Коррекционно-развивающее занятие «Помоги себе учиться»

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба

Класс: 4


Цель: развитие творческого мышления и способностей учащихся.

Задачи:

  • развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей учащихся;
  • развитие гибкости мышления.

Участники: учащиеся 4 классов.

Ход занятия

Приветствие

Упражнение «Здравствуйте!»

Разминка

1. Упражнение «Массаж ладошек»

2. Упражнение «Тёплый ветер» (2-4 раза) (Вдох через нос, выдох через рот теплым воздухом со звуком «Ха-а», будто согревая руки).

  • Массаж ушных раковин. Энергизация мозга.
  • Три больших хлопка

3. Упражнение №1 «Развитие логики»

В каждом задании даны три слова.

Первое и второе из них находятся в определенной связи.

Надо найти к третьему слову такое четвертое из предложенного ряда слов, которое будет связано так же, как первое со вторым и ЗАПИСАТЬ его в тетрадь.

Например, Рыба - вода = птица -….. (воздух)

Ряд слов:

  • хвост,
  • насекомое,
  • червяк,
  • воздух

Ряды слов:

1. Россия - Москва = Венгрия -…

Ряд слов:

  • Прага,
  • Будапешт,
  • Урал,
  • Ярославль

2. Рот - лицо = пятка -…

Ряд слов:

  • человек,
  • нога,
  • ходить,
  • тело

3. Февраль - март = вторник -…

Ряд слов:

  • воскресенье,
  • месяц,
  • среда
  • неделя

4. Морковь - овощи = фиалка -

Ряд слов:

  • одуванчик,
  • цветы,
  • долина,
  • пахучая

5. Склад - товар = гардероб - …

Ряд слов:

  • клуб,
  • гардеробщица,
  • пальто,
  • театр

Проверка

Внимание правильный ответ!

  • Если ответ верный, то напротив своего ответа ставим «+» (плюс);
  • Если нет, то ставим «-» (минус)

Ответы: 1) Будапешт; 2) нога; 3) среда; 4) цветы; 5)пальто

4. Упражнение №2 «Способность выделять существенное»

Инструкция.

  • Вашему вниманию предлагается ряд слов, в котором пять слов даются в скобках, а одно - перед ними.
  • За 20 секунд следует исключить из скобок, т.е. выделить 2 слова, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками.

Например, Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)

Ответ:…, …. (здание, улица)

Ряды слов:

  • Кольцо (диаметр, проба, округлось,печать,алмаз ) - …
  • Пение (звон, голос, искусство,мелодия,аплодисменты)-...
  • Больница (сад, врач, помещение, радио, больные)-…
  • Война(аэроплан, пушки, сражения, солдаты, ружья) - …
  • Любовь (розы, чувство, человек, город, природа ) - …

Проверка

Внимание правильный ответ!

  • Если ответ верный, то напротив своего ответа ставим «+» (плюс);
  • если нет, то ставим «-» (минус)

Ответы: 1) Диаметр, округлость. 2) Голос, мелодия. 3) Помещение, больные. 4) Сражения, солдаты. 5) Чувство, человек

5. Упражнение №3 «Развитие логической (смысловой) памяти»

Инструкция.

  • Я прочитаю ОДИН раз с интервалом 2 СЕКУНДЫ ДЕСЯТЬ ПАР слов.
  • Через 10 секунд перерыва я буду читать только ПЕРВЫЕ слова.
  • ВТОРОЕ слово каждой пары нужно вспомнить и записать.

Пары слов:

  • Шум - вода;
  • стол - обед;
  • мост - река;
  • рубль - копейка;
  • лес - медведь;
  • дуб - желудь;
  • дичь -выстрел;
  • рой-пчела;
  • час- время;
  • гвоздь - доска

Проверка

  • Внимание правильный ответ!
  • Если ответ верный, то напротив своего ответа ставим «+» (плюс);
  • если нет, то ставим «-» (минус)

Пары слов:

  • Шум - вода;
  • стол - обед;
  • мост - река;
  • рубль - копейка;
  • лес - медведь;
  • дуб - желудь;
  • дичь -выстрел;
  • рой-пчела;
  • час - время;
  • гвоздь - доска

Завершение занятия

Подсчет заработанных баллов каждым участником занятия (кол-во плюсов).

Гимнастика

  • Дыхательная (Сделать вдох на 4 счета, задержать 4 счета дыхание, затем сделать выдох на 4 счета, снова задержать дыхание на 4 счета (3-4 цикла).
  • Для глаз (Круговые движения глазами по часовой стрелке и против (4-6 раз).
  • Для тела (Вращение шеи по часовой стрелке и против (6-8 раз).
    • Наклоны головы вперед, назад, вправо, влево.
    • Движение плечами вверх-назад, вверх-вперед.
    • Упражнения руками «Ножницы», «Колесики»).

Рефлексия

  • Упражнение «Я работал сегодня вот так…»

Ритуал прощания

  • Упражнение «ДО СВИ-ДА-НЬЯ- МЫ!!!»

Литература

  1. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников {Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов).