Модульный урок "Крещение Руси"

Разделы: История и обществознание


Блок-предписание по теме "Русь Древняя"

КДЦ: В процессе работы над учебными модулями данной темы учащиеся должны узнать:

  • какова связь между индоевропейцами и славянами;
  • когда произошло выделение восточных славян из состава славянских народов;
  • как влияло на жизнь восточных славян их соседство с кочевниками.
  • процесс формирования Древнерусского государства;
  • значение деятельности первых князей Древнерусского государства.

При изучении данной темы формируются умения:

  • усваивать информацию по текстам учебного пособия, дополнительной литературе, картам и схемам;
  • практически использовать полученные знания;
  • сопоставлять цели и результат самостоятельной работы.

Проводится работа по обеспечению владения всеми видами памяти и развитию познавательных интересов, развивается методический навык - самоконтроль, взаимоконтроль. Формируется мотивация к самообразованию.

План тематического блока:
1. Русь от начала до первой половины ХII века (лекционный обзор материала по блоку).
2. Восточнославянские племена в VIII-IХ веках.
3. Появление государства у восточных славян.
4. Первые русские князья.
5. Князь Владимир Святославич. Принятие христианства.
5. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.
6. Зарождение феодальных отношений.
7. Культура. Быт и нравы Древней Руси.
8. Контроль знаний по изученному материалу.
9. Модуль "Князь Владимир Святославич. Принятие христианства".

Этапы урока:

0. Постановка ИДЦ.
1. Входной контроль.
2. Погружение в историю.
3. Начало правления князя Владимира.
4. Причины принятия христианства на Руси.
5. Выбор веры. Крещение Руси.
6. Значение принятия христианства.
7. Завершающий контроль.
8. Рефлексия.
9. Домашнее задание.

№ УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Управление обучением

УЭ-0

Постановка ИДЦ.
В ходе работы над УЭ модуля необходимо
знать:
- значение деятельности князя Владимира для развития и укрепления Древнерусского государства;
- причины возникновения христианства у восточных славян, прогрессивное значение принятия христианства на Руси.
уметь:
- находить решение поставленных проблем;
- работать с учебником и дополнительным материалом;
- обобщать материал, делать выводы;
- оценивать свою работу.

УЭ-1

Входной контроль
ЧДЦ: обобщение и систематизация индивидуального опыта учеников на уроке порешаемой проблеме.
Задание. Отгадай загадки о первых киевских князьях.

  1. Ходил в поход он на Царьград,
    Да только сам тому не рад.
    Сожжен был «греческим огнем»,
    Древлянами был уничтожен он.
  2. Он смел, был и умен без меры,
    Он покорил и вятичей и меря.
    «Иду на вы» он обращался к недругу всегда,
    При имени его Царьград дрожал тогда.
  3. Хитра, княгиня оказалась.
    Большую дань взять отказалась.
    Потребовав с древлян лишь голубей,
    Она смогла их воле подчинить своей.
  4. Сел княжить первым в Киев он,
    И покорил Царьград потом.
    Вез из полюдья в Киев он товары,
    И «Вещим» прозван был недаром.
  5. Его призвали новгородцы,
    Порядок навести в земле словенской.
    Сей князь, делами неприметный,
    Стал основателем династии навечно.

Будьте активны! На работу отводится 3 мин.

УЭ-2

Погружение в историю.
ЧДЦ: сформировать первоначальное образно-пространственное представление о Руси Х в. перед Крещением.
Задание. Используя информацию, полученную во время просмотра видеоролика и на предыдущих уроках, расскажите, какой вы себе представляете Русь в Х веке.

Приготовьте устный ответ. Обсудите в парах.

Время работы 3 мин.

УЭ-3

Начало правления князя Владимира.
ЧДЦ: определить особенности начального периода княжения Владимира Святославича.
Задание. Изучите материала о начальном периоде княжения Владимира Святославича.
Прочитайте текст учебника (с.36-37). Выполните задание.
Закончите фразы.

  • В результате двухлетней войны Владимир возвратил «под руку» вятичей и ….
  • Он покорил на Западной Двине….
  • В 981 г. отвоевал у Польши города… и … .
  • На южных границах Руси построил…

Задание выполняйте в тетради, покажите учителю. На выполнение работы - 5 мин.

УЭ-4

Причины принятия христианства на Руси.
ЧДЦ: определить причины принятия христианства.
Задание 1. Самостоятельно работая с текстом учебника (с.37-39) и дополнительным материалом (текст 1),ответьте на вопросы:
- Как Владимир попытался приспособить язычество к потребностям государства?
- Почему не прижилась языческая реформа Владимира?
Задание 2. Соотнесите группы и характеристики причин принятия христианства, ответ запишите в тетрадь: А. Внутренние; Б. Международные.
1. Повышение международного авторитета Руси.
2. Стремление сплотить все восточнославянские племена и укрепить власть киевского князя

Работайте в паре. Обсудите свои ответы. На выполнение работы - 5 мин.

Проверьте себя по листу контроля

УЭ-5

Выбор веры. Крещение Руси.
ЧДЦ: объяснить выбор христианства с позиции русского князя, рассмотреть процесс принятия христианства.
Задание 1. Работая с дополнительным материалом (текст 1), сформулируйте вывод о выборе веры Владимиром. Обратите внимание на следующие вопросы:
- Куда и зачем отправил послов князь Владимир?
- Что же поразило бояр-послов в греческом храме?
- Только ли красота службы определила выбор веры?
Вывод запишите в тетрадь.
Задание 2. Рассмотрите иллюстрацию, ознакомьтесь с дополнительным материалом (текст 2, текст 3). Сопоставьте рассказ и картину.

Время работы -10 мин.

Работайте в паре. Выводы обсудите. Запись в тетради начните словами «Поработав с материалом, я пришел (а) к выводу, что…». Тетрадь покажите учителю.

Образуйте группу из 4 человек. Обсудите задание.

УЭ-6

Значение принятия христианства.
ЧДЦ: определить значение принятия христианства для развития Русского государства.
Задание. Используя дополнительный материал (текст 1), заполните пропуски в тексте.
Принятие христианства оказало огромное влияние, как на дальнейшее развитие Русского государства, так и на каждого русского человека. Принятие христианства способствовало объединению…. Христианство укрепило власть князя. Принятие христианства изменило быт наших предков и их…. Вместе с христианством на Русь пришли письменность и …. Существенно изменилось и…. Оно встало в общий ряд христианских государств Европы.

Работайте в паре. Проведите взаимопроверку. Время работы 5 мин.
Проверьте себя по листу контроля.

УЭ-7

Завершающий контроль.
ИДЦ: диагностировать достижения ЧДЦ.
Задание. Выберите уровень, выполните задание.
Уровень №1.
Тест по теме "Крещение Руси".

  • Кто первым крестился на Руси? А) Игорь; Б)Ольга; В)Владимир
  • В каком городе крестился Владимир? А) Корсунь; Б)Киев; В)Москва
  • Какой год считается годом крещения Руси? А)980; Б)988; В)1015
  • Что построено при князе Владимире? А) Софийский собор; Б)Золотые ворота; В)Десятинная церковь.

Внимательно посмотрите задания всех уровней. Выберите тот уровень, который на ваш взгляд соответствует вашим знаниям материала Модуля.

Проверьте себя по листу контроля

Уровень №2. Составьте тест по теме урока из 5 вопросов. Используйте задания закрытого типа на установление соответствия, установление последовательности, множественный выбор.

Время работы 5 мин.

Сдайте тест на проверку учителю.

Уровень №3. Решите кроссворд (см. приложение к модулю). Сдайте кроссворд на проверку учителю. Время работы 5 мин.
Уровень №4. Составьте синквейн «Князь Владимир Святославич». Сдайте синквейн на проверку учителю. Время работы 5 мин.
Уровень №5. Представьте, что Вы житель Киева времен Владимира Святославича. Напишите рассказ от первого лица, как изменилась Ваша жизнь при князе Владимире. Время работы 5 мин. Сдайте рассказ на проверку учителю.

УЭ-8

Рефлексия.
ЧДЦ: проанализировать свою работу при изучении данной темы.
Задание. Оцените свою работу над модулем. Для этого вернитесь к началу модуля, прочитайте, какие перед вами стояли цели, подумайте, достигли ли вы их, заполните таблицу для рефлексии.

УЭ-1

УЭ-2

УЭ-3

УЭ-4

УЭ-5

УЭ-6

(В верхней графе поставьте № УЭ, в нижней оцените свою работу по 5 бальной системе).

Заполняя таблицу, будьте объективны!
Подумайте, над какими УЭ вам надо ещё поработать. Время работы 5 мин.

УЭ-9

Домашнее задание.
ЧДЦ: самостоятельно поработать с изученным материалом дома.
Задание. После рефлексии определите сами как вам надо поработать дома:
А) надо поработать над всей темой (еще раз изучите §5);
Б) надо поработать над отдельными УЭ (изучите пункты параграфа, вызвавшие у вас затруднения);
В) Если тема усвоена хорошо, выполните задание: Подумать над смыслом отрывка из стихотворения В.Хлебникова:
Туда, где дух отчизны вымер
И где неверия пустыня,
Идите грозно, как Владимир,
Или с дружиною "Добрыня".
Г) Ответьте на вопрос: что общего было в деятельности Владимира и первых киевских князей? Чем Владимир отличался от них?