Цели:
- Осмысление нравственных понятий и категорий, изучаемых в данной теме «Любовь»;
- Подвести детей к осознанию сути категорий "Добрые слова, добрые дела" и помочь прочувствовать их значимость в духовном мире каждого человека;
- Учить детей определять и ощущать доброту и в словах, и в делах.
Социокультурный инструментарий:
- Учебник «Истоки-3» (А.В.Камкин),
- карточки-надписи социокультурных категорий урока;
- презентация,
- ресурсный круг,
- работа в четверке,
- задание для групповой работы.
На доске:
Эпиграф
- Не ищи красоты, ищи доброты. ( правило нравственности).
- Спешите делать добрые дела! (А.Яшин).
Ход урока
1. Подготовительный этап (присоединение к теме)
Звучит музыка Ф.Шопена
Милости просим в дом наш чудесный,
Милости просим с открытой душой.
Все заходите, любовь приносите
Будет душевный, святой разговор.
(Дети сидят в ресурсном кругу.)
- Я рада видеть вас, ребята, в этом уютном кабинете, улыбнитесь друг другу, нашим гостям. Желаю вам хорошего настроения, успешной работы…
2. Присоединение к теме
Посмотрите, пожалуйста, притчу, она поможет вам определить тему нашего урока. (Просмотр видеопритчи «Легенда о маленьком фонарщике»)
- Зачем фонарщик каждый вечер зажигал фонари?
- Как выглядел он?
- О чём незнакомец спросил фонарщика?
- Заметили ли люди его исчезновение?
- Как можно назвать заботу фонарщика о людях? (Доброта)
Вы сами определили тему нашего урока - Добрые слова, добрые дела.
3. Активные формы обучения
Индивидуальный этап.
Прочитайте на доске предложение: «Не ищи красоты, ищи доброты».
- Как вы это понимаете? ( Выслушиваются ответы детей).
Вывод: Мы уже читали это правило нравственности в разделе «Вера».
Его вывели наши предки и добавляли «свет не без добрых людей». Они были уверены, что доброта, как и милосердие, происходит от сердца, от любви.
- Доброта означает природную склонность человека к добру, добросердечию.
- А сколько много добрых слов образовано от слова - доброта! Давайте мы вспомним эти слова.
На слайде ЦВЕТОК ДОБРОТЫ
8) Как называют человека высоких моральных принципов, очень обязательного, не позволяющего себе отдохнуть пока работа не будет выполнена правильно. (ДОБРОСОВЕСТНЫЙ).
7) Как называют человека, который желает всем добра, готовый содействовать благополучию других людей (ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ).
5) Как называют человека, который достоин одобрения, уважения, очень порядочный, приличный (ДОБРОПОРЯДОЧНЫЙ).
3) Как называют человека сочувствующего, который понимает состояние другого. Об этом человеке говорят, что у него очень доброе сердце. (ДОБРОСЕРДЕЧНЫЙ)
6) О каком человеке говорят - человек добрый и мягкий по характеру, незлобивый. (ДОБРОДУШНЫЙ)
1) Про какого человека говорят: скромный, кроткий, послушный, имеет хорошее поведение. (ДОБРОНРАВНЫЙ).
2) Человек добрый, высоконравственный, стремится к добру (ДОБРОДЕТЕЛЬНЫЙ)
4) Доброде́тель - философский термин, означающий положительное нравственное свойство характера человека, определяемое его волей и поступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона.
Вывод: «Доброта - солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели"
АФО. Работа в четвертках. «Добрые дела».
ЗАДАНИЕ: Учащимся предлагается выбрать и подчеркнуть 5 добрых дел:
- Думать о родителях;
- Утешить плачущую сестренку;
- Радоваться неудаче ближнего;
- Подать милостыню;
- Стремиться быть богатым человеком;
- Помогать ближним;
- Завидовать;
- Познавать истоки родной земли.
Дилигирование - выступление представителя от каждой группы Слайд
Вывод: Добрый человек - это тот, кто любит людей, помогает им. Будьте добры ко всем окружающим людям!
Ресурсный круг
Мы вырастили с вами цветок Добра. А теперь я вам предлагаю вырастить дерево Добрых Слов.
- На листочке дерева вы запишите самое главное для вас доброе слово, которое вы хотите подарить всем. (дается 1 минута)
- Давайте встанем в круг и поделимся друг с другом добрыми словами.
(прикрепляют к доске)
- Какое чудесное получилось дерево! На нем распустились листочки добрых слов, от которых в нашем сердце растет тепло и благодарность, любовь и надежда, милосердие и сострадание. Хорошо, если в согласии с добрыми словами не только ваши уста, но и ваше сердце.
Добрые сердца - это сады.
Добрые слова - это корни.
Добрые мысли - цветы.
Добрые дела - плоды.
Что мы чувствуем от добрых слов? (Как в сердце растет тепло и благодарность, любовь и надежда, милосердие и сострадание).
Вывод: Хорошо, если в согласии с добрыми словами не только твои уста, но и сердце.
4. Рефлексия
Ресурсный Круг (передавая колокольчик)
Сегодня в ресурсном кругу я предлагаю вам передавать друг другу колокольчик. А почему?
Колокол - всегда на Руси был одним из символов ВЕРЫ, колокольный звон очищает душу. Ни одного храма нет на Руси без колокола. Так услышьте звук сердца не только своего, но и своих друзей. Продолжите фразу: Добрый человек - это … (продолжи фразу)
Вывод: Я хочу, чтобы вы были милосердными, добрыми к себе, к природе, к людям, ко всему живому и неживому на земле.
Спешите делать добрые дела! (эпиграф)