Дифференциация звуков [ш]–[ж]

Разделы: Начальная школа, Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика

Ключевые слова: звуки [Ж]–[Ш]


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (16 МБ)


ЦЕЛЬ: учить детей различать звуки [ш]-[ж] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

ЗАДАЧИ:

  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Формировать навыки языкового анализа и синтеза:
    • а) звукобуквенного анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры;
    • б) анализа и синтеза предложения из 10-15 слов.
  • Развивать внимание, память, мышление, сукцессивные функции.
  • Развивать мелкую моторику, межполушарные взаимодействия.

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, картинки-символы с изображением жука и шарика, слоговые таблицы, мяч, на каждого ребёнка звуковые линейки, карточки с буквами ш и ж, листы с корректурной пробой.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент

II. Знакомство с новым материалом. (Слайд 2)

1. Дифференциация изолированных звуков [ш]-[ж].

- Послушайте сказку и догадайтесь, какие звуки мы будем сравнивать на занятии?

В одном самом обыкновенном городе, на самой обыкновенной улице жил воздушный шарик, только не обыкновенный, а говорящий. Однажды ранним утром Шарик вылетел из дома и отправился на прогулку в ближайший сквер. Солнышко ласково освещало кроны деревьев, а тёплый ветерок слегка покачивал их. Шарику так захотелось покататься на верхушке дерева, что он не смог удержаться. Зацепившись за веточку, Шарик стал, раскачиваться всё сильнее и сильнее, всё выше и выше! Ему было так весело! Но тут ветер стих и Шарик понял, что он не сможет вернуться домой, потому что его ниточка запуталась в ветках дерева. Шарик испугался и стал звать на помощь: «Ш- Ш- Ш!» Но его никто не услышал. Почему? (звук шарика - глухой, голосовые складки не работают, голоса нет!).

В это время недалеко от дерева, на котором сидел Шарик, пролетал по своим делам важный и добрый Жук. У него было прекрасное настроение, и он пел на лету свою любимую песенку:

«ЖА - ЖА, ЖО - ЖО - ЖО, ЖУ - ЖУ - ЖУ, ЖИ - ЖЕ!»

Голос у него был звонкий, его песенка слышалась повсюду. Почему? (звук жука - звонкий, голосовые складки вибрируют, голос есть!).

Жук поднимался всё выше и выше и, наконец, услышал зов Шарика и увидел, что тот попал в беду. Жук помог Шарику освободиться, и они стали друзьями. Добрый Жук даже сочинил для Шарика песенку. (Слайд 3)

- Кто догадался, какие же звуки мы будем сравнивать? … (Слайд 4)

- Спойте песенку Шарика:

Шарик, шарик я воздушный!
Непоседа непослушный!
Я из рук рванулся сразу,
Видно, плохо был привязан.
Я лечу всё выше, выше,
И уже над самой крышей!
ША - ШО - ШУ - ШИ - ШЕ!

- Какой любимый звук у Шарика? … (Слайд 5)

- А теперь песенку Жука:

Жук! Жук! Пожужжи!
Где ты прятался? Скажи!
Жу - жу! Жу - жу!
Я на дереве сижу:
«ЖА - ЖО - ЖУ - ЖИ - ЖЕ!»

- Какой любимый звук у Жука? … (Слайд 6)

- Назовите тему нашего занятия.

- Звуки [ш] и [ж] и буквы Ш и Ж.

- Давайте охарактеризуем эти звуки (можно с опорой на таблицу) и определим, чем они похожи и чем отличаются.

- Звук [ш] согласный, т.к. есть преграда - язык. Губы округлены, слегка вытянуты вперёд. Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму «чашечки». Воздушная струя длительная, тёплая, направлена вперёд. Голосовые складки не работают, голоса нет. Звук [ш] твёрдый, глухой.

- Звук [ж] согласный, т.к. есть преграда - язык. Губы округлены, слегка вытянуты вперёд. Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму «чашечки». Воздушная струя длительная, тёплая, направлена вперёд. Голосовые складки вибрируют, голос есть. Звук [ж] твёрдый, звонкий.

- Они оба согласные, твёрдые.

- Но звук [ш] глухой, а звук [ж] звонкий.

Звонкость - глухость звуков проверяем двумя способами (1 - руку на горло, 2 - закрыть уши). (Слайды 7, 8)

Ответьте устно на вопросы:

  1. Какие звуки может обозначать буква Ш («Ша)? …
  2. Какие звуки может обозначать буква Ж («Жэ»)? …
  3. Звук [ш] непарный по какому признаку? …
  4. Звук [ж] непарный по какому признаку? … (Слайд 9)

- Слева на строчке, синей ручкой, нарисуйте портрет Шарика. Не забудьте, что у него ниточка в виде буквы ш! А справа на строчке нарисуйте портрет Жука, каким цветом?.. А лапки у Жука - как у буквы ж! (Слайд 10)

Под рисунками запишите характеристики звуков.

Отличия заключаем в красную рамку. Обращаем особое внимание на то, что эти звуки всегда твёрдые. (Слайд 11 - проверка)

2. Дифференциация звуков [ш]-[ж] в слогах.

На доске слоговая таблица. (Слайд 12)

а). Работа со слоговыми таблицами.

- Давайте прочитаем слоговые песенки сначала Жука, а потом Шарика.

- Теперь читаем слог Шарика и сразу же слог Жука: ша-жа, шо-жо…

- А теперь наоборот: жа-ша…

- Сейчас читаем цепочки из четырёх слогов построчно. (Слайд 13)

- Обратите внимание, как пишутся эти слоги!

Слог шо пишется в двух вариантах:

  • с буквой о - шо, с буквой ё - шё.

Оба слога читаются как [шо].

Слог жо пишется так же в двух вариантах:

  • с буквой о - жо,
  • с буквой ё - жё.

Оба слога читаются как [жо].

Слоги ши и жи пишем с буквой и!

Слоги ше и же пишем с буквой е! (Слайды 14, 15)

б). Чтение слогов по слоговой таблице:

На доску вывешивается вторая слоговая таблица.

- Слоги на этой таблице читаем слева - направо, а затем справа - налево:

шаш - жаш

шош - жош

шуш - жуш

шиш - жиш

шеш - жеш

шва - жва

шпо - жбо

шку - жгу

шты - жды

шмэ - жмэ (Слайд 16)

в). Игра «Пройди ряд».

  1. Сидя за столом, выпрямите спины, ноги не перекрещены и спокойно стоят под столом.
  2. Исходное положение (ИП): поставьте локти на стол, кисти сжаты в кулаки и смотрят вверх.
  3. Если увидите слог ШИ, сделайте движение «рожки» правой рукой (ПР) и произнесите этот слог.
  4. ИП
  5. Если увидите слог ЖИ, сделайте движение «ножки» левой рукой (ЛР) и произнесите этот слог.
  6. ИП
  7. Продолжайте проходить ряд. Внимательно смотрите какой рукой: правой или левой, надо выполнять движения пальцами, не забывайте одновременно с движениями произносить соответствующие слоги.

Пройдите ряд несколько раз.

ШИ ЖИ ШИ ЖИ ЖИ ШИ ШИ ЖИ ШИ ЖИ
ПР ЛР ПР ЛР ЛР ПР ПР ЛР ПР ЛР (Слайд 17)

Восстановите слоги по положению рук.

ПР ЛР ПР ЛР ЛР ПР ПР ЛР ПР ЛР (Слайд 18)

Восстановите положение рук по слогам и попробуйте продолжить ряд дальше.

ШИ ЖИ ШИ ЖИ ЖИ ШИ ШИ ЖИ ШИ ЖИ (Слайд 19)

г). Игра «Поменяй звуки».

Шарик и Жук расшалились и стали менять звук [ш] на [ж], или [ж] на [ш] в слогах и словах. Давайте к ним присоединимся и тоже также пошалим!

ша - (жа), шо - …, жу - …

ша, жа - (жа, ша), жи, ши - (ши, жи), …

шар - (жар), жить - …, шаль - …, жест - …, шесть - …, шарит - …, машет - …, наживка - … (Слайд 20)

д). Запишите слоги.

Послушайте слоги и запишите их двумя цветами. Над буквой «ж» синей ручкой рисуйте колокольчик, а над буквой «ш» - наушники!

ша - жа - ша, жу - шу - шу, ши - жи - жи - ши, жу - жу - шу - жу, ше - же - ше - ше (Слайд 32 - проверка)

Дифференциация звуков [ш] - [ж] в словах. (Слайд 21)

а). Игра «Кто внимательный?»

- Шарик и Жук прилетели на волшебную лужайку, на которой веселились и танцевали разные животные. Если вы услышите в их названиях звук [ж], делайте рукой такое движение, как будто звоните в колокольчик, а если услышите звук [ш], закрывайте уши руками, как будто надеваете наушники.

Шакал, жираф, шерстокрыл, жеребёнок, шимпанзе, шипохвост…

Далее идёт слушание с нагрузкой: дети закрывают глаза, маршируют, высоко поднимая колени, и продолжают выполнять упражнение.

…ежи, ишак, кошка, кожан, моржи, лошадь, джейран, кашалот, ушан, тушканчик, кинкажу, слепыш, слепушонка, мунтжак, медвежонок, бышбок, клиппшипрингер… шиншилла, широкоушка, лошадь Пржевальского, кожан большой, кошка Жоффруа, тушканчик Лихтенштейна, пеструшка жёлтая, медвежонок белуджистанский, мышь жёсткошёрстная (Слайд 22)

б). Анализ и синтез слов. Игра «Звук и его место»

Работа со звуковой линейкой. Определение места звука в слове.

- Послушайте слова, определите на каком месте по счёту находится звук [ш] или [ж]. Запишите на свободной строке транскрипции найденных звуков, а цифрой обозначьте его место в слове. Над транскрипциями звуков нарисуйте колокольчик или наушники.

Кинкажу, кашалот, хлопчатобумажный, жонглёрша, жаропонижающий, шарикоподшипник. (Слайд 33 - проверка)

в). Транскрипции. (Слайд 23)

Знаете ли вы, какие животные изображены на картинках (моржи, слепыш, широкоушка). Назовите их.

Проверьте свой ответ.

Пропойте слово и запишите на свободной строке простым карандашом его транскрипцию. Слово, в котором есть звук [ш], пишите с левой стороны, а слово со звуком [ж], пишите с правой стороны.

Под транскрипцией запишите слово прописными строчными буквами.

Цвет букв должен отражать характеристики звуков. Поставьте ударение и разделите на слоги.

Отмечайте опасные места, где звуки и буквы не совпадают! (Слайд 24)

г). Вставьте пропущенные буквы.

- Когда шарик Шурик и жук Жак прилетели на волшебную полянку, там в самом разгаре шёл праздник в честь Мартышкиного Дня Рождения! Только Мартышке было грустно. Она составила меню, но шаловливый ветер перепутал там все слова и сдул буквы ш и ж.

Помоги Мартышке восстановить меню. Для этого:

  • Вставь в слова прописные буквы ш или ж.
  • Соедини по смыслу слова первого и второго столбика.

Е . евичный
Пы . ные
Возду . ные
. ёлтые
Су . ёный
. ипучий
. околадное
Ви . нёвое

. еле
гру . и
дю . ес
пиро . ные
д . ем
моро . еное
плю . ки
ин . ир

Дифференциация звуков [ш]-[ж] в предложениях. (Слайды 25, 26, 27, 28)

а). Попробуй повтори! Анализ и синтез предложений.

- Но вот настало время возвращаться домой. Провожая Шарика и Жука, Мартышка дала им по свёрточку, приговаривая:

Хорош пирожок, внутри творожок,
Ты скушай на ужин его, мой дружок!

- Так что же было в свёрточках?

Повторите скороговорку несколько раз, научитесь чётко её проговаривать в обычном темпе

Проговаривайте скороговорку с разной интонацией:

1 - сначала расскажите (повествовательная),
2 - затем спросите (вопросительная),
3 - а потом обрадуйтесь (восклицательная).

Проговаривайте скороговорку с разной силой голоса:

1 - сначала обычно,

2 - затем громко,

3 - потом тихо и, наконец,

4 - шёпотом.

Запишите на новую строчку эту скороговорку тремя цветами по памяти. Подчеркните опасные места. Проверьте. (Слайд 34)

б). Познавай-ка. (Слайд 29) Эти необыкновенные жуки (корректурная проба).

Откройте файл с таким же названием. Читайте текст, смотрите на картинки и узнавайте названия жуков. Зачеркните все буквы ш и подчеркните все буквы ж, которые встретятся в тексте.

III. Итог занятия. (Слайд 30)

- Какие звуки ты сравнивал на занятии?

- В чём их сходство?

- В чём различие?

- Чем тебе понравилось занятие?

Приложение 1

Приложение 2