Пояснительная записка
Программа «Вас приглашает физкультура» разработана для занятий с учащимися 5-8-х классов (12-16 лет) в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования.
Актуальность программы заключается в том, что дети все чаще отдают предпочтение компьютерным играм, виртуальному общению в социальных сетях, теряя тем самым возможность положительно влиять на собственное здоровье посредством физической культуры. Утомляемость от учебных занятий обязательно должна компенсироваться двигательной активностью. Взаимодействие в процессе занятий, игр дарит ученикам эмоции, учит принимать решения, брать на себя ответственность, что достаточно важно на пути становления личности.
Цель программы - формирование у обучающихся интереса и мотивов к занятиям физической культурой.
Задачи:
- Обобщение, систематизация и расширение представления об истории физической культуры и спорта, их значение в нашей жизни в настоящее время.
- Совершенствование двигательных способностей через систему физических упражнений, игр и эстафет.
- Способствовать развитию активности, любознательности, целеустремленности, упорства, инициативности.
- Воспитывать волю, смелость, настойчивость, дисциплинированность, чувство дружбы, коллективизма.
- Учить сознательному применению физических упражнений и игр для самоорганизации, прививать интерес, потребность к регулярным занятиям.
Программа «Вас приглашает физкультура» по адаптивно-спортивному направлению воспитательной работы рассчитана на 17 занятий, каждое продолжительностью 1 академический час, с периодичностью проведения один раз в две недели.
Формы работы на занятиях - эстафеты, викторины, игры, соревнования.
Используемые методы: объяснение, рассказ, замечание, команды, беседа, инструктаж, указания, показ.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты освоения программы:
- воспитание бережного отношения к здоровью собственному и окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
- формирование умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать с другими учениками, договариваться, находить компромисс, оказывать бескорыстную помощь в процессе игры;
- развитие трудолюбия и упорства в достижении поставленной цели, ответственного отношения к порученному делу, проявления осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты деятельности;
Метапредметные результаты освоения программы:
- умение планировать и организовывать самостоятельную игровую деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой;
- умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных играх и нестандартных ситуациях, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.
Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1 «Истоки физической культуры и спорта» (5 час.)
Объяснение организационных моментов. Инструктаж по технике безопасности на занятиях по адаптивно-спортивному направлению. Спортивно - развлекательная эстафета по ЗОЖ. Подвижные игры народов мира. Викторина по истории физической культуры и спорта. Русские народные игры и забавы.
Раздел 2 «Виды спорта» (4 час.)
История зарождения олимпийского движения в России. Паралимпийские игры. Выдающиеся достижения отечественных спортсменов. Многообразие спортивных игр. Виды спорта, входящие в программу Олимпийских игр, в том числе новые, впервые представленные на олимпийском уровне в Токио. Эстафеты с заданиями на закрепление материала.
Раздел 3 «Спортивные игры» (5 час.)
Подвижные игры с элементами баскетбола: «Мяч водящему», «Гонка мячей по кругу», «Поймай мяч», «У кого меньше мячей», «Свободное место», «Попади в корзину». Подвижные игры с элементами волейбола: «Мяч в воздухе», «Перехвати мяч», «Передай и займи его место», «Вызов номеров». Подвижные игры с элементами футбола: «Забей в ворота», «У кого больше мячей», «Футбольный слалом», «Попади в мишень». Подвижные игры с элементами хоккея: «Точный пас», «Загони шарики в обруч», «Попади в предмет», «Встречная эстафета».
Раздел 4 «Мы и спорт» (3 час.)
Физическая культура в современном обществе. Влияние занятий физической культурой и спортом на формирование положительных качеств личности. Командные соревнования по легкой атлетике. Знакомство с нормативами ГТО, личные соревнования.
Тематическое планирование
№ |
Тема, тематический блок |
Количество часов |
Аудиторных занятий |
Внеаудиторных занятий |
1 |
Истоки физической культуры и спорта. |
5 |
5 |
0 |
2 |
Виды спорта. |
4 |
4 |
0 |
3 |
Спортивные игры. |
5 |
5 |
0 |
4 |
Мы и спорт. |
3 |
3 |
0 |
Календарно-тематическое планирование
№
|
Тема занятия |
Дата |
Примечания |
|
План |
Факт |
|||
1 |
Вводное занятие. Подвижные игры на сплочение команд. |
|
|
|
2 |
Подвижные игры народов мира. |
|
|
|
3 |
Спортивно-развлекательная эстафета «Здоровым быть - здорово». |
|
|
|
4 |
Эстафета-викторина по командам «Из истории российского спорта. |
|
|
|
5 |
Русские народные игры. |
|
|
|
6 |
Спортивные состязания «Веселые Олимпийские игры». |
|
|
|
7 |
Эстафета «Летние виды спорта». |
|
|
|
8 |
Эстафета «Зимнее многоборье». |
|
|
|
9 |
Викторина по командам на тему «Многообразие спортивных игр». |
|
|
|
10 |
Подвижные игры с элементами хоккея. |
|
|
|
11 |
Подвижные игры с элементами баскетбола. |
|
|
|
12 |
Подвижные игры с элементами волейбола. |
|
|
|
13 |
Подвижные игры с элементами футбола. |
|
|
|
14 |
Подвижные игры с элементами тенниса. |
|
|
|
15 |
Соревнования по легкой атлетике «Быстрее, дальше, сильнее». |
|
|
|
16 |
Знакомство с нормативами ГТО, личные соревнования. |
|
|
|
17 |
Викторина по командам «Физическая культура в нашей жизни», обобщающее занятие. |
|
|
|
Список литературы
- Бакал, Д.С. Большая Олимпийская энциклопедия / Д.С.Бакал. - М.: Эксмо, 2008. - 591 с.
- Виноградов, П.А. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) - путь к здоровью и физическому совершенству / П.А.Виноградов, А.В.Царик, Ю.В.Окуньков. - М.: издательство «Спорт», 2017. - 208 с.
- Горбачева, О.А. Подвижные игры: учебно-методические пособия / О.А.Горбачева. - МОО.: «Академия безопасности и выживания», 2017. - 130 с.
- Грецов, А.Г. Игры для детей среднего и старшего возраста / А.Г.Грецов. - СПб.: Питер, 2009. - 210с.
- Громова, О.Е. Спортивные игры для детей / О.Е.Громова. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128 с.
- Жуков, М.Н. Подвижные игры: учебник для студ. пед. вузов / М.Н.Жуков. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
- Литвинова, М.Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. сада / М.Ф.Литвинова; под ред. Л.В.Руссковой.- М.: Просвещение, 1986.- 79 с.
- Литвинова, М.Ф. Спортивные конкурсы для детей младшего школьного возраста: практическое пособие / М.Ф.Литвинова. - М.: Айрис - пресс, 2009. - 192 с.
- Федорова, Н.А. Физическая культура: подвижные игры; 5-8 классы ФГОС / Н.А.Федорова. - М.: издательство «Экзамен», 2016. - 63 с.
- Шапкова, Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Л.В.Шапкова; под общей ред. проф. Л.В.Шапковой. - М.: Советский спорт, 2002. - 212 с.