Урок-практикум по русскому языку "Мы готовимся к ЕГЭ". 11-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 11

Ключевые слова: ЕГЭ по русскому языку


Оборудование: проектор, ноутбук для демонстрации презентации, сопровождающей все этапы урока, КИМы, рабочие тетради, памятки, раздаточный материал.

Цель урока: закрепление знаний, развитие умений, необходимых для выполнения тестовых заданий ЕГЭ (№4,7,8,9,26).

Образовательные задачи: закреплять и расширять знания орфоэпических, морфологических и синтаксических норм.

Развивающие задачи: развивать навык анализа, сопоставления, обобщения; продолжить работу по развитию речи учащихся.

Воспитательные задачи: способствовать развитию интереса к изучению русского языка; воспитывать бережное отношение к русскому языку.

Ход урока

I. Организационный момент

Вступительное слово учителя (актуальность).

- Здравствуйте. Садитесь.

Ребята, улыбнитесь друг к другу и своей улыбкой пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Покажем нашим гостям, как мы готовимся к ЕГЭ, работая на уроке.

Вы уже одной ногой на пороге школы и сдачи ЕГЭ. Вы осознаёте, что задания ЕГЭ по русскому языку отличаются от стандартных тестов, в них охвачен весь курс русского языка средней школы. Кроме проверки орфографической и пунктуационной грамотности, проверяется владение нормами литературного языка, теоретические знания и умение применять их на практике, умение анализировать текст. Сегодня мы проведем комплексную работу по подготовке к ЕГЭ и систематизации знаний, умений и навыков, полученных на уроках русского языка.

II. Орфографическая разминка

Ребята, вы уже считаетесь грамотными людьми, вы уже сдали экзамен по русскому языку в 9 классе. Какие задания ЕГЭ позволяют оценить, насколько вы владеете орфографией? (№9-15).

Задание: найти лишнее слово в каждом ряду, вставляя пропущенные буквы и объясняя их (работаем на доске).

*Бе..печный, и..пуг, во..хождение, ра..жег; разжег (перед звонким согласным);

*бор..шься, встреч..нный, знаком..шься, настраива..мый; знакомишься(II спр.);

*писа...ая маслом, изображё…ая девушка, серебря..ая медаль, посеребрё..ая цепочка;

серебряная медаль (прил.);

*(не)приведена в порядок, (не)признавая авторитетов, (не)прикрытое шторами, на (не)высоком холме; на невысоком холме (= низком);

*вз..скать, без..нициативный, сверх..зысканный, под..грать;

сверхизысканный (после приставок сверх- и меж- и не меняется на ы);

*удоста..вать, масл..це, отво..вав, плать..це; отвоевав (отвоюю).

III. Актуализация знаний орфоэпических норм

Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому.

А) Я предлагаю вам выполнить задание №4 ЕГЭ. На слайде слова, которые выбраны из вариантов КИМов. Ваша задача: расставить ударения в предложенных словах. Начинайте работу. После проверки посчитайте количество ошибок (самопроверка).

Квартал, красивейший, свекла, закупорить, каталог, балуя, газопровод, договор, созвонимся, торты, одолжит, осведомишься, ободришься, вручит, снята.

Б) Взаимопроверка (по вариантам). Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу друг друга. Оцените.

красивее

камбала

коклюш

обеспечение

вероисповедание

брала

торты

жалюзи

плесневеть

начался

ходатайство

звонишь

премировать

зубчатый

исчерпать

балованный

доверху

издревле

каталог

мастерски

углубленный

облегчить

банты

шарфы

IV. Расширение знаний морфологических норм (№7)

А) Задания, направленные на повторение морфологических норм (задания с комментариями выполняются коллективно «цепочкой»).

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. любимые профессора
  2. ярче солнца
  3. более пятьсот (пятисот) миллионов
  4. кратчайший путь

Ответ: 3.

Комментарий: при склонении количественных числительных, обозначающих целое число, изменяются все части.

2. Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены.

  1. к трёмстам сорока четырём избирателям
  2. едьте поездом
  3. ихними детьми
  4. пятидесятью тремя метрами

Ответ: 1.

Комментарий:

  1. Не едьте поездом, а поезжайте поездом.
  2. Не ихними детьми, а их детьми
  3. Не пятидесятью метрами, а пятьюдесятью метрами

3. Укажите примеры с ошибкой в образовании формы слова.

  1. пара сапог
  2. пара носков
  3. салат из помидоров
  4. занавески из тюли (тюля)

Ответ: 4.

4. Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены

  1. трое подруг
  2. в двух тысяча тринадцатом году
  3. более красивый
  4. несколько пар джинс

Ответ: 3

Комментарий:

  1. Не трое подруг, а три подруги.
  2. Не в двух тысяча тринадцатом году, а в две тысячи тринадцатом году.
  3. Не несколько пар джинс, а несколько пар джинсов.

Б) Выполним устно следующее задание, которое направлено на повторение морфологических норм.

*ДИРЕКТОРЫ школ
*ОБЕИХ сестёр
*СЕМИДЕСЯТЬЮ процентами
*БЕЛОГО тюля
*КРАСИВШЕ
*ПОЕЗЖАЙ вперед
*Пара САПОГОВ
*Пара ТУФЛЕЙ
*Несколько ПОЛОТЕНЕЦ
*К ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЯТОМУ году

V. Распределительный диктант

Задание №9: распределить слова по группам (самостоятельная работа).

  • Чередующиеся
  • Проверяемые
  • Непроверяемые

Г..рит, стр..жайший, приз..млённый, посв..тил (в темноте), р..гламент, м..рской, б..нзин, пост..лить, б..седа, насл..ждение, прим..рять (врагов), л..сник, пол..скать (бельё), л..гичный, п..ровать, б..тарея, соприк..саться, г..строном, к..бинет, д..сциплина, пон..мание, выр..внять (поверхность), выр..с, г..ревать.

VI. Актуализация знаний синтаксических норм (норм согласования, норм управления, норм построения предложений с однородными членами, норм построения СПП)

Какое задание ЕГЭ помогает проверить вашу грамматическую компетентность? Вспомните, с какими грамматическими ошибками в построении предложения мы встречались при выполнении задания 8 в вариантах подготовки к ЕГЭ. Сколько баллов дает правильное выполнение этого задания?

Задание: исправляем грамматические ошибки в предложениях (Задание №8).

Согласно приказа ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.

Согласно приказу ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.

Нужно оплатить за проезд.

Нужно оплатить проезд.

Поезд прибыл согласно расписания.

Поезд прибыл согласно расписанию.

Комиссия установила о причинах аварии.

Комиссия установила причины аварии.

В посёлке интересовались и верили всему необычному.

В посёлке интересовались всем необычным и верили во всё необычное.

Ученик спросил, что можно ли ему присоединиться к обсуждению.

Ученик спросил, можно ли ему присоединиться к обсуждению.

Формула используется не только для решения задач, а также для проверки.

Формула используется не только для решения задач, но и для проверки.

Книга, интересующая нас и которую мы хотели купить.

Книга, которая интересует нас и которую мы хотели купить.

Благодаря пожарных огонь был быстро локализован.

Благодаря пожарным огонь быстро был локализован.

Он любил и увлекался чтением.

Он любил читать и увлекался чтением.

Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.

Следует уделять большое внимание развитию образного мышления.

Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.

Успех в соревновании зависит не только от сноровки, но и от знания технологии.

Украшения не только раскупались участниками фестиваля, но и музеями России.

Украшения раскупались не только участниками фестиваля, но и музеями России.

Мы уже давно выписываем журнал "Природу".

Мы узе давно выписываем журнал "Природа".

Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека.

Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека.

VII. Расширение знаний о средствах художественной выразительности (задание №26)

Задание: определите средства художественной выразительности (смотри таблицу)

1. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (антитеза).

2. Рассвет рукой прохлады росной/ Сшибает яблоки зари (метафора).

3. О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык (эпитет).

4. Не напрасно дули ветры/ Не напрасно шла гроза (анафора).

5. Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно (сравнение).

VIII. Рефлексия (слово учителя)

  • Мы все сегодня славно потрудились.
  • Что нам удалось выполнить на уроке?
  • Над какими заданиями мы поработали?
  • Что вызвало трудность? Какие задания дались легко?
  • Что нужно сделать для преодоления возникших трудностей?

После проверки всех заданий и суммирования оценок, которые вы себе выставили, я выведу итоговую оценку. Но вы тоже должны мне выставить оценку. Огромное всем спасибо.

  • Я справился (не справился)....
  • Я смог (не смог)....
  • У меня получилось (не получилось)...
  • Я доволен (не доволен) собой ...
  • Мне было трудно...
  • Мне было легко...
  • Мне необходимо поработать над...

IX. Домашнее задание (КИМы, отработка заданий)