Индивидуальное занятие по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи. 1-й класс. Тема: "Звук Ш. «В парке»"

Разделы: Коррекционная педагогика

Ключевые слова: Звук [ш]


Класс: 1.

Ученик: Кирилл Л. - двухсторонняя сенсоневральная тугоухость, задержка речевого развития, протезирован на оба уха. Состояние устной речи: речь недостаточно внятная, интонация невыраженная, голос нормальный. Темп речи замедленный, знакомые слова произносит слитно, незнакомые по слогам. В словесном ударении делает ошибки, правила орфоэпии не соблюдает. Нарушены свистящие, шипящие, нет «р». Грамматический строй речи нарушен.

Речь воспринимает слухозрительно, с помощью ИСА. Нуждается в постоянном контроле звукопроизношения. Память неустойчивая, необходим повтор и отработка учебного материала. На занятии может отвлекаться, отмечается слабая концентрация внимания. Требуется постоянное создание условий для поддержания интереса на занятии.

Тема ФПРС: звук «Ш». Оглушение шипящих в конце слова.

Цели:

  • тренировать ребёнка в умении правильно произносить звуки на материале слогов, слов и фраз;
  • соблюдать правила орфоэпии;
  • вырабатывать навык самоконтроля над произношением звуков.

Тема РРС: текст «В парке»

Цели:

  • опознавание на слух с индивидуальным слуховым аппаратом (ИСА) речевого материала обиходно-разговорного характера;
  • различения на слух речевого материала по теме «Весна» и текста « В парке»
  • ответы на вопросы по тексту;
  • работа над диалогом по тексту;
  • развитие ритмико-интонационной стороны речи, слухового внимания;.
  • расширение слуховой памяти, кругозора;
  • воспитание культуры речевого общения, интереса к предмету.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

  • закреплять умение различать звуки [ш] на слух, в слогах, словах и фразах;
  • уточнять характеристику звука;
  • овладевать навыками самоконтроля;
  • закреплять умение соблюдать правила орфоэпии;
  • обогащать словарный запас;
  • развивать слуховое внимание при составлении текста и подборе картинок.
  • закреплять умение распознавать материал по теме.

Образовательные:

  • продолжать учить произносить звук [ш] на материале слогов, слов и фраз;
  • продолжать формировать умение воспринимать на слух фразы;
  • актуализировать представление о тексте «В парке»;
  • продолжать формировать умение определять ударение в словах.

Воспитательные:

  • воспитывать слуховое внимание;
  • развивать умение контролировать свои действия.

Используемые технологии:

  • компьютерные сетевые технологии (CORE, Learning App)
  • средства ИКТ: PowerPoint, видеоресурсы;
  • игровые технологии (игра «Найди картинку»);
  • здоровьесберегающие (физминутки, дыхательные упражнения).

Оборудование: компьютер, вибростол, доска, профили звука [ш], мультимедийная презентация для обработки звука [ш], презентация «В парке», разрезной текст «В парке», таблички с речевым материалом, игра «Угадай, кто сказал» Приложение LearningApp.

Лингвистический материал: слоги, слова, фразы, текст «В парке».

Продолжительность учебного занятия - 40 мин.

Этапы занятия