

(Она разная: лёд, снег, пар,… )

- На какой вопрос вы бы хотели получить ответ?

(Почему вода бывает разной?)

- Как вы думаете, может вода изменяться (превращаться в лёд, снег…)?

Как? От чего это зависит?

(Предположения детей. Выдвижение гипотез)

III. Самоопределение к деятельности

- Сформулируйте тему урока. (Превращения воды)

- Почему вода бывает льдом, снегом, градом?

- Где можем найти ответы на наши вопросы?

IV. Формирование новых знаний

(просмотр видеосюжета «Три состояния воды» Окружающий мир)

1) Практическая работа

- Выполните задание в Рабочей тетради на стр.33 - кроссворд.

(На доске карточка - состояние воды)

2) Работа в группах

- Разделимся на три группы исследователей. Вспомним правила работы.

- Первая группа рассмотрит жидкое состояние воды. Вторая - твердое, третья - газообразное. Перед вами картинки, выберите только те, которые относятся к вашей группе. В статье учебника узнайте, чем характеризуется данное состояние. (самостоятельная работа под контролем учителя)

- Чаще всего мы используем какую воду? (в жидком состоянии)

(Картинки - лёд, снег. Карточка - твёрдое состояние воды)

- При какой температуре воздуха вода из жидкого состояния переходит в твердое? (отвечают соответствующие группы)

(Картинка - пар. Карточка - газообразное состояние воды)

- Приведите примеры воды в природе, находящейся в газообразном состоянии.

(Карточка - испарение)

- Что нового узнали о воде (или чему нашли подтверждение)?

(Вывод (с помощью статьи учебника): испаряясь, вода становится невидимым паром и из жидкого состояния переходит в газообразное состояние. При температуре 0 вода переходит в твердое состояние)

- Вода в природе находится в трёх состояниях: жидком, твёрдом - лёд, снег, газообразном - пар

(на доске закреплены карточки - состояние воды)

- Расскажите, как образуется снег.

- Что значит «вода испаряется»? (Превращается в пар.)

V. Физминутка

VI. Самостоятельное применение знаний. Творческая работа

1. Моделирование схемы круговорота воды в природе.

- Перед вами рабочая тетрадь. Откройте стр.34, задание 4, вы попробуете изобразить схему того процесса, который мы с вами обсуждали.

- Используйте стрелки и свои условные обозначения. Подумайте, как изобразить пар, дождь, облачко.

- Покажите, что у вас получилось.

- Я тоже сделала свой проект.

Наглядная демонстрация на слайде - анимированная схема сопровождается комментариями учителя.

- Если кто-то не справился, поправьте свои работы.

- Ребята, как называется этот процесс, который мы с вами получили.

- Подпишите свои проекты.

2. Динамическая пауза. Двигательно-речевые упражнения

3. Интерактивная игра от Наны (https://www.yaklass.ru/p/okruzhayushchij-mir/3-klass/) (Обсуждение в группе, отвечает первая, поднявшая сигнал)

1. Туман и пар - это вода…

  • В жидком состоянии
  • В газообразном состоянии
  • В твердом состоянии

2. При конденсации происходит превращение…

  • Льда в жидкую воду
  • Жидкой воды в пар
  • Жидкой воды в лёд
  • Пара в жидкую воду

3. Выбери, что из перечисленного не входит в круговорот воды в природе.

  • Из облаков выпадает снег или дождь
  • Высоко в воздухе пар охлаждается и превращается в облака и тучи
  • Просачиваясь под землю, вода попадает в ручьи и реки, а из них - в моря и океаны
  • Некоторые животные строят свои жилища под водой

4. Водяной пар - это вода…

  • В газообразном состоянии
  • В твердом состоянии
  • В жидком состоянии

5. Какие предложения верны?

  • При замерзании вода сужается
  • Вода встречается в природе в трех состояниях: твёрдом, жидком, газообразном
  • При замерзании вода расширяется
  • Вода замерзает при 5 градусах

6. Выбери, на каком из рисунков правильно показано превращение твердой воды в жидкую _____

7. Как объяснить, что бутылка с водой, оставленная на морозе, лопается?

Это происходит потому, что…

  • Лёд занимает больший объём, чем вода
  • Вода, превращаясь в лёд, сжимается
  • Через стекло в нее попадает воздух
  • Лопнувшая бутылка была с повреждением

VI. Подведение итога

- Наш урок подошел к концу. И наши Новаторы прощаются с вами до следующего урока.

  • Удалось ли вам достичь цели урока?
  • Что вызвало наибольший интерес?
  • С какими трудностями вы столкнулись, что помогло вам их преодолеть?

VII. Рефлексия

- Заполните лист самооценки - оцените свои знания.

Передайте своё настроение от урока с помощью цвета.

Раскрасьте каплю

  • зелёным карандашом, если у вас хорошее настроение после урока
  • жёлтым - ровное
  • красным - вы недовольны своей работой и настроением

- Ребята, кто сегодня оценил свои знания на «5»…. чел.

Кто усвоил материал, но корректировал знания с помощь учителя, одноклассников - … чел.

- У кого возникли трудности, остались вопросы…чел.

- Я благодарю вас за работу, отметки за активную работу на уроке получают…

Передайте своё настроение от урока с помощью цвета.

IX. Домашнее задание

  1. Придумать сказку о путешествии капельки воды (по выбору).
  2. Прочитать текст учебника на с. 55-58, ответить на вопросы «Проверь себя».
  3. Выполнить задания в рабочей тетради №5 (с.25).
  4. Изготовьте из пластилина на дощечке или фанерке модель круговорота воды в природе. Расскажите по этой модели о круговороте воды.

Литературные источники

  1. Тихомирова Е.А. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир». 3 класс к учебному комплекту А.А.Плешакова: пособие для учителя / Н.Ю.Васильева. - Москва: ВАКО, 2021.
  2. Махина Н.С., Прасолова В.И., Обухова Л.А. Окружающий мир: олимпиадные и творческие задания для начальной школы. - Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010.

Источники сети Интернет

  1. https://www.yaklass.ru/p/okruzhayushchij-mir/3-klass/priroda-vokrug-nas-324086/krugovorot-vody-v-prirode-329399
  2. https://rutube.ru/video/209c5f7e48ba6eec64f28073935b4a1b/
  3. https://rutube.ru/video/94bf2fb7f1b63e59818927a2f02ff07e/