Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (определение википедия).
Функциональная грамотность - умение решать жизненные задачи в различных сферах деятельности; способность использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах; готовность применять математику в различных ситуациях. Одной из оставляющей функциональной грамотности - это математическая грамотность учащихся (определение википедия).
К сожалению, в учебниках, математики предлагается большое количество технических упражнений, а задач практического содержания очень мало, а ведь практические задачи более сложные и трудоемкие. Конечно легче предложить ученику технические примеры по подстановке данных в формулу, но гораздо важнее научить ученика решать практические задачи.
Таким ключевым потребностям практики, основным типам умений, которые необходимы, чтобы решать практические задачи и посвящен вопрос развития функциональной грамотности.
На данный момент, перед нами, учителями стоит большая задача формирования навыков критического мышления, что дает возможность развивать функциональную грамотность обучающихся в процессе учебной деятельности. А также существует проблема формирования функциональной грамотности учащихся, что требует необходимость обновления содержание образования и форм и методов обучения.
Все задачи по развитию функциональной грамотности можно разбить на разделы:
- Прикидки и оценки
- Чтение текста
- Логическая грамотность
- Незнакомый контекст
- Работа с графическими представлениями информации
- Экономика
- Геометрия
- Урезанная средняя
Мы с коллегами только начинаем набирать системы задач по данному направлению, нам показалась удобной следующая классификация задач по функциональной грамотности, применимая к каждому из разделов:
Классификация задач
Описание
|
Область математического содержания |
Контекст |
Познавательная область |
Применить вычисления в рамках данной ситуации в реальном мире |
количество изменения и зависимости пространство и форма неопределенность и данные |
применять формулировать интерпретировать |
личный общественный профессиональный научный |
Так же работая ранее над Продуктивными задачами, мы пришли к выводу, что их можно объединить, немного изменяя вопрос задачи. Это позволяет дополнить и расширить возможности обучения при применении одной задачи: с одной стороны формируем функциональную грамотность, с другой - работаем над метапредметностью, мотивацией и т.д.
Предлагаем вашему вниманию несколько задач для рассмотрения.
Список литературных источников
- Алексеева, Е.Е. Методика формирования функциональной грамотности учащихся в обучении математике / Е.Е.Алексеева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-2. - С. 10-15. Алхатова, Т.С. Компетенции педагога в использовании инновационных технологий.
- Базарнова, Е.Н. Формы работы на уроках математики в процессе решения текстовых задач [Электронный ресурс] / Е.Н.Базарнова // Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»». - 2014. - 4 сентября.
- Дьякова, Е.А. Развитие грамотности чтения как компонента функциональной грамотности в школе / Е.А.Дьякова; под общей редакцией Н.С.Болотновой // Русская речевая культура и текст : материалы XI Международной научной конференции. - 2020. - С. 250-255.
- Технология управления качеством в общеобразовательной школе. Биоинформатика и Синергетика. Технологические карты. Ф.Я.Вассерман.
-
https://yandex.ru/search/?text=
%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%
D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1
%8F+%D1%84%D1%83%D0%BD%D0%
BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD
%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%
D0%B0%D1%8F+%D0%B3%D1%80%D0
%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%
BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C&lr=
63&clid=1989716&win=67