Инновационная модель развития психологических компетенций субъектов образовательных отношений

Разделы: Школьная психологическая служба


Сегодня хочу представить опыт работы социально-психологической службы Муниципального образовательного учреждения Петрозаводского городского округа Ломоносовской гимназии.

Моде́ль (фр. modèle, от лат. modulus - «мера, аналог, образец») - это упрощенное представление реального устройства и/или протекающих в нем процессов, явлений.

Инновационная модель - это комплекс методических действий, направленных на разработку и освоение инновационных изменений./

Хочу вернуться в далекие времена. С 1992 года под руководством доктора психологических наук, профессора, члена Международной педагогической академии и Нью-Йоркской академии наук Ираиды Сергеевны Якиманской МОУ «Ломоносовская гимназия» (тогда гимназия №37) стала экспериментальной площадкой института педагогических инноваций Российской академии наук по теме «Проектирование личностно-ориентированного образования». С этого времени в гимназии активно ведется работа социально-психологической службы.

Принципы нашей работы:

В этом году мы выиграли конкурс и стали БП МСО по одноименной теме моего выступления «ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ».

На этом слайде вы также видите диаграмму. Это март 2019 год, анкетирование директоров школ города Петрозаводска в рамках интерактивного семинара «Презентация модели психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательных отношений», организованного нашей гимназией. Мы видим, что 91% директоров школ убеждены, что в каждом ОУ должен быть педагог-психолог. Это еще раз означает актуальность темы. В ходе подготовки к семинару, был издан сборник, фото вы также можете видеть на слайде.

Готовясь к выступлению, решила, что логичнее будет представить комплекс мер, начиная с начальной школы.

В течение 10 дней наши первоклассники и учителя проходят адаптационный курс «Обучение навыкам общения и учебного сотрудничества» (курс Галины Анатольевны Цукерман, Катерины Николаевны Поливановой «Введение в школьную жизнь» в модификации Акининой Татьяны Михайловны, доцента кафедры педагогики и психологии ПетрГУ).

Цель курса: создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешную адаптацию первоклассников к школьному обучению.

Происходит организация постепенного перехода от игровой к учебной деятельности; курс способствовует освоению учащимися правил поведения в гимназии; формируются навыки индивидуальной, парной, групповой учебной деятельности с помощью знаковой системы. Темы уроков определенные, это и «знакомство», «режим дня», «эффективное общение», «умение задавать и отвечать на вопросы», «первый шаг к рефлексии» и другие. Первоклассники в течении 10 дней на начало и конец каждого урока заполняют календарь настроения, а родители дневники наблюдения за ребенком. Все эти данные нам помогают сделать вывод об адаптации каждого ребенка индивидуально.

Выявление и сопровождение одаренных детей является приоритетной задачей Гимназии. Дети, проявившие выдающиеся способности - национальное достояние, которое надо беречь и которому надо помогать В Ломоносовской гимназии есть Школа Магов. В 2010 году была создана Малая Академия гимназистов. В академии обучаются гимназисты с высокими интеллектуальными способностями и активной жизненной позицией. Все ученики Малой академии гимназистов принимают активное участие в предметных олимпиадах, конференциях, конкурсах. В Малой академии гимназисты изучают историю, астрономию, секреты русского языка, знакомятся с основными законами физики и химии, учатся программировать, решать логические задачи, в совершенстве владеть английским языком, творчески мыслить, а также изучают психологию. На первых занятиях по развитию творческого мышления гимназисты самостоятельно разрабатывали эмблему школы МАГов.

С 2017 года в гимназии введен учебный предмет «Психология общения». Данный урок ведется в 5 классе. Приобрести необходимые психологические знания в рамках обычных школьных дисциплин сложно, что делает актуальной потребность в специальном учебном предмете. Ребята изучают законы общения, учатся самостоятельно ставить перед собой цели и находить пути их достижения, адаптироваться к сложным жизненным событиям, стремиться к самопознанию и самосовершенствованию. На занятиях обучающиеся осваивают «секреты общения», связанные с формулами вежливости, стилями, техниками общения. Таким образом, предмет «Психология общения» даёт учащимся жизненно необходимые знания о человеке как личности, об особенностях взаимоотношений между людьми, что позволяет осознанно относиться к себе и другим.

Изучение «Психологии общения» даёт возможность учащимся научиться психологически верно и ситуативно обусловлено вступать в общение, поддерживать его, преодолевать психологические барьеры в общении, интерпретировать жесты, позы, интонацию собеседника. В ходе уроков учащиеся овладевают способами конструктивного поведения в конфликте, что является востребованным в правовом демократическом обществе.

Уже 4 год мы проводим городскую олимпиаду «Путешествие в мир психологии». Цель Олимпиады - стимулирование познавательного интереса школьников к психологическим знаниям. (Пример). Задания не построены на знание научного аппарата психологии.

Задачами являются:

  • развитие у обучающихся представлений о познавательных психических процессах (память, внимание, восприятие, мышление);
  • формирование знаний о правилах эффективного общения, конструктивного сотрудничества;
  • формирование у обучающихся умения оценивать себя, потребности в самопознании, саморазвитии, рефлексии.

Ежегодно в гимназии в рамках дня психолога проводится Неделя психологии. В рамках данной недели проводятся различные мероприятия: оценка настроения обучающихся, турниры для начальной школы, олимпиада по психологии, участие с исследовательскими работами во Всероссийской конференции «Ломоносовские чтения», организуемой нашей гимназией.

Для старшеклассников в рамках внеурочной деятельности ведется клуб «Перед выбором профессии». Я думаю, что данные клубы работают во многих школах. Но инновация в этом году, что наша гимназия в этом году участвовала во Всероссийском проекте «Билет в будущее». Это проект ранней профорентации обучающихся 6-11 классов, который реализуется при поддержке государства в рамках национального проекта «Образование». Кроме уроков проект включает в себя тестирование на онлайн платформе и различные мероприятия.

С 2018 года гимназией приобретен практичный программный комплекс компьютерных психодиагностических и коррекционных методик «Effecton Studio», который применяется для комплексного психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса, улучшения показателей успеваемости учащихся, гармонизации отношений в коллективе учеников, учителей и родителей, выявление одаренности, профориентации и д.р. С помощью данной программы составляются индивидуальные карты обучающихся, и выстраивается индивидуальный маршрут развития гимназистов. Этот комплекс - находка для психологов, большая помощь при автоматизации процесса диагностики.

Мы не должны забывать и про родителей - это также важные субъекты образовательного процесса. Для родителей работает Клуб Доверия и раз в месяц проводится Школа эффективного родителя. Родителям оказывается социальная, правовая и психологическая помощь в актуальных вопросах.

В 2018 году методическая тема года Ломоносовской гимназии была «Содержание и организация психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательных отношений в соответствии с ФГОС». Для педагогов был организован педагогический совет, издан сборник «Современные приемы психолого-педагогического сопровождения на уроке». По итогам педсовета, учителя в течение учебного года давали отрытые уроки в рамках Методического марафона «Современный урок». Данные мероприятия существенно повысили психологические компетенции педагогов.

В рамках базовой площадки оказывается методическая помощь психологам города. До пандемии один год проводилась игра для учащихся, а в последующие годы для педагогов-психологов Петрозаводска. Данные игры были оценены как эффективные и необходимые.

«Сначала полюби - потом учи! Сначала полюби - потом воспитывай!» - этими словами Ираиды Сергеевны Якиманской, хотелось бы закончить.

Презентация