Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Театральная мастерская» разработана для занятий с учащимися 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Театральная мастерская»
Личностные
- усвоенный и принимаемый образ Я во всем богатстве отношений личности к окружающему миру;
- чувство адекватности и стабильности владения личностью собственным Я независимо от изменений Я и ситуации;
- способность личности к полноценному решению задач, возникающих на каждой из возрастных стадий развития.
Регулятивные
- учащиеся научатся анализировать результаты собственной деятельности;
- у учащихся будут сформированы навыки саморегуляции в процессе учебного сотрудничества учителя и учащихся.
Познавательные
- учащиеся научатся становить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные
У учащихся будут сформированы следующие умения:
- слушать и слышать друг друга;
- спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое;
- вступать в диалог, а так же участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
- понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной;
- готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;
- умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;
- умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.
- определение цели и функций участников, способов взаимодействия;
- планирование общих способов работы;
- обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
- способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение убеждать.
- устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;
- уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого;
- адекватное межличностное восприятие;
- готовность адекватно реагировать на нужды других; в частности, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
- стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания, способность к эмпатии.
Содержание курса внеурочной деятельности
История театра
Рассказ об истории театра и видах театрального искусства. Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Знакомство с театральной терминологией.
Формы организации: урок-беседа, урок-практикум.
Виды деятельности: работа с раздаточным материалом, составление таблиц.
Культура и техника речи
Игры на развитие дикции.
Упражнения на развитие интонационной выразительности речи.
Формы организации: практические, творческие лаборатории.
Виды деятельности: выразительное чтение прозаических и стихотворных текстов, работа над интонацией, дикцией, постановкой логических ударений.
Ритмопластика
Развитие координации и чувства ритма. Развитие музыкального кругозора.
Совершенствование осанки и походки.
Обсуждение повадок животных и их воплощение на сцене.
Формы организации: игровые групповые занятия, творческая лаборатория
Виды деятельности: обучение элементам пантомимы, физическое воплощение роли актера (освобождение от мышц), жесты, развитие гибкости, пластичности и подвижности тела.
Театральная игра
Классификация основных эмоций, процесс переживания, эмоциональная память, творческое воображение, импровизация, этюды, актерское мастерство, сценическое движение, сценическая речь, сценический танец, постановочная работа.
Формы организации: практические, творческие лаборатории, репетиции.
Виды деятельности:
- Знакомство с пьесой-сказкой. Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям.
- Виды говорения: диалог и монолог. Как разучить роль своего героя.
- Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций
- Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки. Репетиция.
- Выступление перед учащимися 5-6 классов
- Анализ собственной игры и игры других актеров.
- Работа над созданием сценария спектакля, посвященного защите окружающей среды.
- Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением.
- Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки. Репетиция.
- Выступление перед учащимися школы.
- Анализ собственной игры и игры других актеров.
Этика и этикет
Культура речи как важная составляющая образ человека, часть его обаяния. Речевой этикет. Нормы общения и поведения.
Формы организации: групповые занятия по усвоению новых знаний, игровые групповые занятия, практические занятия, творческая лаборатория.
Виды деятельности: Выступления учеников с рассказом о правилах этикета общения.
Обсуждение. Разыгрывание сценок.
Выступления учащихся с рассказами о правилах поведения на улице, в транспорте; телефонный разговор; поведение в магазине.
Создание сценических этюдов. («Обращение», «Приветствие», «В такси», «На улице, в транспорте, в лифте», «В вагоне поезда», «На отдыхе»).
Создание сценических этюдов. («В кафе», «В гостях»).
Тематическое планирование
№ п/п |
Раздел |
Количество часов |
1 |
История театра |
1 |
2 |
Культура и техника речи |
3 |
3 |
Ритмопластика |
2 |
4 |
Театральная игра |
24 |
5 |
Этика и этикет |
4 |
Календарно-тематическое планирование
Раздел |
Тема занятия |
№ п/п |
История театра |
Особенности театрального искусства. |
1 |
Культура и техника речи |
Постановка правильной дикции. |
2 |
Творческие игры со словом. |
3 |
|
Развитие навыков выразительного чтения текстов. |
4 |
|
Ритмопластика
|
Ритмический этюд. |
5 |
Имитация поведения животного. |
6 |
|
Театральная игра |
Знакомство с пьесой-сказкой «Двенадцать месяцев». Распределение ролей. |
7 |
Выразительное чтение пьесы-сказки по ролям, работа над дикцией. |
8 |
|
Как разучить роль своего героя. Приемы запоминания текста. |
9 |
|
Подбор музыкального сопровождения. |
10 |
|
Костюм как отражение героя. |
11 |
|
Репетиция пьесы-сказки. Мимика и жесты. |
12 |
|
Репетиция пьесы-сказки. Логические ударения. |
13 |
|
Репетиция пьесы-сказки. Сценические действия. |
14 |
|
Репетиция пьесы-сказки. Оттачиваем взаимодействие между участниками спектакля. |
15 |
|
Генеральная репетиция пьесы-сказки. |
16 |
|
Премьера спектакля. |
17 |
|
Анализ выступления. |
18 |
|
Работа над созданием собственного сценария «Природа - наш дом». Мозговой штурм. |
19 |
|
Работа над созданием собственного сценария «Природа - наш дом». Редакторская правка. |
20 |
|
Распределение ролей. |
21 |
|
Подбор музыкального сопровождения. |
22 |
|
Подбор костюмов и декораций. |
23 |
|
Репетиция спектакля. Мимика и жесты. |
24 |
|
Репетиция спектакля. Логические ударения. |
25 |
|
Репетиция спектакля. Сценические действия. |
26 |
|
Репетиция спектакля. Оттачиваем взаимодействие между участниками спектакля. |
27 |
|
Генеральная репетиция спектакля. |
28 |
|
Премьера спектакля. |
29 |
|
Анализ выступления. |
30 |
|
Этика и этикет |
Культура речи как важная составляющая образ человека, часть его обаяния. Речевой этикет. |
31 |
Нормы общения и поведения. |
32 |
|
Этикет в действии |
33 |
|
Этикет в действии |
34 |
Список литературы
- Горбачёв И.А. Театральные сезоны в школе. - М., 2003.
- Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
- Ершова А.П. Влияние актерского творчества на всестороннее развитие школьника. // Сб. Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами театрального искусства.
- Ершова А.П. Уроки театра в школе.
- Кановская М.Б. 1000 загадок, сказок, басен. - М. АСТ; СПб: Сова, 2010.
- Караманенко Т.Н. Кукольный театр дошкольникам.
- 10. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции - М., 2003.
- Ледяйкина Е.Г. Праздники для современных малышей. - Ярославль, 2002.
- А.В., Никитина А.Б., Клубков С.В., Зиновьева М.А. Основные принципы и направления работы с театральным коллективом. - М., 2006.
- Никитин А.Б. Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей детских театральных коллективов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 288 с.: ил.
- Чурилова Э.Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. - М., 2011.
- Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. - М., 2005.