Название проектной задачи |
Семейный бюджет |
Предмет |
окружающий мир+ математика |
Класс |
4 |
Тип задачи |
межпредметная, одновозрастная, обучающая |
Цель: |
Создание условий для формирования финансовой грамотности учащихся |
Задачи: |
1. Формировать умение анализировать, классифицировать и сравнивать на основе имеющихся знаний.
|
Знания, умения и
|
Учащиеся опираются на наблюдения из личного опыта и знания, полученные ранее;
|
Планируемый
|
В ходе решения задачи заполняются таблицы.
|
Способ и формат
|
Педагогическое наблюдение за работой учеников;
|
1. Организационный момент
Цель учащихся: достижение готовности к уроку (наличие у учащихся рабочих листов, письменных принадлежностей).
Цели и задачи учителя: определение готовности класса к уроку.
2. Формулирование темы и цели урока
- Решите математические выражения и расшифруете тему нашего урока.
Б |
2400: 800 |
Ь |
5672+ 328 |
Д |
96: 24 |
С |
9287-3165 |
Т |
40х30 |
М |
20х300+14000 |
Ж |
750:25 |
Е |
10000-9992 |
Т |
15х4 |
И |
250х4 |
Е |
72:9 |
|
|
(Семейный бюджет)
На уроках ОРКСЭ мы с вами изучили определение слову семья. Давайте вспомним: (Семья - это группа близких родственников, проживающая на общей территории, основанная на любви и взаимопонимании)
- Как вы понимаете слово бюджет?
В справочниках даётся много определений этому понятию.
Давайте уточним значение этого слова по толковому словарю С.И.Ожегова:
1. Бюджет - роспись доходов и расходов государства, предприятия или отдельного лица на определенный срок.
2. Чьи-то средства к существованию, доходы и расходы.
Так какова же сегодня наша цель. Познакомиться с понятием семейный бюджет , а учитывая, что мы на уроке математики, то и научиться решать задачи связанные с этим понятием.
Работать вы сегодня будете в группах. Вспомним основные правила работы. Каждая команда сегодня выступит в роли семьи. Распределите между собой роли.
Описание проектной задачи:
- Ребята, знакомьтесь: это семья Рублёвых. Папа - Сергей Васильевич, мама - Марина Викторовна, дочь Маша - ученица 3 класса и сын Коля - будущий первоклассник.
- На Новый год Маша получила в подарок от родителей плюшевого мишку, а Коля - футбольный мяч. Ребята расстроились, ведь они хотели получить от родителей совсем другие подарки. Коля мечтал о новом велосипеде, ведь ему приходилось кататься на старом, доставшемся ему после Маши. А Маша очень хотела бы иметь смартфон вместо простенького кнопочного телефона, которым ей приходилось пользоваться. Ведь у многих её одноклассников уже были новенькие смартфоны.
- Родители, конечно, заметили, что дети не обрадовались подаркам и спросили их об этом. Отношения в семье были доверительные и дети рассказали родителям о своих желаниях. Тогда мама с папой предложили детям подсчитать бюджет семьи и всем вместе подумать, когда можно будет реализовать их мечты. Поможем им.
Задание 1. Вспомните, что такое семейный бюджет, из каких частей состоит семейный бюджет и заполните пропуски в тексте.
Семейный … - это план, учитывающий все денежные доходы и расходы семьи в течение какого-то периода (месяц, год). Наполняется он благодаря … - зарплатам мамы и … , пенсиям бабушки и … , стипендии старших братьев и … . Расходы - это все те деньги, которые семья … . По сути, … бюджет - это все деньги, которые семья получает, а затем … .
Задание 2. Прочитайте текст и заполните таблицу 1, пользуясь данными текста. Расскажите, что у вас получилось.
Папа Сергей Васильевич - водитель школьного автобуса, его заработная плата - 18 тыс. рублей в месяц. Мама Марина Викторовна - учитель в школе, её ежемесячная заработная плата - 20 тыс. рублей. Также семья каждый месяц получает социальные пособия на детей: по 500 рублей на каждого ребёнка. На продукты питания семья тратит в месяц 15 тыс. рублей. На коммунальные услуги (оплата электроэнергии, холодной и горячей воды, отопления, газа) и связь (телефоны и интернет) уходит 6 тыс. рублей в месяц. На покупку хозяйственных товаров - 500 рублей. Так как детский сад, в который ходит Коля, а также школа, в которой учится Маша и работают родители, находятся рядом с домом, семья практически не тратит деньги на транспортные расходы. На одежду траты составляют примерно 3 тысячи в месяц, на книги и игрушки - 1 тыс. рублей. Оплата секции футбола для Коли и танцевального кружка для Маши - это ещё 5 тыс. рублей. В выходные дни вся семья любит сходить в кинотеатр, в кафе или в парк. В среднем, расходы на досуг составляют 3 тыс. рублей в месяц.
Таблица 1
Вид дохода
|
Сумма дохода |
Вид расхода |
Сумма расхода |
Зарплата мамы |
|
Коммунальные услуги и связь |
|
Зарплата папы |
|
Питание |
|
Детские пособия |
|
Одежда |
|
|
|
Книги и игрушки |
|
|
|
Транспортные расходы |
|
|
|
Секции и кружки |
|
|
|
Досуг семьи |
|
Итого: |
|
Итого: |
|
Задание 3. Пользуясь данными таблицы 1, посчитайте, есть ли разница между суммой доходов и суммой расходов семьи. Если есть, какую сумму составляет эта разница?
Пользуясь таблицей 2, определите, хватит ли этих денег на покупку велосипеда для Коли и смартфона для Маши. Аргументируйте свой ответ.
Таблица 2
Наименование товара |
Цена товара |
Наименование товара |
Цена товара |
Мяч футбольный |
500 рублей |
Телефон с кнопками |
1 тыс. рублей |
Кукла |
600 рублей |
Наушники |
500 рублей |
Мяч баскетбольный |
500 рублей |
Компьютерная мышь |
600 рублей |
Велосипед |
8 тыс. рублей |
Смартфон |
7 тыс. рублей |
Медведь плюшевый |
600 рублей |
Клавиатура |
1 тыс. рублей |
Предложите, пользуясь таблицей, что мог бы получить в подарок Коля вместо футбольного мяча на такую же сумму. А что могла бы получить в подарок Маша вместо игрушечного медведя на те же деньги?
Задание 4. Пользуясь данными таблицы 1 и таблицы 2, посчитайте, сколько месяцев потребуется родителям Маши и Коли, чтобы накопить сумму, нужную для покупки велосипеда и смартфона, при условии, что в семейном бюджете каждый месяц будет оставаться одна и та же сумма неизрасходованных денег. Докажите свой ответ.
Задание 5. Подумайте, что можно посоветовать Коле и Маше Рублёвым, а также другим детям в подобной ситуации. Выберите из предложенных советов, дополните своими предложениями. Объясните свой выбор.
№
|
Совет |
1 |
Потерпите несколько месяцев, и родители накопят нужную сумму для исполнения всех ваших желаний. |
2 |
Помогите родителям экономить деньги. |
3 |
Попробуйте сами заработать деньги. |
4 |
Заведите копилку и складывайте туда сэкономленные деньги. |
5 |
Попросите денег на покупку у бабушки. |
6 |
Отремонтируйте старый велосипед и им можно будет пользоваться долго. |
7 |
Ежедневно напоминайте родителям о том, как сильно вы хотите получить свой подарок. |
8 |
Смартфон не нужен в таком возрасте, он будет у тебя, когда ты подрастёшь. |
Физминутка
Будем денежки считать
1,2,3.4.5
Один и два - оплатим дом
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка - одежду купить.
На 4 монетку купим есть и пить.
Ну, а пятую пока
Спрячем на донышко кошелька.
Задание 6. Просчитать остаток бюджета семьи, после обязательных ежемесячных расходов (пользуясь данными таблицы)
Доход семьи Ивановых
|
Ежемесячные расходы |
|
Коммунальные расходы - 11000руб. |
|
Расходы на питание дома - 40000руб. |
|
Расходы на питание в школе - 4000руб. |
|
Проезд на работу - 2310руб. |
|
Лекарства для старшего поколения- 5790руб. |
Остаток: |
Просчитать остаток бюджета семьи, после обязательных ежемесячных расходов (пользуясь данными таблицы)
Доход семьи Ветровых
|
Ежемесячные расходы |
|
Коммунальные расходы - 11000руб. |
|
Расходы на питание дома - 40000руб. |
|
Расходы на питание в школе - 2560руб. |
|
Расходы на питание студента - 4500руб. |
|
Проезд на работу - 3135руб. |
|
Лекарства для старшего поколения- 5790руб. |
|
Дополнительные образовательные услуги и бассейн - 11120 руб. |
Остаток: |
Просчитать остаток бюджета семьи, после обязательных ежемесячных расходов (пользуясь данными таблицы)
Доход семьи Морозовых
|
Ежемесячные расходы |
|
Коммунальные расходы -11000руб. |
|
Расходы на питание дома - 40000руб. |
|
Расходы на питание студента - 4500руб. |
|
Проезд на работу - 3135 руб. |
|
Лекарства для старшего поколения- 5790руб. |
|
Оплата детского сада - 2100руб. |
Остаток: |
Просчитать остаток бюджета семьи, после обязательных ежемесячных расходов (пользуясь данными таблицы)
Доход семьи Петровых
|
Ежемесячные расходы |
|
Коммунальные расходы -11000руб. |
|
Расходы на питание дома - 40000руб. |
|
Расходы на питание в школе - 1440руб. |
|
Проезд на работу и в школу - 3135 руб. |
|
Лекарства для старшего поколения - 5790руб. |
|
Оплата детского сада - 2100руб. |
Остаток: |
Рефлексия
Наш урок подходит к концу. Давайте при помощи монет оценим его.
(На доске изображен кошелек). Каждый из вас должен взять одну монетку золотую, серебряную, медную, соответствующую вашей эмоции на данный момент. Опустите монетку в наш кошелек (золотая - все удалось, удовлетворен уроком, серебряная - что-то было непонятно, частично удовлетворен уроком, медная - ничего не понятно, не удовлетворен уроком).
Домашнее задание:
- Обязательное просчитать бюджет своей семьи;
- Творческое (выбрать статьи расходов на остаток бюджета семейной команды):
Выберите и обведите цифру первоначальных на ваш взгляд расходов, учитывая остаток бюджета.
- Посещение кинотеатра.
- Посещение театра.
- Покупка одежды для одного члена семьи.
- Посещение кафе.
- Подарки родным.
- Приобретение путевки в санаторий для бабушки.
- Покупка игрушек для детей.
- Посещение салона красоты или парикмахерской.
- Пополнение накопительного счёта для поездки в отпуск.
Предложи свои статьи расходов.