Предмет: окружающий мир.
Класс: 1.
Тип урока: изучение нового материала.
Формирование ключевых компетенций:
- Предметные:
- познакомить с съедобными и несъедобными грибами;
- уметь приводить примеры грибов, растущих в нашей местности; познакомить с правилами сбора грибов;
- получат возможность узнать о грибах-двойниках.
- Метапредметные:
-
регулятивные:
- планируют и контролируют свои действия, соблюдают правила поведения на уроке, следовать заданной цели, уметь осуществлять действие по образцу и заданному правилу, осуществлять самопроверку, видеть и исправлять указанные ошибки, адекватно воспринимать оценку взрослых и сверстников;
- познавательные:
- осуществляют смысловое чтение; устанавливают причинно-следственные связи;
- анализируют объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- обобщают анализируемые объекты;
- коммуникативные:
- проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
- координируют и принимают позицию партнера во взаимодействии;
- деятельность в рамках сотрудничества, умение работать в группе, умение общаться, слышать и слушать.
-
Личностные:
- понимают чувства других людей и сопереживают им;
- стимулирование проявления интереса к новому содержанию учебного знания, развитие умения фиксировать изменения в уже имеющихся знаниях, эмоциональный и позиционный мотив.
Вид ресурса (оборудование, техническое оснащение):
- У учителя - компьютер, проектор, интерактивная доска, карточки-грибочки.
- У учащихся - планшеты на группу, учебники и рабочие тетради, распечатки QR-кодов для выполнения заданий, 4 листа с заданиями, сигнальные карточки зелёного, жёлтого и красного цвета.
Сценарий урока
I. Мотивационно-ориентировочный этап урока
- На прошлом уроке мы с вами начали путешествовать по одному из царств живой природы. О каком царстве я говорю?
- Царство грибов включает в себя много удивительных и разнообразных организмов. Есть грибы, которые могут быть огромными, а есть такие, которые мы можем увидеть только под микроскопом. На прошлом уроке мы узнали много интересного о грибах, но еще многое нам нужно узнать. Мы сегодня продолжим знакомиться с грибами, а для этого отправимся в лес за грибами.
Собираюсь на пороге
В воскресенье поутру.
В сапоги вдеваю ноги,
И рюкзак с собой беру.
Все тропинки,
Все дорожки
Обойду в густом лесу,
Все грибы в своём лукошке
Я из леса унесу!
II. Поисковый этап урока
1. Актуализация знаний, познавательного интереса
Слайд 2
- Чтобы не заблудиться, путешествовать вы сегодня будете в группах. Мы уже учились работать в группе, давайте вспомним правила такой работы.
- В группе должен быть ответственный.
- Работать должен каждый на общий результат.
- Один говорит, другие слушают.
- Своё несогласие высказывай вежливо.
- Работать нужно так, чтобы не мешать другим.
- За каждое правильно выполненное задание вы будете получать грибы. В конце урока подведём итог, сколько грибов сможет собрать каждая группа.
- Итак, отправляемся в путешествие. Но, чтобы узнавать новое, нужно …
Слайд 3
- А для этого выполним первое задание. У каждой группы есть своё задание, на выполнение которого вам даётся 2 минуты. Выполняете его на планшетах. Время пошло.
Выступление представителя каждой группы. Задание открывается на интерактивной доске. За правильно выполненное задание группа получает карточки с грибочками.
2. Постановка учебной задачи. Определение темы и цели урока.
- Молодцы! Как много вы знаете о грибах. А знаете ли вы сами грибы?
- Нам принесли корзину. Как вы думаете, что там?
- Отгадайте, какие грибы лежат в корзине.
Слайд 4
Загадки о грибах.(все съедобные, а один несъедобный)
1)
Словно в масле их головки
И укрыться могут ловко.
Очень славные ребята
- Золотистые … (маслята)
2)
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту
- Зовусь я - … (подосиновик)
3)
У пенька на тонких ножках
Выросло грибов немножко.
Что за дружные ребята?
Это же грибы … (опята)
4)
А вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он с красной шляпкой,
На шляпке горошки.
5)
Стоят они в лесочке,
В оранжевых носочках,
Милые сестрички,
Имя им …
- А зачем эти грибы собрали?
- Люди любят собирать грибы. Грибы вкусны, полезны, в них много питательных веществ и витаминов. Но посмотрите внимательно на наши грибы из корзины. Что замечаете?
- Почему?
- Какова же тема нашего урока?
III. Практический этап урока
1. Эвристическая беседа
Слайд 5
- Для человека грибы имеют огромное значение. Почти 150 представителей этого царства употребляются человеком в пищу. Они называются…?
- Какие съедобные грибы вы знаете?
- Давайте познакомимся с некоторыми съедобными грибами.
На слайде:
- Сыроежка - очень распространённый пластинчатый гриб. Известно более 270 видов сыроежек. Большинство из них съедобны. Шляпки сыроежек могут быть разных цветов: жёлтая, розовая, рыжая, красная, зелёная.
- Белый гриб - очень любят грибники. Это самый вкусный гриб. Его шляпка похожа на круглую подушку. Она коричневого цвета. Мякоть белая. Ножка объёмная, толстая, тоже белая.
- Белый груздь - у грибников груздь пользуется не меньшим почетом и уважением, чем белый гриб. Часто приходится слышать половицу: «Назвался груздем - полезай в кузовок», что означает особое уважение к этому грибу. Шляпка гриба похожа на круглую воронку с выемкой посередине и опущенными вниз краями. Ножка гриба тоже белая, невысокая, внутри полая.
- Шампиньон - растёт и в лесу, и на лугу. Легко выращивается в искусственных условиях. Пока гриб молодой, его шляпка имеет форму половины шара. Она белая или серая. Под шляпкой розовые или фиолетовые пластинки, затянутые белой пеленой.
- Подберёзовик. У подберёзовика шляпка тоже имеет форму подушки и окрашена в светло-коричневый или в тёмно-коричневый цвет. Мякоть шляпки белого цвета, но может слегка порозоветь на срезе. Ножка светло-серая с коричневыми чешуйками. Растёт обычно под берёзами.
- Маслёнок. У маслёнка шляпка выпуклая, может быть от жёлтого до шоколадного цвета. Кожица на ощупь слизистая, скользкая. Мякоть мягкая, желтоватая и сочная. У молодых грибов под шляпкой есть белая плёнка, у взрослых от неё на ножке остаётся юбочка.
- Однако в природе существует много грибов, которые употреблять в пищу человеку не стоит. Они называются…?
- Несъедобные грибы имеют неприятный запах или горький вкус. Среди них встречаются ядовитые грибы, в которых содержится смертельный для человека яд. Какие несъедобные грибы вы знаете?
- Давайте познакомимся с некоторыми несъедобными грибами.
На слайде:
- Мухомор красный легко узнать по яркой красной шляпке с белыми пятнышками.
- Поганка. «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут» - эта народная пословица относится ко всем ядовитым грибам, но бледную поганку нельзя не только в кузовок класть, но и в руки брать. Вот как она опасна! На вид бледная поганка действительно кажется бледной, хилой, словно больной, а на самом деле в ней таится смертельный яд. Даже маленький кусочек бледной поганки вызывает гибель человека. Яд, содержащийся в ней, сильнее, чем у ядовитых змей - гадюки, кобры и гюрзы.
- Желчный гриб - в народе более известный как горчак, обрел свое прозвище благодаря горечи, которую невозможно убрать никакими кулинарными обработками.
Физминутка.
Раз - опёнок,
Два - маслёнок,
Три - красавец-боровик.
Вот волнушка
На опушке,
Шампиньон и дождевик.
Вот лисичка-невеличка,
Подберёзовик-грибок,
Вот еще сморчок,
и трюфель,
Груздь и рыжик золотой.
Не привык с пустым лукошком
Возвращаться я домой!
- Какие грибы мы с вами собирали?
2. Первичное закрепление
Слайд 6
- Мы познакомились с некоторыми съедобными и несъедобными грибами. Предлагаю вам поучаствовать в тихой охоте и собрать съедобные грибы в корзину, а несъедобные в ведро. Работаем в группе. На выполнение задания даю вам 2 минуты.
https://learningapps.org/watch?v=pzacuvxxt22
Проверка работы на экране. Через ссылку выходим на задание.
- Молодцы, вы хорошо знаете съедобные и несъедобные грибы. Но, знаете ли вы, что у съедобных грибов есть грибы-двойники, которые являются несъедобными и даже ядовитыми.
Слайд 7
- У вас на партах есть лист с фотографиями грибов. Рассмотрите грибы, посоветуйтесь в группе и попробуйте найти пары таких грибов-двойников.
Проверка работы.
Слайд 8
Бледная поганка очень похожа на сыроежку зелёную, но ножка у неё тоньше с тонкими оборочками.
Слайд 9
Желчный гриб очень похож на боровик, но шляпка у него снизу розовая, а у боровика - белая или желтоватая. На ножке у желчного гриба рисунок в виде чёрной сеточки.
Слайд 10
Ложная лисичка очень напоминает лисичку. Но у ложной лисички более яркая окраска, а край шляпки ровный. У съедобных лисичек край шляпки волнистый. Ножки ложных лисичек пустые внутри и легко крошатся.
Слайд 11
Ложные опята напоминают съедобные, но у них пластинки снизу зеленоватые и на ножке нет плёночного кольца.
3. Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Слайд 12
- Сбор грибов иногда называют «тихой охотой», которая требует внимания, чуткости, осторожности и знания правил сбора грибов. Предлагаю вам самим в группе составить правила сбора грибов. Для этого выберите и отметьте нужные советы.
- Где вы можете узнать, правильно ли вы выполнили работу?
- Откройте учебник на стр. 21. Прочитайте важные советы в учебнике.
- У кого получились такие же правила? Молодцы. Вы правильно справились с работой.
IV. Рефлексивно-оценочный этап урока
- Что ж наш урок подходит к концу. В заключении, ответьте на два вопроса. Каждая группа поднимает карточку с цветом правильного ответа. За правильный ответ получаем грибочек.
Слайд 13
1. Вы нашли в лесу гриб, но сомневаетесь, настоящий это белый гриб или его двойник. Что нужно сделать?
- Оставить его на месте
- Срезать и взять с собой
- Попытаться определить его на вкус
Слайд 14
2. На полянке вы увидели мухомор. Что вы сделаете?
- Пройду мимо
- Сорву его и покажу другим
- Собью его палкой или ногой, так как он опасен для человека
Дети отвечают на вопросы при помощи сигнальных карточек.
- Подведём итоги. Посчитайте сколько грибов набрала каждая группа.
Дети в группах подсчитывают количество набранных грибочков. Группа, набравшая карточек больше всех, объявляется «Знатоком грибов».
- Вы все молодцы. На память о сегодняшнем уроке я дарю каждому из вас эти грибочки.
Учитель раздаёт детям карточки с грибочками.
Слайд 15
- Знайте грибы. Всё в природе взаимосвязано. Уничтожая одно, вы приносите вред многим!