Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Театральная мастерская». 5-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 5


Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Театральная мастерская» разработана для занятий с учащимися 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Театральная мастерская»

Личностные

  • усвоенный и принимаемый образ Я во всем богатстве отношений личности к окружающему миру;
  • чувство адекватности и стабильности владения личностью собственным Я независимо от изменений Я и ситуации;
  • способность личности к полноценному решению задач, возникающих на каждой из возрастных стадий развития.

Регулятивные

  • учащиеся научатся анализировать результаты собственной деятельности;
  • у учащихся будут сформированы навыки саморегуляции в процессе учебного сотрудничества учителя и учащихся.

Познавательные

  • учащиеся научатся становить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные

У учащихся будут сформированы следующие умения:

  • слушать и слышать друг друга;
  • спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое;
  • вступать в диалог, а так же участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
  • понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной;
  • готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;
  • умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;
  • умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.
  • определение цели и функций участников, способов взаимодействия;
  • планирование общих способов работы;
  • обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
  • способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
  • управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение убеждать.
  • устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;
  • уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого;
  • адекватное межличностное восприятие;
  • готовность адекватно реагировать на нужды других; в частности, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
  • стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания, способность к эмпатии.

Содержание курса внеурочной деятельности

История театра

Рассказ об истории театра и видах театрального искусства. Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Знакомство с театральной терминологией.

Формы организации: урок-беседа, урок-практикум.

Виды деятельности: работа с раздаточным материалом, составление таблиц.

Культура и техника речи

Игры на развитие дикции.

Упражнения на развитие интонационной выразительности речи.

Формы организации: практические, творческие лаборатории.

Виды деятельности: выразительное чтение прозаических и стихотворных текстов, работа над интонацией, дикцией, постановкой логических ударений.

Ритмопластика

Развитие координации и чувства ритма. Развитие музыкального кругозора.

Совершенствование осанки и походки.

Обсуждение повадок животных и их воплощение на сцене.

Формы организации: игровые групповые занятия, творческая лаборатория

Виды деятельности: обучение элементам пантомимы, физическое воплощение роли актера (освобождение от мышц), жесты, развитие гибкости, пластичности и подвижности тела.

Театральная игра

Классификация основных эмоций, процесс переживания, эмоциональная память, творческое воображение, импровизация, этюды, актерское мастерство, сценическое движение, сценическая речь, сценический танец, постановочная работа.

Формы организации: практические, творческие лаборатории, репетиции.

Виды деятельности:

  • Знакомство с пьесой-сказкой. Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям.
  • Виды говорения: диалог и монолог. Как разучить роль своего героя.
  • Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций
  • Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки. Репетиция.
  • Выступление перед учащимися 5-6 классов
  • Анализ собственной игры и игры других актеров.
  • Работа над созданием сценария спектакля, посвященного защите окружающей среды.
  • Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением.
  • Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки. Репетиция.
  • Выступление перед учащимися школы.
  • Анализ собственной игры и игры других актеров.

Этика и этикет

Культура речи как важная составляющая образ человека, часть его обаяния. Речевой этикет. Нормы общения и поведения.

Формы организации: групповые занятия по усвоению новых знаний, игровые групповые занятия, практические занятия, творческая лаборатория.

Виды деятельности: Выступления учеников с рассказом о правилах этикета общения.

Обсуждение. Разыгрывание сценок.

Выступления учащихся с рассказами о правилах поведения на улице, в транспорте; телефонный разговор; поведение в магазине.

Создание сценических этюдов. («Обращение», «Приветствие», «В такси», «На улице, в транспорте, в лифте», «В вагоне поезда», «На отдыхе»).

Создание сценических этюдов. («В кафе», «В гостях»).

Тематическое планирование

№ п/п

Раздел

Количество часов

1

История театра

1

2

Культура и техника речи

3

3

Ритмопластика

2

4

Театральная игра

24

5

Этика и этикет

4

Календарно-тематическое планирование

Раздел

Тема занятия

№ п/п

История театра

Особенности театрального искусства.

1

Культура и техника речи

Постановка правильной дикции.

2

Творческие игры со словом.

3

Развитие навыков выразительного чтения текстов.

4

Ритмопластика

Ритмический этюд.

5

Имитация поведения животного.

6

Театральная игра

Знакомство с пьесой-сказкой «Двенадцать месяцев». Распределение ролей.

7

Выразительное чтение пьесы-сказки по ролям, работа над дикцией.

8

Как разучить роль своего героя. Приемы запоминания текста.

9

Подбор музыкального сопровождения.

10

Костюм как отражение героя.

11

Репетиция пьесы-сказки. Мимика и жесты.

12

Репетиция пьесы-сказки. Логические ударения.

13

Репетиция пьесы-сказки. Сценические действия.

14

Репетиция пьесы-сказки. Оттачиваем взаимодействие между участниками спектакля.

15

Генеральная репетиция пьесы-сказки.

16

Премьера спектакля.

17

Анализ выступления.

18

Работа над созданием собственного сценария «Природа - наш дом». Мозговой штурм.

19

Работа над созданием собственного сценария «Природа - наш дом». Редакторская правка.

20

Распределение ролей.

21

Подбор музыкального сопровождения.

22

Подбор костюмов и декораций.

23

Репетиция спектакля. Мимика и жесты.

24

Репетиция спектакля. Логические ударения.

25

Репетиция спектакля. Сценические действия.

26

Репетиция спектакля. Оттачиваем взаимодействие между участниками спектакля.

27

Генеральная репетиция спектакля.

28

Премьера спектакля.

29

Анализ выступления.

30

Этика и этикет

Культура речи как важная составляющая образ человека, часть его обаяния. Речевой этикет.

31

Нормы общения и поведения.

32

Этикет в действии

33

Этикет в действии

34

Список литературы

  1. Горбачёв И.А. Театральные сезоны в школе. - М., 2003.
  2. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
  3. Ершова А.П. Влияние актерского творчества на всестороннее развитие школьника. // Сб. Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами театрального искусства.
  4. Ершова А.П. Уроки театра в школе.
  5. Кановская М.Б. 1000 загадок, сказок, басен. - М. АСТ; СПб: Сова, 2010.
  6. Караманенко Т.Н. Кукольный театр дошкольникам.
  7. 10. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции - М., 2003.
  8. Ледяйкина Е.Г. Праздники для современных малышей. - Ярославль, 2002.
  9. А.В., Никитина А.Б., Клубков С.В., Зиновьева М.А. Основные принципы и направления работы с театральным коллективом. - М., 2006.
  10. Никитин А.Б. Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей детских театральных коллективов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 288 с.: ил.
  11. Чурилова Э.Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. - М., 2011.
  12. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. - М., 2005.