Использование электронных образовательных ресурсов на уроках физической культуры

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Одними из главных факторов, определяющих направление развития общества, является развитие информационных технологий. За последние годы произошло значительное изменение роли и места информационных технологий в образовательном процессе. Без них сложно и даже невозможно представить современного человека. Развитие информационных технологий обусловило появление такой новой формы образования, как электронное образование, то есть обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий. Основой электронного образования являются электронные образовательные ресурсы.

Электронные образовательные ресурсы позволяют решить задачи:

  • индивидуализации и дифференциации обучения;
  • стимулирования разнообразной творческой деятельности;
  • воспитания навыков самоконтроля, привычки к рефлексии;
  • изменения роли ученика в учебном процессе от пассивного наблюдателя до активного исследователя.

Информационные технологии используются в различных учебных дисциплинах, в том числе и в дисциплине «Физическая культура». Применение современных технологий в образовательном процессе стимулирует познавательный интерес к физической культуре, создавая условия для мотивации к изучению этого предмета, тем самым способствуя повышению качества образования в целом. Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) на занятиях по физической культуре - процесс объективный и закономерный.

Использование ИКТ позволяет учителю повысить уровень владения информации по дисциплине, развить имеющиеся и приобрести новые навыки работы с информацией в условиях постоянного совершенствования компьютерного оснащения, перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ученик становится активным субъектом образовательного процесса. При этом новые информационные технологии сами становятся инструментом познания, обучения, выполняют обобщающую, исследовательскую, развивающую, воспитывающую и контрольно-корректирующую функции.

Информационно-компьютерные технологии позволяют организовать учебный процесс на новом, более высоком уровне и обеспечивают более полное усвоение учебного материала. В настоящее время существуют различные разработки, позволяющие использовать компьютерные технологии: создание банка данных показателей здоровья и физических качеств, мониторинг уровня физического и функционального состояния, проектный метод и многое другое.

Можно сделать вывод, что компьютерная поддержка позволяет вывести современный урок физической культуры на качественно новый уровень, повысить статус преподавателя, использовать различные виды деятельности на уроке, эффективнее организовать контроль и учёт знаний обучающихся.

Выделяют определённые формы использования ИКТ на уроках физкультуры: наглядные пособия, электронные презентации, электронное тестирование, мультимедийные интерактивные упражнения. В образовательном процессе можно использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при планировании учебных и внеурочных занятий, для закрепления усвоенных знаний, а также для организации самостоятельного изучения дополнительного материала и т.д. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Педагог физической культуры и спорта для подготовки к уроку может пользоваться такими интернет-ресурсами, как «Растим здоровое поколение». Сайт построен на взаимопомощи педагогов, где выложены материалы, презентации, методические разработки и конспекты, необходимые для проведения физкультурно-оздоровительной деятельности. - Российская электронная школа. Это полный школьный курс уроков; это информационно-образовательная среда, объединяющая ученика, учителя, родителя. На данном ресурсе педагог может воспользоваться видео материалами, презентациями для преподнесения той или иной тематической информации ученикам на уроках - «Инфоурок». Благодаря данному ресурсу учитель может воспользоваться материалами тестов, агитационных газет, мультфильмами, в которых отражается пропаганда здорового образа жизни и др.

Таким образом, для того чтобы построить не просто урок, а урок, который способен заинтересовать детей для достижения поставленных физических, оздоровительных и других целей, существует огромное количество интернет-ресурсов которыми учитель может воспользоваться и включить в план урока. Так же следует отметить, что не только интернет-ресурс является образовательным средством, но существуют и многие другие, к ним относятся: 1) электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники; 2) обучающие компьютерные программы, информационные системы, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия; 3) электронная почта, электронные телеконференции, поисковые системы, 4) электронные учебники и пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии и т.д.; 5) видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видео экскурсии; статистические и динамические модели и т.д. Проблема усвоения теоретического материала может быть решена за счет онлайн-тестов и онлайн-справочников. В таком случае, учитель сможет дать ссылку на электронный ресурс, где изложен теоретический материал, и составить онлайн-тест для учеников, результат которого поможет оценить успешность усвоения данного материала. Но не нужно внедрять ИКТ в образовательный процесс бездумно. Применение компьютерных технологий должно соответствовать основным задачам, выдвигаемым к ним в процессе преподавания. Компьютерное творчество помогает развивать разнообразные способности в ходе выполнения самостоятельных нестандартных заданий, навыки использования информационных технологий и различных источников информации для решения и самостоятельного поиска познавательных задач, умение вести индивидуальную работу, помогает формировать интерес к физической культуре. Учащихся интересует сам творческий процесс и его результат.

Список источников

  1. Попов Г.И. Информационные технологии в образовании в отрасли физической культуры и спорта / Г.И.Попов. - Текст: непосредственный // Вестник учебных заведений физической культуры. - 2004. - №1. - С. 22-23.
  2. Большой толковый словарь синонимов русской речи: Идеографическое описание 2000 синонимических рядов, 10 500 синонимов / [Л.Г.Бабенко и др.]; под общ. ред. Л.Г.Бабенко. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2008. - 753 c. - Текст: непосредственный.
  3. Воронов И.А. Информационные технологии в физической культуре и спорте / И.А.Воронов. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2007. - 140 с. - Текст: непосредственный.
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с. - Текст: непосредственный.
  5. Растим здоровое поколение: сайт. - URL: https://guleon.wordpress.com. - Текст: электронный.
  6. Российская электронная школа: сайт. - URL: https://resh.edu.ru/. - Текст: электронный.
  7. Инфоурок: сайт. - URL: https://infourok.ru. - Текст: электронный.