Методическая разработка открытого занятия математического кружка «Интеграл». Математический интеллектуальный турнир «Формула успеха»

Разделы: Математика, Внеклассная работа


ВВЕДЕНИЕ

Одним из приоритетных направлений современного российского образования является сохранение генофонда нации, обеспечение устойчивого динамического развития общества с высоким уровнем жизни. Обеспечение высоких показателей в данном направлении невозможно без создания в учебных заведениях необходимых условий для достижения нового, современного качества общего и профессионального образования.

В современных учебных заведениях при внедрении Федеральных государственных образовательных стандартов определенным образом должны соблюдаться рекомендации по применению методов не только в повышении уровня знаний, умений, навыков адаптации и социализации в обществе, но и в формировании культуры здоровья молодого поколения, так как умственное развитие обучающихся, их мировоззрение, прочность знаний и духовная жизнь зависит от бодрости и жизнедеятельности детей. Возросшая интенсификация образовательного процесса привела к увеличению учебной нагрузки. Поэтому, при обучении одним из ключевых направлений должна стать поддержка социального здоровья учащихся, помощь в преодолении стрессовых ситуаций, в целостной подготовке к оптимизации своей жизнеспособности.

В Концепции развития математического образования, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 24.12.2013 г. № 2506-р, отмечено: «Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни. Изучение математики играет главную роль в образовании, развивая познавательные способности человека». Поэтому очень важно заинтересовать учеников, чтобы они с увлечением занимались изучением математики. Один из подходов - популяризация математики через «присущую ей красоту и увлекательность».

Положение о проведении математического интеллектуального турнира «Формула успеха»

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА

Интеллектуальный турнир «Формула успеха» учрежден для студентов колледжа и направлен на развитие творческого потенциала преподавателей и студентов; поддержку новых технологий в организации образовательного процесса.

Цель турнира - популяризация математических знаний и математического образования, распространение педагогического опыта по формированию мотивации обучающихся.

Задачи турнира:

  • формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, необходимых в повседневной жизни, об идеях и методах математики;
  • воспитание средствами математики культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры;
  • формирование представления студентов об интеграции математики в другие предметы;
  • понимания значимости математики для общественного процесса;
  • развитие логики, пространственного мышления, мелкой моторики, усидчивости, памяти, смекалки, наблюдательности, внимательности, концентрации и достижение поставленной цели.

2. ОРГАНИЗАТОРЫ ТУРНИРА: Преподаватель математики - Богина Е.Ю.

3. УЧАСТНИКИ ТУРНИРА: студенты группы ТОД - 211, классный руководитель - Богина Е.Ю.

4. ПРОГРАММА ТУРНИРА И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:

  • Конкурс - «Разминка» - в течение 3-х минут преподаватель очень быстро задает вопросы. Один правильный ответ-1 балл. В конкурсе побеждает команда, давшая наибольшее количество правильных ответов.
  • Конкурс - «Видеовопросы» - команды отвечают на вопросы, задаваемые студентами из видеороликов. На размышление - 1 минута. Правильный ответ оценивается в 1 балл.
  • Конкурс - «Логическая дуэль» - ведущий задает командам логическую задачу - рассказывает часть запутанной истории. Команды по очереди задают вопросы ведущему чтобы распутать всю ситуацию. Ответ, наиболее близкий к правильному оценивается в 1 балл.
  • Конкурс - «На лбу написано» - команды должны отгадать слова - математические термины. Условие: однокоренные слова употребляться не должны. На размышление - 2 минуты. Правильный ответ оценивается в 1 балл.
  • Конкурс - «Битва титанов» - разгадывание механических головоломок - 3,4,5,6,7 баллов; конструирование - 2 балла за модель; решение задач по теории вероятностей - 5 баллов за задачу. Длительность конкурса - 10 минут.

Дополнительные баллы могут присуждаться команде за активное, участие дополнительные ответы - не более 5 баллов.

С команды могут быть сняты баллы за недостойное поведение членов команды, болельщиков этой команды во время турнира (на усмотрение жюри).

5. ВРЕМЯ И МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: в 14.45, актовый зал 4 корпуса.

6. СОСТАВ ЖЮРИ:

  • Председатель: - зав. отделом информационных технологий - Коновалов В. Н.;
  • Зав. отделением «Транспорта и сервиса на транспорте» - Извозчикова И.А.
  • Преподаватель информатики - Каклюгина И.Д.

7. НАГРАЖДЕНИЕ: Победители награждаются грамотами и призами.

Сценарий математического интеллектуального турнира
«ФОРМУЛА УСПЕХА»

Добрый день, дорогие друзья и любители математики!

Мы рады вас приветствовать на математическом интеллектуальном турнире «Формула успеха», приуроченном к празднику «День России».

Уважаемые студенты, вы - молодое, подрастающее поколение, являетесь надеждой, будущим нашей страны. А математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни. Изучение математики играет главную роль в образовании, развивая познавательные способности человека». Один из подходов в этом развитии - популяризация математики через «присущую ей красоту и увлекательность».

В качестве эпиграфа нашего сегодняшнего мероприятия я выбрала слова Великого французского математика Б.Паскаля: «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным».

И действительно, математика нужна всем людям на земле. Без математики человек не сможет решать, мерить и считать. Невозможно построить дом, сосчитать деньги в кармане, измерить расстояние. Если бы человек не знал математику, он не смог бы изобрести самолет, автомобиль, телевизор, холодильник и любую другую технику или программу. Математика нужна в истории, физике, инженерной графике. Математика позволяет человеку думать.

«Никакой достоверности нет в науках там, где нельзя приложить ни одной из математических наук, и в том, что не имеет связи с математикой».

Так сказал Леонардо да Винчи - итальянский художник, скульптор и ученый, анатом, естествоиспытатель.

В нашем турнире сегодня принимают участие 2 команды: «Люди икс» и «Люди игрек».

Члены жюри:

  • Председатель: - зав. отделом информационных технологий - Коновалов В. Н.;
  • Зав. отделением «Транспорта и сервиса на транспорте» - Извозчикова И.А.;
  • Преподаватель информатики: Каклюгина И.Д.

Первый конкурс называется «Разминка»

Я буду задавать вопросы, команды будут отвечать на скорость. За каждый правильный ответ команда получит 1 фишку в виде геометрической фигурки. Мы попросим жюри вести учет. Начинаем.

Задачи для разминки

  1. Сколько раз можно вычесть 3 из 25? (1, т.к. второй раз вы уже будете вычитать из 22).
  2. Двое играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл каждый? (2 часа).
  3. Какой знак надо поставить между двумя двойками, чтобы получилось число больше 2 и меньше 3? (запятую).
  4. Что больше произведение или сумма десяти цифр от 0 до 9? (произведение равно 0. Сумма больше).
  5. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50).
  6. Зайцы распилили бревно. Они сделали 10 распилов. Сколько получилось чурбачков? (11).
  7. Шла старуха в Москву. Навстречу ей три старика. У каждого старика по мешку, в каждом мешке по коту. Сколько существ направлялось в Москву? (одна старуха).
  8. Если красную тряпку окунуть в черное море какой она станет? (мокрой).
  9. Если работа не волк, то что тогда? (произведение силы на расстояние).
  10. Представьте, что ваш дом имеет 4 стены и каждая из этих стен имеет вид на юг. Рядом с вашим домом гуляет медведь. Вопрос: какого цвета медведь? (белый. Вы на северном полюсе).
  11. Электропоезд движется на север со скоростью 100 км/ч. Ветер дует с запада со скоростью 10 км/ч. В какую сторону движется дым от поезда? (У электропоезда нет дыма).
  12. Какой рукой лучше всего размешивать кофе со сливками и с сахаром? (той, в которой ложка).
  13. Почему птицы летят на юг? (потому, что пешком идти долго).
  14. Как засунуть жирафа в холодильник? (взять жирафа, открыть дверь, засунуть жирафа, закрыть дверь).
  15. Как засунуть слона в холодильник? (Открыть дверь, вытащить жирафа, засунуть слона, закрыть дверь).
  16. Лев созвал всех зверей на собрание. Явились все, кроме одного. Что это за зверь? (Слон, ведь он в холодильнике).
  17. Вам нужно переплыть широкую реку, которая кишит крокодилами. Как это можно сделать? (Надо срочно переплыть реку пока все крокодилы на собрании).
  18. Почему студенты опаздывают на занятия? (Потому, что учиться никогда не поздно).
  19. Что лучше всего повышает квалификацию водителя? (едущая за ним, машина ГИБДД).
  20. Если студент будет плохо учиться, то что произойдет, то что произойдет? (Праздник 23 февраля станет для него профессиональным).

- Итак, первый конкурс завершен, жюри подводит итоги.

Второй конкурс «Видеовопросы»

С экрана вам будут задавать вопросы, ваша задача ответить правильно. Команда, первая давшая правильный ответ, получит 1 балл.

1 вопрос: В Новочеркасске, на соборной площади стоит Вознесенский Кафедральный собор. Подскажите, как без лестницы измерить высоту собора?

Ответ: Самый легкий и самый древний способ, тот, которым греческий мудрец, философ и математик Фалес Милетский за шесть веков до нашей эры определил в Египте высоту пирамиды. Он воспользовался ее тенью. Жрецы и фараон, собравшиеся у подножия высочайшей пирамиды, озадаченно смотрели на северного пришельца, отгадывавшего по тени высоту огромного сооружения. Фалес, - говорит предание, - избрал день и час, когда длина собственной его тени равнялась его росту; в этот момент высота пирамиды должна также равняться длине отбрасываемой ею тени.
Я заметил, что в 10.30 утра длина моей тени равна моему росту, а значит в это же время длина тени собора равна его высоте.

2 вопрос: 5 стоит 2 рубля, 54 стоит 4 рубля. Что я покупаю и сколько стоит 504?

Ответ: Покупали номера для квартиры. 504 стоит 6 рублей.

3 вопрос: Отгадайте ребус. (Задача)

- Просим жюри объявить результат за два конкурса.

Третий конкурс «Логическая дуэль»

Я вам буду задавать логическую загадку, т.е. описывать часть запутанной истории, а вы должны восстановить всю ситуацию. Вы можете задавать мне вопросы, но только такие, на которые я могу ответить только «да», «нет» или «несущественно».

Ситуация первая: Бежит мужик с ружьем, а за ним толпа. Он останавливается, стреляет 5 раз, кричит: «Не видать вам моего золота!» и бежит дальше.

- Что это за ситуация? Задавайте вопросы.

Ответ: Биатлон.

Ситуация вторая: В детской больнице юные пациенты очень любили играть с очаровательными плюшевыми мишками, которые были там. К сожалению, дети любили их так сильно, что мишки исчезали с пугающей скоростью: малолетние пациенты уносили их с собой. Как руководство больницы решило эту проблему?

Ответ: Всем мишкам сделали повязки и сказали маленьким детям, что мишкам надо оставаться в больнице чтобы вылечиться. Дети с грустью, но с сочувствием согласились.

Ситуация третья: У человека была книга стоимостью 40 000 долларов. Однако он сознательно уничтожил ее. Почему?

Ответ: Человек имел два экземпляра этой книги. И один экземпляр уничтожил, чтобы повысить стоимость второго.

- Просим жюри подвести итоги за 3 конкурса.

Четвертый конкурс: «НА ЛБУ НАПИСАНО»

Надо угадать как можно больше математических терминов. Условие: однокоренные слова употребляться не должны. (в течение 2 минут команды формулируют правильные ответы, каждый правильный ответ - 1 балл). Побеждает команда, отгадавшая больше терминов. От каждой команды нужны 5 участников.

- Начинаем. От каждой команды вызывается по 5 человек, им предлагается отгадать 5 математических терминов: (на примере слова - биссектриса).

  • 1 команда: пирамида, апофема, конус, сфера, грань;
  • 2 команда: куб, ребро, цилиндр, шар, диагональ.

- Прошу жюри подвести итоги 4 конкурса.

Конкурс: «Битва титанов»

В этом конкурсе надо продемонстрировать умение разгадывать головоломки, конструировать и решать задачи по теории вероятностей.

- Выберите по 8 человек от каждой команды. Великие головоломщики и конструкторы, должны занять места за столом, а великие вычислители вероятностей должны выйти к доске.

(ведущий раздает головоломки, конструкторы и задания).

- Для разгадывания предлагаются головоломки:

  • «Красный круг» - уровень сложности 7 баллов из 7-ми. Задание: все шесть элементов необходимо уложить в квадратную рамку.
  • «Теремок» - уровень сложности 4 балла из 7-ми. Задание: собрать тело кубической формы из шести составных элементов.
  • «Упаковка» - уровень сложности 5 баллов из 7-ми. Задание: из девяти кубиков собрать предложенную фигуру.
  • «Упрямоугольник» - уровень сложности 6 баллов из 7-ми. Задание: из четырех частей собрать прямоугольник.
  • «Звезда» - уровень сложности 3 балла из 7-ми. Из шести элементов собрать невыпуклый многогранник.

- С помощью конструктора предлагается собрать модели многогранников и тел вращения:

  • 1 команда: правильная шестиугольная призма, шаровой сегмент.
  • 2 команда: правильная четырехугольная пирамида, шаровой сектор.

- Решить задачи по теории вероятностей.

1 команда: Ковбой Джон попадает в муху на стене с вероятностью 0,9, если стреляет из пристрелянного револьвера. Если Джон стреляет из непристрелянного револьвера, то он попадает в муху с вероятностью 0,2. На столе лежит 10 револьверов, из них только 4 пристрелянные. Ковбой Джон видит на стене муху, наудачу хватает первый попавшийся револьвер и стреляет в муху. Найдите вероятность того, что Джон промахнётся. (0,52).

2 команда: В магазине стоят два платёжных автомата. Каждый из них может быть неисправен с вероятностью 0,05 независимо от другого автомата. Найдите вероятность того, что хотя бы один автомат исправен.
Жюри засекает время 10 минут. (0,9975).

- Итак, время вышло. Подводим итоги последнего конкурса и итоги всего турнира.

- Поздравляем победителей (команды жмут друг другу руки, звучат фанфары).

- Приз победителям - плюс один балл на экзамене.

- А главное, сегодня мы вывели «Формулу успеха»

УСПЕХ = 1% ТАЛАНТА + 99% ТРУДА

- На этом, наш турнир завершен. Спасибо за внимание!

ФОТООТЧЕТ

Использованная литература

  1. Перельман Я.И. Живая математика: Математические рассказы и головоломки: 9-е изд. - М.: 2010.
  2. Перельман Я.И. Веселые задачи: 101 головоломка для юных математиков. - Пг.: 1916.
  3. Красноухов В.И. Головоломки [Electronic resource] URL: http://www.planetagolovolomok.ru/articles (Дата обращения 20.08.2018).
  4. Красноухов В.И. Занимательный мир механических головоломок [Electronic resource] URL: http://www.terrakid.ru/nash-blog/informatsiya-k-ra... (Дата обращения 19.08.2018).