Оборудование: проектор, презентация, песни на стихи И.Токмаковой «Гном», «Где спит рыбка, «Баиньки», «Дождь», картинки с изображением деревьев, маски для героев «Сказки про петушка».
Инценировка
(автор, буква А, Аля)
Автор: Аля писала письмо маме. Она очень старалась написать хорошо, но все шло шиворот-навыворот: буквы не слушались, падали, менялись местами и ни за что не хотели браться за руки, точно они все друг с другом перессорились. Ну, просто наказание!
Вдруг прямо на середину страницы выбежала буква А. Она размахивала руками и что-то кричала.
Аля - Что с тобой, что случилось? - изумилась Аля.
Буква А уселась на строчку, вытерла пот со лба и еле выговорила:
Буква А - Кляксич!
Аля - Ничего не понимаю! - сказала Аля.
Буква А - Да Кляксич же! - воскликнула буква А. - Отвратительный Кляксич пробрался в Букварь. Он ссорит буквы друг с другом, он их ненавидит, он хочет их всех заменить своими родственниками кляксами. Меня он уже выгнал, и теперь на моем месте стоит жирная клякса - его племянница.
Тут добрая трудолюбивая буква А расплакалась.
Аля - Вот тебе и на! - поразилась Аля. - Но ты успокойся. Надо что-то придумать. Нельзя же ему уступать! Надо бороться!
Буква А - Что уж тут придумаешь! - возразила буква А. - Ты ведь даже свое письмо не сможешь подписать! Кляксич, когда узнал, что ты пишешь письмо маме, расхвастался: «Букву А я уже выгнал, букву Л я запру под замок, а букву Я так запрячу, что ее никто не найдет. Как тогда Аля подпишет свое письмо? Я - хозяин Букваря!»
Аля задумалась. Подписать письмо без нужных букв она в самом деле не сможет. А если не подписать, то как мама поймет, кто написал ей письмо?
Аля - Знаю, знаю! - вдруг закричала Аля. - Мы с тобой отправимся в Букварь, разыщем Кляксича и сотрем его ластиком. Правильно?
Буква А - Еще как правильно! - обрадовалась буква А.
Учитель: Так начинается сказка, которую написала писатель Ирина Петровна Токмакова. В этом году ей исполнилось бы 90 лет.
Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие по страницам её произведений.
(песня про дождь)
- Целый цикл стихов Ирины Токмакова называется «Деревья».
Берёза
Если б дали березке расческу,
Изменила б березка причёску:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала бы кудрявые пряди,
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.Дуб
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зелёный.
Значит, дуб выносливый,
Значит, закалённый.Осинка
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару.
Дайте осинке
Пальто и ботинки
- Надо согреться Бедной осинке.Рябина
Красненькую ягодку
Мне дала рябина
Думал я, что сладкую,
А она - как хина.
То ли эта ягодка
Просто не дозрела,
То ль рябина хитрая,
Подшутить хотела.Ели
Ели на опушке -
До небес макушки -
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат.
А внучата - ёлочки,
Тонкие иголочки -
У лесных ворот
Водят хоровод.Физкультминутка «Зерно»
Выйди, выйди, солнышко,
Мы посеем зёрнышко.
Скоро вырастет росток,
Потянется на восток,
Потянется на восток,
Перекинется мосток.
По мосточку пойдём,
В гости к солнышку придём.
Инсценировка песни «Рыбка, где ты спишь»
Учитель: - Много стихов о животных.
Верблюд
Живет в зоопарке
Двугорбый верблюд,
Верблюды не просят
Изысканных блюд,
Не клянчат ситро и тянучки.
Верблюды едят колючки.Козлик
Кушает козлик какую-то ветку.
Козлику я предлагаю конфетку.
Козлик головкой качает в ответ.
Что отвечает он: "да" или "нет"?Ящерка
А у меня есть ящерка!
Живёт она в старом ящике
И я её утром кормлю
И я её очень люблю.Крокодилы
Прошу вас, не надо съезжать по перилам,
Вы можете в зубы попасть крокодилам!
Они притаились на каждой площадке
И всех, кто съезжает, хватают за пятки
И тащат на дно африканского Нила.
Прошу вас, не надо съезжать по перилам!Невпопад
Ha помощь! В большой водопад
Упал молодой леопад,
Ах, нет, молодой леопард
Свалился в большой водопард!
Что делать! Опять невпопад!
Держись, дорогой леопад,
Верней, дорогой леопард!
Никак не выходит впопард...Физкультминутка «Лошадка»
На лошадке ехали,
До угла доехали.
Сели на машину,
Налили бензину.
На машине ехали,
До реки доехали.
Трр! Стоп! Разворот.
На реке - пароход.
Пароходом ехали,
До горы доехали.
Пароход не везёт,
Надо сесть в самолёт
Самолёт летит,
В нём мотор гудит:
У-у-у!
Песня «В чудной стране»
Сказка про петушка» (инсценирование)
Захотел Петушок
Сочинить стишок,
Написать кукареку
И к нему ещё строку.
Но кукареку потерялось,
Ничего от него не осталось:
Ни ку, ни ка, ни ре…
Увидал он Хрюшку во дворе.
- Хрюшка, - говорит Петушок,-
Я хотел сочинить стишок:
Написать кукареку
И к нему ещё строку.
Но кукареку потерялось.
Ты не знаешь, куда оно девалось?
Хрюшка головой покачала:
- Нет, кукареку я не встречала.
Не печалься, тебе я хрю-хрю
Вместо него подарю.
Говорит Петушок:
- Нет, спасибо,
Мне кукареку найти бы.
Собрался Петушок,
Взял дорожный мешок
И пошёл шагать -
Пропажу искать.
Видит - навстречу Кошка,
Кошка идёт, мягконожка.
- Кошка, - говорит Петушок,-
Я хотел сочинить стишок:
Написать кукареку
И к нему ещё строку.
Но кукареку потерялось.
Ты не знаешь, куда оно девалось?
Кошка головой покачала:
- Нет, кукареку я не встречала.
Не грусти, я тебе удружу -
Мяу-мяу тебе одолжу.
Говорит Петушок:
- Нет, спасибо,
Мне кукареку найти бы.
Вздохнул Петушок,
Подтянул ремешок,
До реки дошагал -
Очень устал.
Видит - скачет Лягушка,
Известная всем болтушка.
- Лягушка, - говорит Петушок,-
Я хотел сочинить стишок:
Написать кукареку
И к нему ещё строку.
Но кукареку потерялось.
Ты не знаешь, куда оно девалось?
Лягушка головой покачала:
- Нет, кукареку я не встречала.
Ты возьми себе лучше ква-ква -
Для стихов неплохие слова.
Говорит Петушок:
- Нет, спасибо,
Мне кукареку найти бы.
Грустный Петушок
Срезал посошок,
На закат взглянул,
Домой повернул.
Дома ужин ждёт,
Дома - детки.
Глядь - на крылечке Наседка.
- Муженёк, - кричит, - я так устала,
Всё кукареку твоё искала!
Утащили его цыплята,
Непослушные наши ребята,
Целый день с ним они провозились,
Говорят - кукарекать учились.
Впредь храни ты его аккуратно,
А теперь получай обратно!
Тут Петушок
Сочинил стишок:
Написал - кукареку!
И ещё кукареку!
И третью строку - кукареку!Физкультминутка «Десять птичек стайка»
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек - стайка.Эта птичка - соловей,
Эта птичка - воробей.
Эта птичка - совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка - свиристель,
Эта птичка - коростель,Эта птичка - скворушка,
Серенькое перышко.
Эта - зяблик.
Эта - стриж.
Эта - развесёлый чиж.
Ну, а эта - злой орлан.
Птички, птички - по домам!
Танец на песню про гнома
Учитель: Много произведений И.П.Токмаковой посвящено детям.
Обижалки
Мы с моей соседкой Галкой
Сочиняли обижалки:
Вот придёт обидный срок,
А у нас готово - впрок.
Я скажу ей - ты ворона,
А она мне - ты глухарь,
Я скажу ей - макарона,
А она мне - ты сухарь.
Я ей - мышь!
Она мне - крыс!
Стой-ка, что мы завелись?
Для чего нам обижалки,
Мы стоим соображаем:
Мы совсем друг друга с Галкой
Никогда не обижаем!А я рано утром залез на сосну...
А я рано утром залез на сосну,
Я видел вдали голубую страну,
Голубых людей,
Голубых лошадей,
Голубых-голубых индюков.
А я поздно вечером влез на сосну,
Я видел вдали золотую страну,
Золотых людей,
Золотых лошадей,
Золотых-золотых индюков.
А если б я ночью залез на сосну,
Увидел бы я никакую страну,
Никаких людей,
Никаких лошадей,
Никаких-никаких индюков.Слыхали радостную весть?
Слыхали радостную весть?
Мне скоро будет ровно шесть!
А если человеку шесть,
И у него тетрадки есть,
И ранец есть, и форма есть,
И счётных палочек не счесть,
И он читать старается,
То значит он (вернее, я),
То значит он (вернее, я),
Он в школу собирается!
Песня «Баиньки»
Вечерняя сказка (по ролям)
Я целый день бродил в лесу.
Смотрю - уж вечер на носу,
На небе солнца больше нет,
Остался только красный след.
Примолкли ели. Дуб уснул.
Во мгле орешник потонул.
Затихла сонная сосна.
И наступила тишина:
И клёст молчит, и дрозд молчит,
И дятел больше не стучит.
Вдруг слышу - ухнула сова,
Да так, что вздрогнула листва:
- Уху! Уходит время зря,
Потухла на небе заря.
Давай утащим крикуна,
Пока не вылезла луна.-
Другая буркнула в ответ:
- Я не доела свой обед.-
И снова первая: - Уху!
Ты вечно мелешь чепуху!
Мы не успеем долететь:
Ведь могут двери запереть.
Бросай обед, летим сейчас,
Возьмём его, и кончен сказ.-
Раздвинул ветки я плечом
И крикнул: - Совы, вы о чём? -
Почистив клюв, одна из них
Мне отвечала за двоих:
- На свете странный мальчик есть.
Он сам умеет кашу есть,
Линкор умеет рисовать
И злых собак дрессировать.
Но только скажут: «Спать пора»,
Он рёв заводит до утра:
«Не гасите
Огня,
Не просите
Меня,
Всё равно
Не усну,
Всю постель
Переверну,
Не желаю,
Не могу,
Лучше к совам
Убегу…»
Мы рассудили: так и так,
Раз этот маленький чудак
Ночами не желает спать,
Ему совёнком надо стать.
В дупло мальчишку принесём,
Пять страшных слов произнесём,
Дадим волшебную траву
И превратим его в сову.
Тут совы с места поднялись
И в тьму ночную унеслись.
Я знал, куда они летят,
Кого заколдовать хотят!
Ведь это Женька, мой сосед,
Ему пять с половиной лет,
А он все ночи напролёт
Кричит, буянит и ревёт:
«Не гасите
Огня,
Не просите
Меня,
Всё равно
Не усну,
Всю постель
Переверну,
Не желаю,
Не могу,
Лучше к совам
Убегу…»
Как этих сов опередить?
Как Женьку мне предупредить?
Никто не сможет мне помочь:
Совсем темно, настала ночь.
Тумана дымка поднялась,
На небе звёздочка зажглась…
Я дятла кинулся будить:
- Послушай, дятел, как мне быть?
Мой лучший друг попал в беду,
А я дороги не найду… -
Подумал дятел, помолчал
И головою покачал:
- Никак ума не приложу,
Слетаю мышку разбужу.-
Сейчас же прибежала мышь
И пропищала: - Что грустишь?
Ведь мой знакомый старый крот
Прорыл прямой подземный ход.
Ты можешь прямиком идти,
И не собьешься ты с пути.-
И, несмотря на темноту,
Бегом помчался я к кроту.
Но здесь опять ждала беда:
Ход шириною был с крота!
Ну как в дорогу я пущусь,
Когда я в нём не умещусь?
Придётся поверху брести.
Да как во тьме тропу найти?
Тут не помогут мне очки…
Но дятел крикнул: - Светлячки! -
И прилетели светлячки,
Такие добрые жучки,
И сразу отступила мгла,
И я помчался как стрела,
Как скороход,
Как вертолёт,
Как реактивный самолёт!
Вот я и дома. Раньше сов!
Обычный Женькин слышу рёв:
«Не гасите
Огня,
Не просите
Меня,
Всё равно
Не усну,
Всю постель
Переверну,
Не желаю,
Не могу,
Лучше к совам
Убегу…»
Я крикнул: - Женька, брат, беда!
Ведь две совы летят сюда!
Вот заварил ты кутерьму! -
И всё я рассказал ему.
И Женька сразу замолчал,
Как будто в жизни не кричал.
И больше он по вечерам
Не поднимает тарарам.
Как только скажут: «Спать пора»,
Он засыпает до утра.
А совы по ночам не спят:
Капризных стерегут ребят.
Учитель: Ну, вот теперь, когда все так благополучно кончилось… Аля написала такое письмо:
Учитель: Сегодня мы немного прикоснулись к творчеству замечательной поэтессы. Сказочницы Ирины Петровны Токмаковой. Надеюсь, что вы и сами ещё познакомитесь с её произведениями.