1. Название: «Арт-терапия, как инструмент развития метапредметных и личностных компетенций у детей с ОВЗ»;
2. Назначение: описывающие методические рекомендации;
3.Линия программы развития: раскрытие потенциалов;
4. Краткая аннотация:
В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) возникает потребность в использовании новых технологий, которые в свою очередь способствуют в развитии детей. Такой технологией, которая несет особые коррекционные и развивающие возможности является арт-терапия.
5. Цель: создание условий для получения учащимися удовольствия от процесса арт-терапии, раскрытие творческого потенциала; оказание терапевтических действий, решение внутренних психологических проблем, конфликтов; развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей и школьной мотивации.
6. Целевая аудитория: техника направлена на детей ОВЗ, педагогов начальной школы;
7. Результаты и эффекты:
- развитие творческих задатков у детей;
- расширение и углубление познавательной активности;
- повышение собственной самооценки, возрастание самосознания;
- развитие эмоционально-нравственных качеств;
- проявление способности выражать эмоции;
- снятие напряжения, релаксация.
8. Литература
- Башкирова Е.Н. Развитие детей с ОВЗ приемами арт-терапии // Психология в России и за рубежом: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г. - СПб.: Реноме, 2013. - С. 85-90.
- Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии. Подходы, диагностика, системы занятий. - СПб: Речь, 2003.
- Интернет-ресурсы
Сегодня в общеобразовательных школах России обучается большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Внутренний мир ребёнка с ОВЗ сложен и многообразен. Как педагогу помочь таким детям? Для этого необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей.
Такой технологией, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, на мой взгляд, является достаточно молодое, эффективное и актуальное направление как арт-терапия. Арт-терапия - это способы и технологии реабилитации лиц средствами искусства и художественной деятельности. Арт-терапия - это «терапия искусством», которая способствует формированию личностных и метапредметных универсальных учебных действий.
Цель занятий с элементами арт-терапии: коррекция внутренних психологических конфликтов, проблем коммуникации и социализации детей с ОВЗ, коррекция проблем эмоционально личностного развития.
На пути к своей цели арт-терапия решает ряд немало важных задач. Вот лишь малая часть из них:
- перебороть чувство отверженности;
- вызвать яркие эмоции;
- дать выход агрессии и негативу;
- развить самоконтроль;
- повысить самооценку;
- помочь успокоиться, расслабиться;
- выразить свои ощущения;
- подтвердить свою индивидуальность и значимость;
- повысить мотивацию к обучению, повышение уровня усвоения образовательной программы;
- развивать творческие способности, познавательную активность.
- формировать навыки межличностной коммуникации
Арт-терапия применяется не только для детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья, но и для совершенно здоровых людей.
Систематизация арт-терапии основывается прежде всего по видам искусства. Музыка - музыкотерапия, изобразительное искусство - изотерапия, театр, образ - имаготерапия, литература, книга - библиотерапия, танец, движение - кинезитерапия.
Современная арт-терапия включает множество направлений:
- Игровая терапия
- Драматерапия
- Сказкотерапия
- Библиотерапия
- Кинотерапия
- Музыкотерапия
- Куклотерапия
- Цветотерапия
- Песочная терапия
- Пластилинография
- Бумагопластика (аппликация, оригами и др.).
- Танцевальная терапия
- Фототерапия
- Изотерапия
- Мандалотерапия
В своей работе с детьми я успешно применяю такие арт-технологии как: игровая терапия, изотерапия, музыкотерапия, библиотерапия, мандалотерапия, фототерапия, бумагопластика. Предлагаю несколько описаний технологий, они просты в применении и будут интересны детям.
Технология |
На что направлена |
Игровая терапия - это воздействие на детей с использованием игр.
Описание игр предложено в приложении 1 |
Влияние на развитие личности ребенка, развитие общения, коммуникации, создание близких отношений, повышение самооценки, развитие мелкой моторики рук, развитие речи, зрительного восприятия и мышления, воображения, творческих способностей. |
Музыкотерапия - это вид атр-терапии, где музыка используется в лечебных и коррекционных целях.
Описание видов музыкальной деятельности предложено в приложении 2 |
Уменьшение чувства тревоги и неуверенности, раздражительности и разочарования, злобы и агрессии; снятие напряженности в отношениях с другими людьми; улучшение самочувствия, активности, настроения. |
Мандалатерапия - это инструмент для оздоровления и исцеления психики.
|
Показания к использованию технологии рисования мандал:
|
Фототерапия - использование фотоматериалов в лечебно-коррекционных целях. (см. приложение 3) |
Смягчение нервного состояния; снятие общего чувства напряженности; развитие эстетического чувства и доверия к окружающему миру. |
Библиотерапи́я (от лат. biblio - книга и гр. therapia - лечение) - метод психотерапии, использующий литературу как одну из форм лечения словом. При библиотерапии может использоваться как научно-популярная литература, так и художественная. (см. приложение 4) |
Развитие эмоциональной отзывчивости; совершенствование всех видов речевой деятельности; умение вести диалог, выразительно читать, рассказывать, импровизировать; умение извлекать уроки житейской мудрости. Это прививка доброты, терпимости, жизнестойкости против страха и неудач. |
Бумагопластика - это искусство художественного моделирования из бумаги объемных композиций на плоскости и создания на основе моделей трехмерных бумажных скульптур. Среди современных средств и направлений в арт-терапии все ярче заявляет о себе относительно новое перспективное направление - оригами.
|
Повышение активности правого полушария мозга и уравновешивание работы обоих полушарий; повышение уровня интеллекта в целом; активизирование творческого мышления; снижение тревожности и помощь в адаптации к тяжелым ситуациям; улучшение двигательной активности рук, развитие моторики пальцев; улучшение памяти и глазомера. |
Изотерапия - терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием.
|
Обогащение и развитие внутреннего мира ребенка; раскрытие художественных способностей; развитие мелкой моторики; корректирование эмоционального состояния ребёнка и помощь в решении его внутренней психической проблемы. |