Арт-терапия как инструмент развития метапредметных и личностных компетенций у детей с ОВЗ

Разделы: Начальная школа, Инклюзивное образование

Ключевые слова: ОВЗ, арт-терапия


1. Название: «Арт-терапия, как инструмент развития метапредметных и личностных компетенций у детей с ОВЗ»;

2. Назначение: описывающие методические рекомендации;

3.Линия программы развития: раскрытие потенциалов;

4. Краткая аннотация:

В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) возникает потребность в использовании новых технологий, которые в свою очередь способствуют в развитии детей. Такой технологией, которая несет особые коррекционные и развивающие возможности является арт-терапия.

5. Цель: создание условий для получения учащимися удовольствия от процесса арт-терапии, раскрытие творческого потенциала; оказание терапевтических действий, решение внутренних психологических проблем, конфликтов; развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей и школьной мотивации.

6. Целевая аудитория: техника направлена на детей ОВЗ, педагогов начальной школы;

7. Результаты и эффекты:

  • развитие творческих задатков у детей;
  • расширение и углубление познавательной активности;
  • повышение собственной самооценки, возрастание самосознания;
  • развитие эмоционально-нравственных качеств;
  • проявление способности выражать эмоции;
  • снятие напряжения, релаксация.

8. Литература

  1. Башкирова Е.Н. Развитие детей с ОВЗ приемами арт-терапии // Психология в России и за рубежом: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г. - СПб.: Реноме, 2013. - С. 85-90.
  2. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии. Подходы, диагностика, системы занятий. - СПб: Речь, 2003.
  3. Интернет-ресурсы

Сегодня в общеобразовательных школах России обучается большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Внутренний мир ребёнка с ОВЗ сложен и многообразен. Как педагогу помочь таким детям? Для этого необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей.

Такой технологией, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, на мой взгляд, является достаточно молодое, эффективное и актуальное направление как арт-терапия. Арт-терапия - это способы и технологии реабилитации лиц средствами искусства и художественной деятельности. Арт-терапия - это «терапия искусством», которая способствует формированию личностных и метапредметных универсальных учебных действий.

Цель занятий с элементами арт-терапии: коррекция внутренних психологических конфликтов, проблем коммуникации и социализации детей с ОВЗ, коррекция проблем эмоционально личностного развития.

На пути к своей цели арт-терапия решает ряд немало важных задач. Вот лишь малая часть из них:

  • перебороть чувство отверженности;
  • вызвать яркие эмоции;
  • дать выход агрессии и негативу;
  • развить самоконтроль;
  • повысить самооценку;
  • помочь успокоиться, расслабиться;
  • выразить свои ощущения;
  • подтвердить свою индивидуальность и значимость;
  • повысить мотивацию к обучению, повышение уровня усвоения образовательной программы;
  • развивать творческие способности, познавательную активность.
  • формировать навыки межличностной коммуникации

Арт-терапия применяется не только для детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья, но и для совершенно здоровых людей.

Систематизация арт-терапии основывается прежде всего по видам искусства. Музыка - музыкотерапия, изобразительное искусство - изотерапия, театр, образ - имаготерапия, литература, книга - библиотерапия, танец, движение - кинезитерапия.

Современная арт-терапия включает множество направлений:

  • Игровая терапия
  • Драматерапия
  • Сказкотерапия
  • Библиотерапия
  • Кинотерапия
  • Музыкотерапия
  • Куклотерапия
  • Цветотерапия
  • Песочная терапия
  • Пластилинография
  • Бумагопластика (аппликация, оригами и др.).
  • Танцевальная терапия
  • Фототерапия
  • Изотерапия
  • Мандалотерапия

В своей работе с детьми я успешно применяю такие арт-технологии как: игровая терапия, изотерапия, музыкотерапия, библиотерапия, мандалотерапия, фототерапия, бумагопластика. Предлагаю несколько описаний технологий, они просты в применении и будут интересны детям.

Технология

На что направлена

Игровая терапия - это воздействие на детей с использованием игр.

  • Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры
  • Массаж пальцев рук
  • Игры с использованием «бросового материала» (пуговицы, резинки для волос, трубочки для коктейля)
  • Развивающие игры
  • Игры на дыхание

Описание игр предложено в приложении 1

Влияние на развитие личности ребенка, развитие общения, коммуникации, создание близких отношений, повышение самооценки, развитие мелкой моторики рук, развитие речи, зрительного восприятия и мышления, воображения, творческих способностей.

Музыкотерапия - это вид атр-терапии, где музыка используется в лечебных и коррекционных целях.
Технология используется в психокоррекции детей с агрессивным поведением.

Описание видов музыкальной деятельности предложено в приложении 2

Уменьшение чувства тревоги и неуверенности, раздражительности и разочарования, злобы и агрессии; снятие напряженности в отношениях с другими людьми; улучшение самочувствия, активности, настроения.

Мандалатерапия - это инструмент для оздоровления и исцеления психики.

Показания к использованию технологии рисования мандал:
Тревожные, агрессивные и гиперактивные, с неуравновешенной нервной системой;
Застенчивые и замкнутые дети. Дети, имеющие трудности речевого развития;
Дети с проблемами общения и поведения;
Дети, пережившие стрессовые ситуации;
Дети, имеющие трудности развития моторики и зрительно-моторной координации;
Дети на этапе психологической подготовки к обучению в школе.

Фототерапия - использование фотоматериалов в лечебно-коррекционных целях. (см. приложение 3)

Смягчение нервного состояния; снятие общего чувства напряженности; развитие эстетического чувства и доверия к окружающему миру.

Библиотерапи́я (от лат. biblio - книга и гр. therapia - лечение) - метод психотерапии, использующий литературу как одну из форм лечения словом. При библиотерапии может использоваться как научно-популярная литература, так и художественная. (см. приложение 4)

Развитие эмоциональной отзывчивости; совершенствование всех видов речевой деятельности; умение вести диалог, выразительно читать, рассказывать, импровизировать; умение извлекать уроки житейской мудрости. Это прививка доброты, терпимости, жизнестойкости против страха и неудач.

Бумагопластика - это искусство художественного моделирования из бумаги объемных композиций на плоскости и создания на основе моделей трехмерных бумажных скульптур. Среди современных средств и направлений в арт-терапии все ярче заявляет о себе относительно новое перспективное направление - оригами.
«Из обычного листа бумаги можно сотворить целый мир». Валентина Дегтева
Уроки по теме «Оригами» привлекают детей. Ребята с увлечением превращают простой лист бумаги в забавную зверушку или птичку.

Повышение активности правого полушария мозга и уравновешивание работы обоих полушарий; повышение уровня интеллекта в целом; активизирование творческого мышления; снижение тревожности и помощь в адаптации к тяжелым ситуациям; улучшение двигательной активности рук, развитие моторики пальцев; улучшение памяти и глазомера.

Изотерапия - терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием.
Традиционные и нетрадиционные техники рисования. Нетрадиционные техники рисования: кляксография, рисование пальцами, рисование листьями и сыпучими материалами, рисование под музыку, рисунок на мокрой бумаге и т.д.

Обогащение и развитие внутреннего мира ребенка; раскрытие художественных способностей; развитие мелкой моторики; корректирование эмоционального состояния ребёнка и помощь в решении его внутренней психической проблемы.