Класс: 3.
Ученик: N - двухсторонняя смешанная тугоухость III ст.слева, IV ст. справа прогрессирующее течение, задержка речевого развития, протезирован на оба уха. Состояние устной речи: речь недостаточно внятная, интонация невыраженная, голос тихий. Темп речи замедленный, знакомые слова произносит слитно, незнакомые по-слогам. В словесном ударении делает ошибки, правила орфоэпии не соблюдает. Нарушены свистящие, шипящие. Грамматический строй речи нарушен.
Речь воспринимает слухозрительно, с помощью ИСА. Нуждается в постоянном контроле звукопроизношения. Память неустойчивая, необходим повтор и отработка учебного материала. На занятии может отвлекаться, отмечается слабая концентрация внимания. Требуется постоянное создание условий для поддержания интереса на занятии.
Курс: коррекционный (ФРС и ПСУР).
Тип урока: Комбинированный.
Тема ФПРС: Автоматизация звука Ш.
Цель:
- формирование умений правильно произносить звук Ш на материале слогов, слов и фраз с соблюдением правил орфоэпии;
- формирование навыка самоконтроля над произношением звуков.
Тема РРС: «Школьный огород».
Цели:
- опознавание на слух с индивидуальным слуховым аппаратом (ИСА) речевого материала обиходно-разговорного характера;
- различение на слух речевого материала по теме «Школьный огород»;
- развитие ритмико-интонационной стороны речи, слухового внимания.
Задачи:
Учебные:
- учить дифференцированно произносить звук Ш на материале слогов, слов и фраз;
- учить навыкам самоконтроля;
- закреплять умение распознавать материал по теме «Школьный огород»;
- актуализировать представление о тексте «Школьный огород»;
- продолжать формировать умение определять ударение в словах;
- тренировать правила орфоэпии на материале урока.
Коррекционно-развивающие:
- тренировать речевое дыхание;
- развивать слуховое внимание при составлении текста и подборе картинок, ответах на вопросы;
- обогащать словарный запас посредством работы с малознакомыми словами из текста;
- развивать слуховую память посредством выполнения упражнений на занятии;
- развивать такие мыслительные процессы, как обобщение, сравнение, систематизация при выполнении заданий по тексту.
Воспитательные:
- воспитывать культуру речевого общения, интерес к предмету посредством включения в занятие элементов игры; повышать мотивацию обучения посредствам включения в урок заданий, выполненных на платформах LearnigApp, CoreApp;
- воспитывать любовь к природе, трудолюбие.
Используемые методы:
- Словесные: беседа, инструкции к заданиям.
- Наглядные: демонстрация (видеоматериал, слайды из презентации, упражнения на платформе LearningApp, CoreApp), иллюстрация (карточки)
- Практические: элементы фонетической ритмики, дидактическая игра.
Используемые технологии:
- игровые технологии (игра «Найди картинку»);
- компьютерные сетевые технологии (CORE, Learning App)
- средства ИКТ: Power Point, видеоресурсы;
- здоровьесберегающие (физминутки, дыхательные упражнения).
Оборудование и материалы: компьютер с выходом в Интернет, профиль звука Ш, мультимедийная презентация для обработки звука [Ш], мультфильм- караоке «Есть у нас огород», разрезной текст «Школьный огород» и мультимедийная презентация, таблички с речевым материалом, чек-лист, печатный материал к игре «Найди картинку»; упражнения на онлайн платформе CORE, LearningApp.
Лингвистический материал: слоги, слова, фразы, текст «Школьный огород».
Продолжительность: 40 мин.
Ход занятия
Этапы и виды работы. Способ предъявления материала
|
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Какие задачи решались в ходе выполнения |
I.Организационный момент Сл. |
- Поздоровайся.
|
- Здравствуйте.
|
Организовать ученика. Настроить на занятие.
|
Постановка цели урока. |
- Прочитай план занятия и скажи, что будем делать. Учитель демонстрирует план занятия. |
Ученик читает План:
|
Привлечь внимание, вызвать интерес ребёнка. |
II. Формирование произносительной стороны устной речи Сл. |
Послушай звуки.
|
Ученик отгадывает звуки, определяет кто или что может их издавать. Это ветер.
Это змея.
|
Различение звуков живой и неживой природы. Привлечь внимание, вызвать интерес ребёнка. |
Постановка темы.
|
- Что мы делали? - Как ты думаешь, какая тема занятия? Повторяем звук Ш. Нарисуй на профиле язык и голос. |
- Слушали звуки. - Тема звук Ш. Работа с профилем звука. |
|
Скажи: голос есть, голоса нет, воздух холодный или тёплый. | Голоса нет. Язык широкий. Форма языка напоминает чашечку. Воздух тёплый. Воздушная струя идёт вниз. | ||
Покажи, скажи (выполнение дыхательных упражнений «Сдуй одуванчик», «Фокус») | Ученик выполняет упражнения. | ||
Сл./зр. |
Просит произнести слоги, ритмы, слова по теме, соблюдая правила орфоэпии и ударение по надстрочным знакам.
ша - шО - шу - ше
|
Произносит слоги, ритмы, слова по теме, соблюдая правила орфоэпии и ударение по надстрочным знакам.
|
Автоматизация звуков, воспитание внимания. |
Сл. |
Ты любишь отгадывать загадки?
|
Да, люблю! Слушает, отгадывает загадку. |
|
Физминутка
|
- А где растёт картошка?
|
- На огороде. Поёт куплет «Есть у нас огород» |
Формировать умение декламировать песни в медленном темпе.
|
III. Формирование речевого слуха.
|
- Слушай внимательно слова. Поставь ударение.
|
Работа с карточкой со словами. |
Ученик слушает произношение, повторяет, ставит ударение в словах. |
Игра «Садовый инструмент» Платформа LearningApp |
-Что делают инструментом?
|
Читает предложения. Подбирает правильные слова. |
Выяснение понимания материала. |
Игра «Найди картинку» |
Сейчас будем играть. Возьми картинки. А вот таблички с фразами.
Ребята вскопали грядки.
|
Ученик слушает, находит картинку.
|
Формировать навык самостоятельной речи. |
Работа с текстом Сл. |
Чтение текста (за экраном)
|
Распознаёт фразы текста. |
Закреплять умение распознавать материал по теме. |
Ответы на вопросы. Сл. Платформа: Coreapp.ai |
Побуждает ученика оречевлять действие. - Назови овощи, которые посадили ребята? - Когда дети посадили овощи? - А что они делали летом? - Расскажи, как ухаживали? - Какие овощи выросли на огороде? - Сколько овощей собрали дети? |
Отвечает на вопросы. -Ребята посадили овощи: лук, капусту, репу, помидоры, огурцы, картошку, посеяли морковь. - Весной. - Они ухаживали за овощами. - Пололи и поливали грядки, окучивали картофель, помидоры, снимали гусениц с капусты. - Хорошие овощи. - Дети собрали много овощей. |
Закреплять умение распознавать материал по теме.
Формировать умение следить за действием, оречевлять происходящее, применять полученные знания. |
Мини-диалог |
Составление диалога по теме с помощью табличек с вопросами.
- Что растёт на огороде?
|
-Да, есть огород на даче.
- Я поливаю грядки. Окучиваю картошку.
|
Формирование диалогических умений. |
Итог урока |
- Вспомни, что ты делал на уроке?
Давай посмотрим на чек-лист занятия.
|
||
Рефлексия. Сл. |
Тебе понравилось занятие?
|
-Да, понравилось.
|
Систематизировать полученный опыт на уроке. |