Конспект открытого классного часа для 8-го класса на тему "День единых действий, в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны. Без срока давности»

Разделы: История и обществознание, Патриотическое воспитание, Конкурс «Помним тебя, неизвестный солдат»

Класс: 8

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Цель Дня единых действий

  • Сохранение исторической правды о преступлениях нацистов и их пособников в отношении мирных советских граждан в годы Великой Отечественной войны на оккупированной территории.
  • Показать через эту призму исторической памяти, что действия Красной Армии и единение советского народа в достижении Победы спасли наше государство и его граждан от полного уничтожения.

Задачи:

  • Показать масштаб и характер преступлений нацистов в отношении мирных жителей оккупированной территории, дать им правовую оценку с исторической и современной точек зрения;
  • Продолжить нравственное воспитание учащихся через неприятие фашизма во всех его проявлениях;
  • Способствовать формированию у учащихся информационной и коммуникативной компетентностей при подготовке темы классного часа.

Ход мероприятия

Аудиозапись Р.Рождественский «Реквием»

Слушайте!
Это мы говорим.
Мертвые.
Мы.
Слушайте!
Это мы говорим.
Оттуда.
Из тьмы.
Слушайте!

Классный руководитель: Более семидесяти лет назад лет назад закончилась самая кровопролитная война. Но память и боль в сердце не утихает, без войны - это тоже победа. Сегодня 19 апреля - День единых действий, в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны. Тема нашего классного часа: «Без срока давности».

Ведущий 1: Мы не знаем войны, но мы слышали о ней от старших. Мы не могли не слышать, потому что она пришла в каждый дом, в каждую семью. Дороги войны… От Бреста до Москвы 1000 километров, от Москвы до Берлина - 1600. Всего 2600 километров. Если считать по прямой. Поездом - четверо суток, самолётом - четыре часа. А перебежками, по-пластунски, - долгих 4 года, 1418 дней!

Ведущий 2. Это подвиги солдат, их бесстрашие и героизм, это долгие минуты ожидания тех, кто остался в тылу.

И в результате - 27 миллионов погибших на полях сражений, замученных в фашистских концентрационных лагерях, умерших от ран в госпиталях…

Разве погибнуть ты нам завещала,
Родина?
Жизнь обещала,
любовь обещала,
Родина.

Разве для смерти рождаются дети,
Родина?
Разве хотела ты нашей смерти,
Родина?

Пламя ударило в небо! -
ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь…»
Родина.

Славы никто у тебя не выпрашивал,
Родина.
Просто был выбор у каждого:
я или Родина.

Самое лучшее и дорогое -
Родина.
Горе твое -
это наше горе,
Родина.

Правда твоя -
это наша правда,
Родина.
Слава твоя -
это наша слава,
Родина!

Ведущий 2: Великая Отечественная война стала тяжелым испытанием для народов СССР. Это война, в которой решалось - будет ли у народов Советского Союза будущее вообще. Гитлер разработал план «Ост». В нем предусматривалась немецкая колонизация большей части территории Советского Союза, что означало принудительное выселение и уничтожение местного населения. Были не важны национальность, возраст, социальное происхождение, пол - ведь речь шла об освобождении территории для переселения немецких колонистов.

Ведущий 1: Самая мрачная страница минувшей войны - это лагеря смерти. Все меньше остается людей, переживших ужас концентрационных лагерей 1941-1945 гг. Все меньше живых свидетелей этого преступления фашизма перед человечеством. Может возникнуть вопрос: почему в год 77-летия Победы над фашизмом, когда мы чествуем героев, спасших от истребления сегодняшний мир, нужно обращаться к страшному прошлому, рассказывать о злодеяниях, творимых гитлеровцами. Ответ на этот вопрос можно дать только один: живущее сейчас поколение должно знать, что такое геноцид, фашизм и помнить о тех, кто одолел гитлеровскую машину зла.

Классный руководитель: Что такое «геноцид»? (ответы учеников)

Ведущий 2: В фашистской Германии концлагеря - это инструмент массового государственного террора и геноцида, были распространены и на оккупированных ею территориях. Существовали лагеря массового уничтожения, лагеря военнопленных. Крупнейшие из них - Бухенвальд, Майданек, Дахау, Дора, Освенцим и другие. За годы Второй мировой войны в них было уничтожено более 11 миллионов человек

Ведущий 1: На воротах Бухенвальда, словно в насмешку, в 1937 г. было отлито изречение Цицерона «Каждому - свое». Здесь погибло более 50 тыс. чел. К музею примыкает громадный мемориал над захоронениями узников концлагеря.

Ведущий 2: В 1940-1945 годах Освенцим был самым большим концлагерем для массового уничтожения людей во время Второй мировой войны. Фраза на немецком языке «Труд делает свободным» или «Работа освобождает».

Ведущий 1: 1933 г. - В нацистской Германии под Мюнхеном открыт первый концлагерь - Дахау, в который бросали цыган, евреев, политзаключенных и всех остальных, кто попадал под категорию «нежелательных элементов». С началом мировой войны появится новая разновидность концлагерей - лагеря смерти, в которых уничтожение людей будет поставлено на поток.

Ведущий 2: В лагере смерти Саласпилс мученической смертью погибли около 3 тысяч детей до 5 лет в период с 18 мая 1942 года по 19 мая 1943 года, тела были частью сожжены, а частью захоронены на старом гарнизонном кладбище у Саласпилса. Подавляющее большинство из них подвергались выкачиванию крови. Общее число убитых детей в Латвии превышает 35 000 человек.

Ведущий 1: Гитлеровское руководство педантично истребляло население на всей оккупированной территории Советского Союза. Массы загубленных детей перед их мучительной гибелью варварскими способами использовались в качестве живого экспериментального материала для опытов «арийской медицины».

Ведущий 2 Немцы применяли массовые казни. Хатынь - деревня в Белоруссии, уничтоженная 22 марта 1943 года карательным отрядом в качестве мести за убийство нескольких немецких военнослужащих. Борки - деревня на Брянщине, там в один день фашисты убили почти 2000 человек. Потом, отступая, они пытались скрыть свои злодеяния, пытались поджечь убитых, закопать их, но правду не скроешь.

Видеоролик «Хатынь»

Классный руководитель: Каждому здравомыслящему человеку ясно: дети - это дети, они не воюют, они не вооружены, они беззащитны и никакой опасности для германского рейха не представляют. Однако фашизм их зверски уничтожал. Уничтожал еще с большим садизмом и жестокостью, чем взрослых.

Ведущий 1: Блокада Ленинграда… Ещё одна страшная страница в истории Великой Отечественной войны. 900 дней голода, смертей и маленьких человеческих подвигов.

Историки могут скрупулезно подсчитать количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, число сожженных деревень, разрушенных городов, но они никогда не смогут рассказать, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах которой бомбой разорвало сестру и брата. О чем думал голодный десятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ботинок, наблюдая, как умирают его близкие.

Воспоминание девочки о блокадном Ленинграде

Девочка: Кончились у нас дрова, и я ходила по дворам и потихоньку собирала щепки, досочки в разбомбленных домах. Мама мне разрешала, и было это очень страшно, так как в этих домах были крысы такие, как огромные кошки, они жутко кричали. Ну, иногда где-то щепочку найдешь, а сил не было, поэтому прицепишь эту щепочку за веревку - и тащишь по снегу. Сначала мы все спускались в бомбоубежище, а потом мы перестали ходить туда. И мама говорила: «Танечка, у нас есть полкусочка хлеба, давай его съедим, чтобы фрицам не досталось. А то если они нас разбомбят вечером, мы же голодными умрем».

И мы съедали маленькую корочку и радовались, что фрицам не достанется этот наш кусочек (закрывая ладошку с хлебом другой и прижимая их к груди).

Ведущий 1. Итог преступлений нацистов против гражданского населения СССР выражается в страшном соотношении числа жертв среди военных и мирных жителей. Война унесла жизни 26,6 млн. чел. Из них практически половина - это потери среди мирного населения на оккупированной территории - 13 684 692, в том числе 11 520 379 - погибли в результате карательных операций, холода, голода, издевательств. Остальные 2 164 313 - погибли в изгнании на принудительных работах. Всего на принудительные работы с оккупированной территории было вывезено 5 269 513 советских граждан.

Песня «Бухенвальдский набад». Минута молчания

Ведущий 2. Уже в годы Великой Отечественной войны по мере освобождения оккупированной нацистами территории стали очевидны масштаб преступлений против мирного населения. Потому дата 19 апреля - особая дата в сохранении исторической правды, преступлениях нацистов.

Ведущий 1. В Уголовном Кодексе Р.Ф. есть Статья 357. Геноцид. Определение понятий «геноцид», «нацизм» были сформулированы в ходе Нюрнбергского трибунала и получили затем закрепление в Конвенции ООН 1948 г.

«Действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы, - наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью».

Классный руководитель: Войны начинаются без участия интересов народа, детей в том числе. Но жертвами становятся именно они.
Но события в Беслане, войны в Дагестане и Чечне, Украине, когда одни мальчишки гордо держат в руках автоматы, а другие ребята становятся беженцами, инвалидами и жертвами межнациональных войн и террористических актов, заставляют нас задуматься над этим.

Слово предоставляется члену Совета ветеранов Великой Отечественной войны Митрофановой А.А.

Сегодня фашизм приобретает новое лицо. Больно и обидно за страну и поколение, не знающее своей истории. Наша с вами общая задача - помнить и не допустить повторения этих страшных событий. Это зависти от каждого из нас, и неважно где, мы проживаем. Россия наш общий дом. Желаю вам мирного неба, успехов в учебе. Счастливого будущего.

Ученик:

Помните!
Через века, через года, -
помните!
О тех,
кто уже не придет никогда, -
помните!

Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно
достойны!

Классный руководитель: 19 апреля во всём мире отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Давайте же будем помнить - ведь это Сроку давности не подлежит.