Предмет: русский язык.
УМК: «Школа XXI века».
Авторы программы: С.В.Иванов, М.И.Кузнецова и др. под руководством Н.Ф.Виноградовой.
Класс: 4.
Цель урока: обеспечить системный подход к личностному развитию и формированию универсальных учебных действий в рамках УМК, через систематизацию знаний о правописании глаголов в русском языке.
Задачи урока: повторить правила правописания глаголов: -ться, -тся в глаголах, не с глаголами, ь после шипящих в глаголах, формировать умение правильно писать безударные личные окончания глаголов.
Урок начинается с этапа чистописании, цель которого не только работа над каллиграфией, но и актуализация знаний, необходимых при изучении новой темы.
На доске: -ться; -тся
это сочетания -тся и -ться
- разделите их так, чтобы получились сочетания и пропишите в тетради.
Определение темы урока.
Постановка учебной задачи.
Сравните слова и найдите лишнее слово.
смея[ца]; куса[ица]; стереч(?); (не)свет[ит]; умни[ца]; рису[иш]
Прошу назвать слово, которое можно считать лишним (умница).
Учащиеся поясняют, что это слово является именем существительным, а остальные-глаголы, называют, какие орфограммы они увидели и, исходя из задания, формулируют цель урока. Дети дают определение глагола, как части речи, и вспоминают, что они уже знают об этой части речи.
На данном этапе формировались познавательные УУД: умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям, умение вести поиск информации, анализировать её, умение строить речевое высказывание в устной форме.
Личностные УУД: установление учащимися связи между целью и мотивами и результатами собственной учебной деятельности.
На следующем этапе урока - работа над решением поставленных задач, учащимся предлагается поработать в парах на карточках, исправить ошибки в тексте и объяснить написания орфограмм (повторили правописание -тся и -ться в глаголах).
- Правописание не с глаголом.
Спишите, раскройте скобки
(не)кусает, (не)пускает, (не)волить, (не)сделал, (не)навидеть, (не)здоровится, (не)спится, (не)годовать
(два человека работают у доски, а остальные дети самостоятельно у себя в тетрадях)
Проверка и взаимопроверка выполненных заданий.
- Правописание мягкого знака после шипящих в глаголах (задание на презентации)
Дети комментируют, в каких случаях пишется мягкий знак, а в каких - нет и объясняют почему:
достич…, съеш…, (не) плач…
хорош…, рож…, отреж…
сидиш…, кулич…, (нет) туч…
На этом этапе урока формировались коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения, учитывать разные мнения, быть готовым корректировать свою точку зрения, умения сотрудничать с учителем и другими учащимися в разных видах деятельности
А также регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; планировать действия с учетом поставленной учителем задачи, способность настроить себя на необходимую деятельность.
Упражнения в написании окончаний глаголов.
Выполнение разноуровневых заданий организуется в форме индивидуальной работы со взаимопроверкой в группах.
I уровень - по неопределенной форме определяем спряжение и вставляем букву в окончание.
II уровень - Определяем спряжение и вставляем букву в окончание глагола.
Проблемную ситуацию предлагается разрешить с помощью материала учебника из рубрики «Обрати внимание». Учащиеся читают текст учебника и выясняют: как пишутся безударные личные окончания глаголов и выясняют, кто же из них выполнил работу правильно, а кому надо будет исправить ошибки.
После прочтения текстовой информации сделан следующий вывод:
- чтобы не ошибиться в обозначении буквами безударного личного окончания глагола необходимо определить, к какому спряжению относится глагол, вспомнить, какое окончание пишется в этом спряжении.)
На данном этапе формировались познавательные УУД: умение осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, строить рассуждения.
Регулятивные УУД: вносить коррективы в действие после его завершения; определять степень успешности своей работы и работы других детей.
На заключительном этапе работы - закрепление полученных знаний, шло
формирование коммуникативных УУД: оформлять свои мысли в устной форме; строить монологическую речь; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Познавательные УУД: осуществлять синтез как составление целого из частей, умение анализировать работу, обрабатывать, умение строить речевое высказывание.