Рабочая программа внеурочной деятельности «Вас приглашает физкультура»

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Пояснительная записка

Программа «Вас приглашает физкультура» разработана для занятий с учащимися 5-8-х классов (12-16 лет) в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования.

Актуальность программы заключается в том, что дети все чаще отдают предпочтение компьютерным играм, виртуальному общению в социальных сетях, теряя тем самым возможность положительно влиять на собственное здоровье посредством физической культуры. Утомляемость от учебных занятий обязательно должна компенсироваться двигательной активностью. Взаимодействие в процессе занятий, игр дарит ученикам эмоции, учит принимать решения, брать на себя ответственность, что достаточно важно на пути становления личности.

Цель программы - формирование у обучающихся интереса и мотивов к занятиям физической культурой.

Задачи:

  • Обобщение, систематизация и расширение представления об истории физической культуры и спорта, их значение в нашей жизни в настоящее время.
  • Совершенствование двигательных способностей через систему физических упражнений, игр и эстафет.
  • Способствовать развитию активности, любознательности, целеустремленности, упорства, инициативности.
  • Воспитывать волю, смелость, настойчивость, дисциплинированность, чувство дружбы, коллективизма.
  • Учить сознательному применению физических упражнений и игр для самоорганизации, прививать интерес, потребность к регулярным занятиям.

Программа «Вас приглашает физкультура» по адаптивно-спортивному направлению воспитательной работы рассчитана на 17 занятий, каждое продолжительностью 1 академический час, с периодичностью проведения один раз в две недели.

Формы работы на занятиях - эстафеты, викторины, игры, соревнования.

Используемые методы: объяснение, рассказ, замечание, команды, беседа, инструктаж, указания, показ.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты освоения программы:

  • воспитание бережного отношения к здоровью собственному и окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
  • формирование умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать с другими учениками, договариваться, находить компромисс, оказывать бескорыстную помощь в процессе игры;
  • развитие трудолюбия и упорства в достижении поставленной цели, ответственного отношения к порученному делу, проявления осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты деятельности;

Метапредметные результаты освоения программы:

  • умение планировать и организовывать самостоятельную игровую деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
  • владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой;
  • умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных играх и нестандартных ситуациях, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.

Содержание курса внеурочной деятельности

Раздел 1 «Истоки физической культуры и спорта» (5 час.)

Объяснение организационных моментов. Инструктаж по технике безопасности на занятиях по адаптивно-спортивному направлению. Спортивно - развлекательная эстафета по ЗОЖ. Подвижные игры народов мира. Викторина по истории физической культуры и спорта. Русские народные игры и забавы.

Раздел 2 «Виды спорта» (4 час.)

История зарождения олимпийского движения в России. Паралимпийские игры. Выдающиеся достижения отечественных спортсменов. Многообразие спортивных игр. Виды спорта, входящие в программу Олимпийских игр, в том числе новые, впервые представленные на олимпийском уровне в Токио. Эстафеты с заданиями на закрепление материала.

Раздел 3 «Спортивные игры» (5 час.)

Подвижные игры с элементами баскетбола: «Мяч водящему», «Гонка мячей по кругу», «Поймай мяч», «У кого меньше мячей», «Свободное место», «Попади в корзину». Подвижные игры с элементами волейбола: «Мяч в воздухе», «Перехвати мяч», «Передай и займи его место», «Вызов номеров». Подвижные игры с элементами футбола: «Забей в ворота», «У кого больше мячей», «Футбольный слалом», «Попади в мишень». Подвижные игры с элементами хоккея: «Точный пас», «Загони шарики в обруч», «Попади в предмет», «Встречная эстафета».

Раздел 4 «Мы и спорт» (3 час.)

Физическая культура в современном обществе. Влияние занятий физической культурой и спортом на формирование положительных качеств личности. Командные соревнования по легкой атлетике. Знакомство с нормативами ГТО, личные соревнования.

Тематическое планирование

Тема, тематический блок

Количество часов

Аудиторных занятий

Внеаудиторных занятий

1

Истоки физической культуры и спорта.

5

5

0

2

Виды спорта.

4

4

0

3

Спортивные игры.

5

5

0

4

Мы и спорт.

3

3

0

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Дата

Примечания

План

Факт

1

Вводное занятие. Подвижные игры на сплочение команд.

2

Подвижные игры народов мира.

3

Спортивно-развлекательная эстафета «Здоровым быть - здорово».

4

Эстафета-викторина по командам «Из истории российского спорта.

5

Русские народные игры.

6

Спортивные состязания «Веселые Олимпийские игры».

7

Эстафета «Летние виды спорта».

8

Эстафета «Зимнее многоборье».

9

Викторина по командам на тему «Многообразие спортивных игр».

10

Подвижные игры с элементами хоккея.

11

Подвижные игры с элементами баскетбола.

12

Подвижные игры с элементами волейбола.

13

Подвижные игры с элементами футбола.

14

Подвижные игры с элементами тенниса.

15

Соревнования по легкой атлетике «Быстрее, дальше, сильнее».

16

Знакомство с нормативами ГТО, личные соревнования.

17

Викторина по командам «Физическая культура в нашей жизни», обобщающее занятие.

Список литературы

  1. Бакал, Д.С. Большая Олимпийская энциклопедия / Д.С.Бакал. - М.: Эксмо, 2008. - 591 с.
  2. Виноградов, П.А. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) - путь к здоровью и физическому совершенству / П.А.Виноградов, А.В.Царик, Ю.В.Окуньков. - М.: издательство «Спорт», 2017. - 208 с.
  3. Горбачева, О.А. Подвижные игры: учебно-методические пособия / О.А.Горбачева. - МОО.: «Академия безопасности и выживания», 2017. - 130 с.
  4. Грецов, А.Г. Игры для детей среднего и старшего возраста / А.Г.Грецов. - СПб.: Питер, 2009. - 210с.
  5. Громова, О.Е. Спортивные игры для детей / О.Е.Громова. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128 с.
  6. Жуков, М.Н. Подвижные игры: учебник для студ. пед. вузов / М.Н.Жуков. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
  7. Литвинова, М.Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. сада / М.Ф.Литвинова; под ред. Л.В.Руссковой.- М.: Просвещение, 1986.- 79 с.
  8. Литвинова, М.Ф. Спортивные конкурсы для детей младшего школьного возраста: практическое пособие / М.Ф.Литвинова. - М.: Айрис - пресс, 2009. - 192 с.
  9. Федорова, Н.А. Физическая культура: подвижные игры; 5-8 классы ФГОС / Н.А.Федорова. - М.: издательство «Экзамен», 2016. - 63 с.
  10. Шапкова, Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Л.В.Шапкова; под общей ред. проф. Л.В.Шапковой. - М.: Советский спорт, 2002. - 212 с.