Эффективная начальная школа

Разделы: Начальная школа, Классное руководство, Работа с родителями, Профессия — педагог, Конкурс «Здесь Родины моей начало…»


Я слежу за проектом «Эффективная начальная школа» с 2018 года и считаю его хорошим выбором для подготовленных к школе детей.

Проект «Эффективная начальная школа» - это проект ускоренного обучения в начальных классах: ученики проходят программу четырёх лет за три года обучения в школе.

Может показаться, что это то же, что было десятки лет назад, когда многие из нас учились по программе 1-3. Однако «Эффективная начальная школа» - это единство дошкольного и начального уровней образования, слияние и проникновение одного уровня в другой, преемственность не на словах, а на деле. Это тесный контакт учителей и воспитателей, а также индивидуальный маршрут для каждого обучающегося. «Эффективная начальная школа» - это не хорошо забытое старое, а новый взгляд на систему дошкольного и начального общего образования. Работать педагогам в проекте становится интереснее, а результативность обучения - выше!

Особенность этой программы заключается в том, что ученики изучают материал первого и второго класса за один год. Первый класс дети заканчивают до Нового года, а потом они становятся второклассниками.

Третий и четвёртый год обучения ничем не отличаются от обычной программы. Единственное отличие состоит в том, что ребята немного младше, чем ученики параллельных классов.

Считается, чтобы поступить в первый класс «Эффективной начальной школы» ребёнку должно исполниться полных семь лет. Но на личном примере я убедилась, что это совсем не обязательно. Главное, чтобы ученик выдержал увеличенную нагрузку и справился с данной программой.

К моменту поступления в первый класс ребёнок должен уже уметь читать, считать хотя бы в пределах 10 и пробовать писать письменными буквами.

Ученики первого класса «Эффективной начальной школы» должны быть мотивированы на учёбу и психологически готовы к школе: сидеть за партой, готовы учиться, нести нагрузки, быть ответственны за своё поведение на уроках, за свои результаты, слушать учителя, выполнять задания на закрепление материала. У учителя появляется возможность рассматривать более сложные задания и упражнения по тому или иному предмету.

Отбор в первый класс «Эффективной начальной школы» в нашей школе проходил на основание независимой диагностики. Эту диагностику проводили психологи нашего учебного учреждения по материалам Центра независимой подготовки.

Также психологи беседовали с родителями будущих первоклассников - готовы ли они помогать ребенку, уделять довольно большое количество времени на занятия с ним? Ведь домашние задания начинаются в первый год обучения. Если не готовы, если напряженный рабочий график, если некому заниматься дома с ребенком, то в класс по программе 1-3 идти не стоит. Ребенку будет тяжело.

С сентября по декабрь ученики осваивали программу 1 класса. В декабре ГАОУ ДПО Московский центр качества образования Департамента образования и науки города Москвы провёл независимую диагностику образовательных результатов, которая определила, справляется ли ребёнок с программой. Если нет - ребенок переходит в обычный первый класс, по программе 1-4.

Данную работу мои ребята выполнили очень хорошо. Протокол «Результаты выполнения диагностических работ по итогам ускоренного освоения образовательной программы 1-го класса (декабрь 2021 г.)», который прислало МЦКО наглядно показал следующие результаты: математика - 70%, русский язык - 72%, литературное чтение - 80%.

Лишь одна ученица не справилась с работой. По результатам диагностики родителям было предложено перевести девочку на обучение по программе 1-4 в первый класс. Родители были совсем не против, ведь они и сами видели сложности обучения для своего ребенка по программе «Эффективная начальная школа».

В январе обучающиеся стали второклассниками. К концу учебного года ученики заканчивали программу второго года обучения. Промежуточная аттестация результатов ускоренного обучения по образовательной программе начального общего образования проводилась с учетом полного объема результатов, утвержденных в образовательной программе начального общего образования на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. И с этой диагностической работой ребята отлично справились.

Протокол «Результаты выполнения диагностических работ по итогам ускоренного освоения образовательной программы 2-го класса (апрель-май 2022 г.)», который прислало МЦКО наглядно показал хорошие результаты: математика - 72%, русский язык - 73%, литературное чтение - 82%.

На следующий год, став уже третьеклассниками, дети снова будут готовы интенсивно учиться, потому что так привыкли. Высокий темп учебной работы, который не снижается и в конце учебного года, настраивает детей в начале третьего класса (и по сути второго года обучения) не снижать обороты. Такая работоспособность есть, конечно, не у каждого, но у большинства учеников.

Не секрет, что период начальной школы - это время интенсивного интеллектуального развития ребенка, становления его учебной деятельности. И от условий образовательной среды напрямую зависят дальнейшее успешное образование и профессиональная деятельность во взрослой жизни.

Одна из задач педагогического сообщества сегодня - увидеть, спрогнозировать и помочь каждому ребенку реализовать свой образовательный сценарий, свой путь плодотворного развития. Ведь любая московская семья имеет свои образовательные приоритеты, в том числе в вопросах выбора эффективной траектории развития своих детей.

Родителям этот проект показался не только очень интересным, но и соответствующим их главной цели - получению качественного образования. К слову, о последнем - родители таких детей сами являются активными: много занимались с детьми перед поступлением в школу, водили в кружки и секции, вместе читали и обсуждали прочитанное. Они задали темп развития и обучения своим детям, который школа дальше подхватила. Качественная подготовка к школе в дошкольном учреждении и индивидуальная подготовка дома - вот основа успешного «интенсива» в начальной школе.