Читать и не понимать - то же, что совсем не читать.
Коменский Я.
Всем нам, родителям и педагогам, хочется, чтобы ребёнку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим в среде сверстников, чтобы его уважали и ценили другие, Но как этого добиться? Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению - кладезю знаний, идей, мудрости и опыта.
В настоящее время одна из проблем в обучении - очень низкий уровень читательской грамотности (Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни).
Проблема низкого уровня читательской грамотности остается и ее нужно решать. Навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования, текст - связующее звено всех школьных предметов, а с переходом на предметное обучение возрастает роль смыслового чтения и работы с текстом, основы которых в соответствии с требованиями ФГОС закладываются в начальной школе.
В методике обучения чтению выделяют различные виды чтения. В настоящее время наибольшее распространение получила классификация видов чтения по степени проникновения в текст, предлагаемая С.К.Фоломкиной (Софья Кирилловна), которая делит учебное чтение на изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое.
Изучающее чтение (полное понимание прочитанного) reading for detailed comprehension или reading for detail. Этот вид чтения предполагает полное и точное понимание всех основных и второстепенных фактов, их осмысление и запоминание. Учащийся должен уметь оценить, прокомментировать, пояснить информацию, сделать из прочитанного вывод. Предполагается, что для овладения этим видом чтения учащийся должен уметь догадываться о значении слов по контексту, понимать логические связи в предложении и между частями текста.
Ознакомительное чтение (понимание основного содержания прочитанного) reading for gist, skim reading или skimming - текст читается как можно быстрее с целью понять основное содержание и общую структуру текста или выбрать главные факты. Для этого вида чтения достаточно понимание 70% текста; главное - это умение выделить и понять ключевые слова. При обучении этому виду чтения необходимо научиться обходить незнакомые слова и не прерывать чтение, если такое встречается. Нужно также учиться догадываться о значении ключевых слов из контекста.
Поисковое чтение - при поиске конкретной информации (извлечение необходимой информации) reading for specific information или scanning, предполагает овладение умением находить в тексте те элементы информации, которые являются значимыми для выполнения той или иной учебной задачи.
Просмотровое чтение - (извлечение необходимой информации) reading for specific information или scanning используется при беглом просмотре текста с целью выяснить, содержит ли этот текст какую-либо полезную читателю информацию.
Разрабатывая урок по обучению смысловому чтению по текстам, представленным в учебнике М.З. Биболетовой «Enjoy English», я выбрала несколько приемов работы. Это - называние, кластер («гроздь»), мозаика, верные/неверные утверждения, перекодирование информации. Данные приемы позволили учащимся глубоко понять текст, а также, в конце урока, построить небольшие речевые высказывания по прочитанному тексту. В конце занятия я использовала такой известный прием как синквейн. Он позволил учащимся выделить главное в прочитанных текстах, а также использовать ключевую лексику из текстов.
Свою задачу, как учителя-предметника, вижу в том, чтобы продолжить работу по развитию и совершенствованию навыков смыслового чтения учащихся через изучение и внедрение в свою педагогическую практику новых и эффективных приёмов, способствующих формированию навыков смыслового чтения.
Чтение, как и любая другая форма письменного или устного общения, требует большой практики, поэтому учащиеся должны читать как можно больше.
Учитывая стратегии современных подходов к чтению, можно порекомендовать учителям предметникам следующее:
- выбирать наиболее рациональные виды чтения для усвоения учащимися нового материала;
- формировать у учащихся интерес к чтению путем внедрения нестандартных форм и методов работы с текстом;
- определять характер деятельности различных групп учащихся при работе с учебником;
- предвидеть возможные затруднения учащихся в тех или иных видах учебной деятельности;
- повышать уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их продвижения вперед;
- организовывать различные виды деятельности учащихся с целью развития у них творческого мышления;
- обучать самоконтролю и самоорганизации в различных видах деятельности.