Урок решения проектной задачи «Бюджет семьи»

Разделы: Математика

Класс: 4

Ключевые слова: семейный бюджет


Название проектной задачи

Семейный бюджет

Предмет

окружающий мир+ математика

Класс

4

Тип задачи

межпредметная, одновозрастная, обучающая

Цель:

Создание условий для формирования финансовой грамотности учащихся

Задачи:

1. Формировать умение анализировать, классифицировать и сравнивать на основе имеющихся знаний.
2. Развивать умение творчески подходить к решению финансовых ситуаций.
3. Воспитывать умение работать в команде.4.Формировать коммуникативные компетентности.

Знания, умения и
способы действий, на
которые опирается
задача

Учащиеся опираются на наблюдения из личного опыта и знания, полученные ранее;
Знакомятся с финансовыми понятиями;
Учатся сравнивать, классифицировать, оценивать финансовые возможности семьи.

Планируемый
результат

В ходе решения задачи заполняются таблицы.
Каждый ученик в группе сможет усвоить или систематизировать свои знания в рамках изучаемой
темы; высказать своё мнение, выполнить порученное задание

Способ и формат
оценивания
результатов работы

Педагогическое наблюдение за работой учеников;
Публичное выступление.

1. Организационный момент

Цель учащихся: достижение готовности к уроку (наличие у учащихся рабочих листов, письменных принадлежностей).

Цели и задачи учителя: определение готовности класса к уроку.

2. Формулирование темы и цели урока

- Решите математические выражения и расшифруете тему нашего урока.

Б

2400: 800

Ь

5672+ 328

Д

96: 24

С

9287-3165

Т

40х30

М

20х300+14000

Ж

750:25

Е

10000-9992

Т

15х4

И

250х4

Е

72:9

(Семейный бюджет)

На уроках ОРКСЭ мы с вами изучили определение слову семья. Давайте вспомним: (Семья - это группа близких родственников, проживающая на общей территории, основанная на любви и взаимопонимании)

- Как вы понимаете слово бюджет?

В справочниках даётся много определений этому понятию.

Давайте уточним значение этого слова по толковому словарю С.И.Ожегова:

1. Бюджет - роспись доходов и расходов государства, предприятия или отдельного лица на определенный срок.

2. Чьи-то средства к существованию, доходы и расходы.

Так какова же сегодня наша цель. Познакомиться с понятием семейный бюджет , а учитывая, что мы на уроке математики, то и научиться решать задачи связанные с этим понятием.

Работать вы сегодня будете в группах. Вспомним основные правила работы. Каждая команда сегодня выступит в роли семьи. Распределите между собой роли.

Описание проектной задачи:

- Ребята, знакомьтесь: это семья Рублёвых. Папа - Сергей Васильевич, мама - Марина Викторовна, дочь Маша - ученица 3 класса и сын Коля - будущий первоклассник.

- На Новый год Маша получила в подарок от родителей плюшевого мишку, а Коля - футбольный мяч. Ребята расстроились, ведь они хотели получить от родителей совсем другие подарки. Коля мечтал о новом велосипеде, ведь ему приходилось кататься на старом, доставшемся ему после Маши. А Маша очень хотела бы иметь смартфон вместо простенького кнопочного телефона, которым ей приходилось пользоваться. Ведь у многих её одноклассников уже были новенькие смартфоны.

- Родители, конечно, заметили, что дети не обрадовались подаркам и спросили их об этом. Отношения в семье были доверительные и дети рассказали родителям о своих желаниях. Тогда мама с папой предложили детям подсчитать бюджет семьи и всем вместе подумать, когда можно будет реализовать их мечты. Поможем им.

Задание 1. Вспомните, что такое семейный бюджет, из каких частей состоит семейный бюджет и заполните пропуски в тексте.

Семейный … - это план, учитывающий все денежные доходы и расходы семьи в течение какого-то периода (месяц, год). Наполняется он благодаря … - зарплатам мамы и … , пенсиям бабушки и … , стипендии старших братьев и … . Расходы - это все те деньги, которые семья … . По сути, … бюджет - это все деньги, которые семья получает, а затем … .

Задание 2. Прочитайте текст и заполните таблицу 1, пользуясь данными текста. Расскажите, что у вас получилось.

Папа Сергей Васильевич - водитель школьного автобуса, его заработная плата - 18 тыс. рублей в месяц. Мама Марина Викторовна - учитель в школе, её ежемесячная заработная плата - 20 тыс. рублей. Также семья каждый месяц получает социальные пособия на детей: по 500 рублей на каждого ребёнка. На продукты питания семья тратит в месяц 15 тыс. рублей. На коммунальные услуги (оплата электроэнергии, холодной и горячей воды, отопления, газа) и связь (телефоны и интернет) уходит 6 тыс. рублей в месяц. На покупку хозяйственных товаров - 500 рублей. Так как детский сад, в который ходит Коля, а также школа, в которой учится Маша и работают родители, находятся рядом с домом, семья практически не тратит деньги на транспортные расходы. На одежду траты составляют примерно 3 тысячи в месяц, на книги и игрушки - 1 тыс. рублей. Оплата секции футбола для Коли и танцевального кружка для Маши - это ещё 5 тыс. рублей. В выходные дни вся семья любит сходить в кинотеатр, в кафе или в парк. В среднем, расходы на досуг составляют 3 тыс. рублей в месяц.

Таблица 1

Вид дохода

Сумма дохода

Вид расхода

Сумма расхода

Зарплата мамы

Коммунальные услуги и связь

Зарплата папы

Питание

Детские пособия

Одежда

Книги и игрушки

Транспортные расходы

Секции и кружки

Досуг семьи

Итого:

Итого:

Задание 3. Пользуясь данными таблицы 1, посчитайте, есть ли разница между суммой доходов и суммой расходов семьи. Если есть, какую сумму составляет эта разница?

Пользуясь таблицей 2, определите, хватит ли этих денег на покупку велосипеда для Коли и смартфона для Маши. Аргументируйте свой ответ.

Таблица 2

Наименование товара

Цена товара

Наименование товара

Цена товара

Мяч футбольный

500 рублей

Телефон с кнопками

1 тыс. рублей

Кукла

600 рублей

Наушники

500 рублей

Мяч баскетбольный

500 рублей

Компьютерная мышь

600 рублей

Велосипед

8 тыс. рублей

Смартфон

7 тыс. рублей

Медведь плюшевый

600 рублей

Клавиатура

1 тыс. рублей

Предложите, пользуясь таблицей, что мог бы получить в подарок Коля вместо футбольного мяча на такую же сумму. А что могла бы получить в подарок Маша вместо игрушечного медведя на те же деньги?

Задание 4. Пользуясь данными таблицы 1 и таблицы 2, посчитайте, сколько месяцев потребуется родителям Маши и Коли, чтобы накопить сумму, нужную для покупки велосипеда и смартфона, при условии, что в семейном бюджете каждый месяц будет оставаться одна и та же сумма неизрасходованных денег. Докажите свой ответ.

Задание 5. Подумайте, что можно посоветовать Коле и Маше Рублёвым, а также другим детям в подобной ситуации. Выберите из предложенных советов, дополните своими предложениями. Объясните свой выбор.

Совет

1

Потерпите несколько месяцев, и родители накопят нужную сумму для исполнения всех ваших желаний.

2

Помогите родителям экономить деньги.

3

Попробуйте сами заработать деньги.

4

Заведите копилку и складывайте туда сэкономленные деньги.

5

Попросите денег на покупку у бабушки.

6

Отремонтируйте старый велосипед и им можно будет пользоваться долго.

7

Ежедневно напоминайте родителям о том, как сильно вы хотите получить свой подарок.

8

Смартфон не нужен в таком возрасте, он будет у тебя, когда ты подрастёшь.

Физминутка

Будем денежки считать
1,2,3.4.5
Один и два - оплатим дом
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка - одежду купить.
На 4 монетку купим есть и пить.
Ну, а пятую пока
Спрячем на донышко кошелька.

Задание 6. Просчитать остаток бюджета семьи, после обязательных ежемесячных расходов (пользуясь данными таблицы)

Доход семьи Ивановых

Ежемесячные расходы

Коммунальные расходы - 11000руб.

Расходы на питание дома - 40000руб.

Расходы на питание в школе - 4000руб.

Проезд на работу - 2310руб.

Лекарства для старшего поколения- 5790руб.

Остаток:

Просчитать остаток бюджета семьи, после обязательных ежемесячных расходов (пользуясь данными таблицы)

Доход семьи Ветровых

Ежемесячные расходы

Коммунальные расходы - 11000руб.

Расходы на питание дома - 40000руб.

Расходы на питание в школе - 2560руб.

Расходы на питание студента - 4500руб.

Проезд на работу - 3135руб.

Лекарства для старшего поколения- 5790руб.

Дополнительные образовательные услуги и бассейн - 11120 руб.

Остаток:

Просчитать остаток бюджета семьи, после обязательных ежемесячных расходов (пользуясь данными таблицы)

Доход семьи Морозовых

Ежемесячные расходы

Коммунальные расходы -11000руб.

Расходы на питание дома - 40000руб.

Расходы на питание студента - 4500руб.

Проезд на работу - 3135 руб.

Лекарства для старшего поколения- 5790руб.

Оплата детского сада - 2100руб.

Остаток:

Просчитать остаток бюджета семьи, после обязательных ежемесячных расходов (пользуясь данными таблицы)

Доход семьи Петровых

Ежемесячные расходы

Коммунальные расходы -11000руб.

Расходы на питание дома - 40000руб.

Расходы на питание в школе - 1440руб.

Проезд на работу и в школу - 3135 руб.

Лекарства для старшего поколения - 5790руб.

Оплата детского сада - 2100руб.

Остаток:

Рефлексия

Наш урок подходит к концу. Давайте при помощи монет оценим его.

(На доске изображен кошелек). Каждый из вас должен взять одну монетку золотую, серебряную, медную, соответствующую вашей эмоции на данный момент. Опустите монетку в наш кошелек (золотая - все удалось, удовлетворен уроком, серебряная - что-то было непонятно, частично удовлетворен уроком, медная - ничего не понятно, не удовлетворен уроком).

Домашнее задание:

  1. Обязательное просчитать бюджет своей семьи;
  2. Творческое (выбрать статьи расходов на остаток бюджета семейной команды):

Выберите и обведите цифру первоначальных на ваш взгляд расходов, учитывая остаток бюджета.

  1. Посещение кинотеатра.
  2. Посещение театра.
  3. Покупка одежды для одного члена семьи.
  4. Посещение кафе.
  5. Подарки родным.
  6. Приобретение путевки в санаторий для бабушки.
  7. Покупка игрушек для детей.
  8. Посещение салона красоты или парикмахерской.
  9. Пополнение накопительного счёта для поездки в отпуск.

Предложи свои статьи расходов.