ВВЕДЕНИЕ
Одним из приоритетных направлений современного российского образования является сохранение генофонда нации, обеспечение устойчивого динамического развития общества с высоким уровнем жизни. Обеспечение высоких показателей в данном направлении невозможно без создания в учебных заведениях необходимых условий для достижения нового, современного качества общего и профессионального образования.
В современных учебных заведениях при внедрении Федеральных государственных образовательных стандартов определенным образом должны соблюдаться рекомендации по применению методов не только в повышении уровня знаний, умений, навыков адаптации и социализации в обществе, но и в формировании культуры здоровья молодого поколения, так как умственное развитие обучающихся, их мировоззрение, прочность знаний и духовная жизнь зависит от бодрости и жизнедеятельности детей. Возросшая интенсификация образовательного процесса привела к увеличению учебной нагрузки. Поэтому, при обучении одним из ключевых направлений должна стать поддержка социального здоровья учащихся, помощь в преодолении стрессовых ситуаций, в целостной подготовке к оптимизации своей жизнеспособности.
В Концепции развития математического образования, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 24.12.2013 г. № 2506-р, отмечено: «Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни. Изучение математики играет главную роль в образовании, развивая познавательные способности человека». Поэтому очень важно заинтересовать учеников, чтобы они с увлечением занимались изучением математики. Один из подходов - популяризация математики через «присущую ей красоту и увлекательность».
Положение о проведении математического интеллектуального турнира «Формула успеха»
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА
Интеллектуальный турнир «Формула успеха» учрежден для студентов колледжа и направлен на развитие творческого потенциала преподавателей и студентов; поддержку новых технологий в организации образовательного процесса.
Цель турнира - популяризация математических знаний и математического образования, распространение педагогического опыта по формированию мотивации обучающихся.
Задачи турнира:
- формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, необходимых в повседневной жизни, об идеях и методах математики;
- воспитание средствами математики культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры;
- формирование представления студентов об интеграции математики в другие предметы;
- понимания значимости математики для общественного процесса;
- развитие логики, пространственного мышления, мелкой моторики, усидчивости, памяти, смекалки, наблюдательности, внимательности, концентрации и достижение поставленной цели.
2. ОРГАНИЗАТОРЫ ТУРНИРА: Преподаватель математики - Богина Е.Ю.
3. УЧАСТНИКИ ТУРНИРА: студенты группы ТОД - 211, классный руководитель - Богина Е.Ю.
4. ПРОГРАММА ТУРНИРА И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:
- Конкурс - «Разминка» - в течение 3-х минут преподаватель очень быстро задает вопросы. Один правильный ответ-1 балл. В конкурсе побеждает команда, давшая наибольшее количество правильных ответов.
- Конкурс - «Видеовопросы» - команды отвечают на вопросы, задаваемые студентами из видеороликов. На размышление - 1 минута. Правильный ответ оценивается в 1 балл.
- Конкурс - «Логическая дуэль» - ведущий задает командам логическую задачу - рассказывает часть запутанной истории. Команды по очереди задают вопросы ведущему чтобы распутать всю ситуацию. Ответ, наиболее близкий к правильному оценивается в 1 балл.
- Конкурс - «На лбу написано» - команды должны отгадать слова - математические термины. Условие: однокоренные слова употребляться не должны. На размышление - 2 минуты. Правильный ответ оценивается в 1 балл.
- Конкурс - «Битва титанов» - разгадывание механических головоломок - 3,4,5,6,7 баллов; конструирование - 2 балла за модель; решение задач по теории вероятностей - 5 баллов за задачу. Длительность конкурса - 10 минут.
Дополнительные баллы могут присуждаться команде за активное, участие дополнительные ответы - не более 5 баллов.
С команды могут быть сняты баллы за недостойное поведение членов команды, болельщиков этой команды во время турнира (на усмотрение жюри).
5. ВРЕМЯ И МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: в 14.45, актовый зал 4 корпуса.
6. СОСТАВ ЖЮРИ:
- Председатель: - зав. отделом информационных технологий - Коновалов В. Н.;
- Зав. отделением «Транспорта и сервиса на транспорте» - Извозчикова И.А.
- Преподаватель информатики - Каклюгина И.Д.
7. НАГРАЖДЕНИЕ: Победители награждаются грамотами и призами.
Сценарий математического интеллектуального турнира
«ФОРМУЛА УСПЕХА»
Добрый день, дорогие друзья и любители математики!
Мы рады вас приветствовать на математическом интеллектуальном турнире «Формула успеха», приуроченном к празднику «День России».
Уважаемые студенты, вы - молодое, подрастающее поколение, являетесь надеждой, будущим нашей страны. А математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни. Изучение математики играет главную роль в образовании, развивая познавательные способности человека». Один из подходов в этом развитии - популяризация математики через «присущую ей красоту и увлекательность».
В качестве эпиграфа нашего сегодняшнего мероприятия я выбрала слова Великого французского математика Б.Паскаля: «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным».
И действительно, математика нужна всем людям на земле. Без математики человек не сможет решать, мерить и считать. Невозможно построить дом, сосчитать деньги в кармане, измерить расстояние. Если бы человек не знал математику, он не смог бы изобрести самолет, автомобиль, телевизор, холодильник и любую другую технику или программу. Математика нужна в истории, физике, инженерной графике. Математика позволяет человеку думать.
«Никакой достоверности нет в науках там, где нельзя приложить ни одной из математических наук, и в том, что не имеет связи с математикой».
Так сказал Леонардо да Винчи - итальянский художник, скульптор и ученый, анатом, естествоиспытатель.
В нашем турнире сегодня принимают участие 2 команды: «Люди икс» и «Люди игрек».
Члены жюри:
- Председатель: - зав. отделом информационных технологий - Коновалов В. Н.;
- Зав. отделением «Транспорта и сервиса на транспорте» - Извозчикова И.А.;
- Преподаватель информатики: Каклюгина И.Д.
Первый конкурс называется «Разминка»
Я буду задавать вопросы, команды будут отвечать на скорость. За каждый правильный ответ команда получит 1 фишку в виде геометрической фигурки. Мы попросим жюри вести учет. Начинаем.
Задачи для разминки
- Сколько раз можно вычесть 3 из 25? (1, т.к. второй раз вы уже будете вычитать из 22).
- Двое играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл каждый? (2 часа).
- Какой знак надо поставить между двумя двойками, чтобы получилось число больше 2 и меньше 3? (запятую).
- Что больше произведение или сумма десяти цифр от 0 до 9? (произведение равно 0. Сумма больше).
- На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50).
- Зайцы распилили бревно. Они сделали 10 распилов. Сколько получилось чурбачков? (11).
- Шла старуха в Москву. Навстречу ей три старика. У каждого старика по мешку, в каждом мешке по коту. Сколько существ направлялось в Москву? (одна старуха).
- Если красную тряпку окунуть в черное море какой она станет? (мокрой).
- Если работа не волк, то что тогда? (произведение силы на расстояние).
- Представьте, что ваш дом имеет 4 стены и каждая из этих стен имеет вид на юг. Рядом с вашим домом гуляет медведь. Вопрос: какого цвета медведь? (белый. Вы на северном полюсе).
- Электропоезд движется на север со скоростью 100 км/ч. Ветер дует с запада со скоростью 10 км/ч. В какую сторону движется дым от поезда? (У электропоезда нет дыма).
- Какой рукой лучше всего размешивать кофе со сливками и с сахаром? (той, в которой ложка).
- Почему птицы летят на юг? (потому, что пешком идти долго).
- Как засунуть жирафа в холодильник? (взять жирафа, открыть дверь, засунуть жирафа, закрыть дверь).
- Как засунуть слона в холодильник? (Открыть дверь, вытащить жирафа, засунуть слона, закрыть дверь).
- Лев созвал всех зверей на собрание. Явились все, кроме одного. Что это за зверь? (Слон, ведь он в холодильнике).
- Вам нужно переплыть широкую реку, которая кишит крокодилами. Как это можно сделать? (Надо срочно переплыть реку пока все крокодилы на собрании).
- Почему студенты опаздывают на занятия? (Потому, что учиться никогда не поздно).
- Что лучше всего повышает квалификацию водителя? (едущая за ним, машина ГИБДД).
- Если студент будет плохо учиться, то что произойдет, то что произойдет? (Праздник 23 февраля станет для него профессиональным).
- Итак, первый конкурс завершен, жюри подводит итоги.
Второй конкурс «Видеовопросы»
С экрана вам будут задавать вопросы, ваша задача ответить правильно. Команда, первая давшая правильный ответ, получит 1 балл.
1 вопрос: В Новочеркасске, на соборной площади стоит Вознесенский Кафедральный собор. Подскажите, как без лестницы измерить высоту собора?
Ответ: Самый легкий и самый древний способ, тот, которым греческий мудрец, философ и математик Фалес Милетский за шесть веков до нашей эры определил в Египте высоту пирамиды. Он воспользовался ее тенью. Жрецы и фараон, собравшиеся у подножия высочайшей пирамиды, озадаченно смотрели на северного пришельца, отгадывавшего по тени высоту огромного сооружения. Фалес, - говорит предание, - избрал день и час, когда длина собственной его тени равнялась его росту; в этот момент высота пирамиды должна также равняться длине отбрасываемой ею тени.
Я заметил, что в 10.30 утра длина моей тени равна моему росту, а значит в это же время длина тени собора равна его высоте.
2 вопрос: 5 стоит 2 рубля, 54 стоит 4 рубля. Что я покупаю и сколько стоит 504?
Ответ: Покупали номера для квартиры. 504 стоит 6 рублей.
3 вопрос: Отгадайте ребус. (Задача)
- Просим жюри объявить результат за два конкурса.
Третий конкурс «Логическая дуэль»
Я вам буду задавать логическую загадку, т.е. описывать часть запутанной истории, а вы должны восстановить всю ситуацию. Вы можете задавать мне вопросы, но только такие, на которые я могу ответить только «да», «нет» или «несущественно».
Ситуация первая: Бежит мужик с ружьем, а за ним толпа. Он останавливается, стреляет 5 раз, кричит: «Не видать вам моего золота!» и бежит дальше.
- Что это за ситуация? Задавайте вопросы.
Ответ: Биатлон.
Ситуация вторая: В детской больнице юные пациенты очень любили играть с очаровательными плюшевыми мишками, которые были там. К сожалению, дети любили их так сильно, что мишки исчезали с пугающей скоростью: малолетние пациенты уносили их с собой. Как руководство больницы решило эту проблему?
Ответ: Всем мишкам сделали повязки и сказали маленьким детям, что мишкам надо оставаться в больнице чтобы вылечиться. Дети с грустью, но с сочувствием согласились.
Ситуация третья: У человека была книга стоимостью 40 000 долларов. Однако он сознательно уничтожил ее. Почему?
Ответ: Человек имел два экземпляра этой книги. И один экземпляр уничтожил, чтобы повысить стоимость второго.
- Просим жюри подвести итоги за 3 конкурса.
Четвертый конкурс: «НА ЛБУ НАПИСАНО»
Надо угадать как можно больше математических терминов. Условие: однокоренные слова употребляться не должны. (в течение 2 минут команды формулируют правильные ответы, каждый правильный ответ - 1 балл). Побеждает команда, отгадавшая больше терминов. От каждой команды нужны 5 участников.
- Начинаем. От каждой команды вызывается по 5 человек, им предлагается отгадать 5 математических терминов: (на примере слова - биссектриса).
- 1 команда: пирамида, апофема, конус, сфера, грань;
- 2 команда: куб, ребро, цилиндр, шар, диагональ.
- Прошу жюри подвести итоги 4 конкурса.
Конкурс: «Битва титанов»
В этом конкурсе надо продемонстрировать умение разгадывать головоломки, конструировать и решать задачи по теории вероятностей.
- Выберите по 8 человек от каждой команды. Великие головоломщики и конструкторы, должны занять места за столом, а великие вычислители вероятностей должны выйти к доске.
(ведущий раздает головоломки, конструкторы и задания).
- Для разгадывания предлагаются головоломки:
- «Красный круг» - уровень сложности 7 баллов из 7-ми. Задание: все шесть элементов необходимо уложить в квадратную рамку.
- «Теремок» - уровень сложности 4 балла из 7-ми. Задание: собрать тело кубической формы из шести составных элементов.
- «Упаковка» - уровень сложности 5 баллов из 7-ми. Задание: из девяти кубиков собрать предложенную фигуру.
- «Упрямоугольник» - уровень сложности 6 баллов из 7-ми. Задание: из четырех частей собрать прямоугольник.
- «Звезда» - уровень сложности 3 балла из 7-ми. Из шести элементов собрать невыпуклый многогранник.
- С помощью конструктора предлагается собрать модели многогранников и тел вращения:
- 1 команда: правильная шестиугольная призма, шаровой сегмент.
- 2 команда: правильная четырехугольная пирамида, шаровой сектор.
- Решить задачи по теории вероятностей.
1 команда: Ковбой Джон попадает в муху на стене с вероятностью 0,9, если стреляет из пристрелянного револьвера. Если Джон стреляет из непристрелянного револьвера, то он попадает в муху с вероятностью 0,2. На столе лежит 10 револьверов, из них только 4 пристрелянные. Ковбой Джон видит на стене муху, наудачу хватает первый попавшийся револьвер и стреляет в муху. Найдите вероятность того, что Джон промахнётся. (0,52).
2 команда: В магазине стоят два платёжных автомата. Каждый из них может быть неисправен с вероятностью 0,05 независимо от другого автомата. Найдите вероятность того, что хотя бы один автомат исправен.
Жюри засекает время 10 минут. (0,9975).
- Итак, время вышло. Подводим итоги последнего конкурса и итоги всего турнира.
- Поздравляем победителей (команды жмут друг другу руки, звучат фанфары).
- Приз победителям - плюс один балл на экзамене.
- А главное, сегодня мы вывели «Формулу успеха»
УСПЕХ = 1% ТАЛАНТА + 99% ТРУДА
- На этом, наш турнир завершен. Спасибо за внимание!
Использованная литература
- Перельман Я.И. Живая математика: Математические рассказы и головоломки: 9-е изд. - М.: 2010.
- Перельман Я.И. Веселые задачи: 101 головоломка для юных математиков. - Пг.: 1916.
- Красноухов В.И. Головоломки [Electronic resource] URL: http://www.planetagolovolomok.ru/articles (Дата обращения 20.08.2018).
- Красноухов В.И. Занимательный мир механических головоломок [Electronic resource] URL: http://www.terrakid.ru/nash-blog/informatsiya-k-ra... (Дата обращения 19.08.2018).