Решение задач на формирование функциональной грамотности и продуктивных задач на уроках математики

Разделы: Математика

Ключевые слова: Функциональная грамотность, функциональная грамотность на уроках математики


Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (определение википедия).

Функциональная грамотность - умение решать жизненные задачи в различных сферах деятельности; способность использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах; готовность применять математику в различных ситуациях. Одной из оставляющей функциональной грамотности - это математическая грамотность учащихся (определение википедия).

К сожалению, в учебниках, математики предлагается большое количество технических упражнений, а задач практического содержания очень мало, а ведь практические задачи более сложные и трудоемкие. Конечно легче предложить ученику технические примеры по подстановке данных в формулу, но гораздо важнее научить ученика решать практические задачи.

Таким ключевым потребностям практики, основным типам умений, которые необходимы, чтобы решать практические задачи и посвящен вопрос развития функциональной грамотности.

На данный момент, перед нами, учителями стоит большая задача формирования навыков критического мышления, что дает возможность развивать функциональную грамотность обучающихся в процессе учебной деятельности. А также существует проблема формирования функциональной грамотности учащихся, что требует необходимость обновления содержание образования и форм и методов обучения.

Все задачи по развитию функциональной грамотности можно разбить на разделы:

  • Прикидки и оценки
  • Чтение текста
  • Логическая грамотность
  • Незнакомый контекст
  • Работа с графическими представлениями информации
  • Экономика
  • Геометрия
  • Урезанная средняя

Мы с коллегами только начинаем набирать системы задач по данному направлению, нам показалась удобной следующая классификация задач по функциональной грамотности, применимая к каждому из разделов:
Классификация задач

Описание

Область математического содержания

Контекст

Познавательная область

Применить вычисления в рамках данной ситуации в реальном мире

количество

изменения и зависимости

пространство и форма

неопределенность и данные

применять

формулировать

интерпретировать

личный

общественный

профессиональный

научный

Так же работая ранее над Продуктивными задачами, мы пришли к выводу, что их можно объединить, немного изменяя вопрос задачи. Это позволяет дополнить и расширить возможности обучения при применении одной задачи: с одной стороны формируем функциональную грамотность, с другой - работаем над метапредметностью, мотивацией и т.д.

Предлагаем вашему вниманию несколько задач для рассмотрения.

Список литературных источников

  1. Алексеева, Е.Е. Методика формирования функциональной грамотности учащихся в обучении математике / Е.Е.Алексеева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-2. - С. 10-15. Алхатова, Т.С. Компетенции педагога в использовании инновационных технологий.
  2. Базарнова, Е.Н. Формы работы на уроках математики в процессе решения текстовых задач [Электронный ресурс] / Е.Н.Базарнова // Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»». - 2014. - 4 сентября.
  3. Дьякова, Е.А. Развитие грамотности чтения как компонента функциональной грамотности в школе / Е.А.Дьякова; под общей редакцией Н.С.Болотновой // Русская речевая культура и текст : материалы XI Международной научной конференции. - 2020. - С. 250-255.
  4. Технология управления качеством в общеобразовательной школе. Биоинформатика и Синергетика. Технологические карты. Ф.Я.Вассерман.
  5. https://yandex.ru/search/?text=
    %D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%
    D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1
    %8F+%D1%84%D1%83%D0%BD%D0%
    BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD
    %D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%
    D0%B0%D1%8F+%D0%B3%D1%80%D0
    %B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%
    BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C&lr=
    63&clid=1989716&win=67