Цель занятия: развитие графо-моторных навыков у детей с задержкой психического развития.
Задачи:
- Развивать зрительное восприятие, анализ и синтез (узнавание теневых изображений).
- Развивать зрительно-пространственную ориентировку на листе (вправо-влево, вверх-вниз, влево-вправо - способствовать развитию глазомера)
- Закреплять умение держать карандаш свободно, легко производить им движения в различных направлениях.
- Развивать слухомоторную координацию.
- Воспитывать умение слушать педагога, внимательность.
- Воспитывать самостоятельность и усидчивость.
Материалы и оборудование: игрушка карандашного человечка, игрушка божьей коровки, чемоданчик, обруч и верёвочки по количеству детей, зонтики на каждого ребёнка, прищепки (по 6-7 шт.), модель тучки (на каждого ребенка), бубен, трёхгранные карандаши, индивидуальные графические задания.
План занятия:
- Ритуал приветствия.
- Игра «Карусели» (завязывание узла)
- Пальчиковая гимнастика «Божья Коровка»
- Задание «Соедини букашек с тенью» (работа с карандашом)
- Подвижная игра «Дождик и солнышко» (с зонтиками)
- Игра «Тучки» (с прищепками)
- Графическое упражнение «Помоги Божьей коровке долететь до цветка»
- Графическое упражнение «Сколько лет Божьей коровке»
- Ритуал прощания
Ход занятия
1. Ритуал приветствия
Психолог: Здравствуйте, ребята, я и Цветик (карандашный человечек) рады вас видеть.
Игра «Приветствие»
Ну-ка дружно встанем в круг, Дети встают в круг и берутся за руки.
Ты мой друг и я твой друг.
Будем рядышком стоять, Дети раскачивают ручками
Дружно ручками качать.
Здравствуй другу я скажу, Дети раскрывают свои ладошки*
Свой привет передаю. «Привет» передается до педагога
*правая ладошка в раскрытом виде ложиться на левую ладошку соседа справа, а левая ладошка ложится под правую ладошку соседа слева. Дети по очереди хлопают по ладошке соседа слева, таким образом по кругу передается «привет»
Скажи, Цветик, куда сегодня мы отправимся с ребятами? В чемоданчике у тебя лежит загадка, мы ее должны отгадать?
Загадка:
Красный жучок в черную точку
Сел отдохнуть на красивом цветочке.
Он с крошечной маленькой черной головкой.
Зовется жучок этот …(Божьей коровкой).
Психолог: Итак, друзья, мы отправляемся в гости к Божьей коровке. Где наши волшебные карусели.
2. Игра «Карусели»
Каждый ребенок берёт верёвочку и привязывает её (закрепляют навык завязывания узлов) к обручу (педагог, в зависимости от индивидуальных способностей детей, может предлагать разные варианты).
Под стих, дети двигается по кругу, выполняя движения согласно словам:
Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,
А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите, карусель остановите,
Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!
Дети останавливаются.
Психолог: Ребята, посмотрите, кто это к нам прилетел? (демонстрация игрушки) - Божья коровка. Давайте ее поприветствуем.
3. Пальчиковая гимнастика «Божья Коровка»
Психолог: Цветик, а у тебя есть задания для Божией коровки? Давай мы ей поможем?
4. Задание «Соедини букашек с тенью»
Психолог: Ребята, а как вы думаете, чего боится Божья коровка? Правильно дождика. Цветик (карандашный человечек) принес зонтики и предлагает поиграть.
5. Подвижная игра «Дождик и солнышко»
Детям раздаются зонтики. Правила игры: если бубен зазвучит, то надо открыть зонтики (идет дождь). Как только бубен смолкает зонтики можно закрыть - это светит солнышко. Игра повторяется 3-4 раза.
Психолог: Карандашик, а что это у тебя в чемоданчике? Это же тучки. Ребята, Цветик (карандашный человечек) просит вас на память сделать весёлый дождик.
6. Игра «Тучки» (с прищепками)
Детям раздаются модели тучки и прищепки. Дети выполняют задание. Герои занятия благодарят ребят.
Психолог: Ну, а сейчас нашей гостье пора домой. Цветик (карандашный человечек) предлагает показать Божьей коровке, как долететь до цветка. Помним, что карандаш от бумаги мы не отрываем.
7. Графическое упражнение «Помоги Божьей коровке долететь до цветка»
Во время выполнения задания, дети комментируют направление дорожки (направо-вверх-налево и т.д.). Педагог напоминает правило, что нельзя отрывать карандаш от бумаги.
Психолог: Вот спасибо, ребята. Помогли божьим коровкам добраться до своих цветов. Цветик, спасибо тебе за это приключение (педагог достает портрет Божьей Коровки).
Ребята, Цветик хочет на память об этом приключении оставить вам портрет Божьей Коровки.
8. Графическое упражнение «Сколько лет Божьей коровке»
Детям раздаются чёрные карандаши. Каждый продумывает сколько точек он нарисует.
9. Ритуал прощания
Психолог берет обруч - карусель и предлагает всем отправится обратно.
Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,
А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите, карусель остановите,
Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!
Дети останавливаются.
После того как дети остановились, педагог предлагает отвязать свои верёвочки.
Психолог: дети, мне и Цветику (карандашному человечку) очень понравилось то, как каждый из вас сегодня выполнял его задания. А вам понравилось? Чему вы научились на этой встрече? (ответы детей).
Цветик (карандашный человечек) и педагог прощаются с ребятами.