Цель: развитие творческого мышления и способностей учащихся.
Задачи:
- развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей учащихся;
- развитие гибкости мышления.
Участники: учащиеся 4 классов.
Ход занятия
Приветствие
Упражнение «Здравствуйте!»
Разминка
1. Упражнение «Массаж ладошек»
2. Упражнение «Тёплый ветер» (2-4 раза) (Вдох через нос, выдох через рот теплым воздухом со звуком «Ха-а», будто согревая руки).
- Массаж ушных раковин. Энергизация мозга.
- Три больших хлопка
3. Упражнение №1 «Развитие логики»
В каждом задании даны три слова.
Первое и второе из них находятся в определенной связи.
Надо найти к третьему слову такое четвертое из предложенного ряда слов, которое будет связано так же, как первое со вторым и ЗАПИСАТЬ его в тетрадь.
Например, Рыба - вода = птица -….. (воздух)
Ряд слов:
- хвост,
- насекомое,
- червяк,
- воздух
Ряды слов:
1. Россия - Москва = Венгрия -…
Ряд слов:
- Прага,
- Будапешт,
- Урал,
- Ярославль
2. Рот - лицо = пятка -…
Ряд слов:
- человек,
- нога,
- ходить,
- тело
3. Февраль - март = вторник -…
Ряд слов:
- воскресенье,
- месяц,
- среда
- неделя
4. Морковь - овощи = фиалка - …
Ряд слов:
- одуванчик,
- цветы,
- долина,
- пахучая
5. Склад - товар = гардероб - …
Ряд слов:
- клуб,
- гардеробщица,
- пальто,
- театр
Проверка
Внимание правильный ответ!
- Если ответ верный, то напротив своего ответа ставим «+» (плюс);
- Если нет, то ставим «-» (минус)
Ответы: 1) Будапешт; 2) нога; 3) среда; 4) цветы; 5)пальто
4. Упражнение №2 «Способность выделять существенное»
Инструкция.
- Вашему вниманию предлагается ряд слов, в котором пять слов даются в скобках, а одно - перед ними.
- За 20 секунд следует исключить из скобок, т.е. выделить 2 слова, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками.
Например, Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
Ответ:…, …. (здание, улица)
Ряды слов:
- Кольцо (диаметр, проба, округлось,печать,алмаз ) - …
- Пение (звон, голос, искусство,мелодия,аплодисменты)-...
- Больница (сад, врач, помещение, радио, больные)-…
- Война(аэроплан, пушки, сражения, солдаты, ружья) - …
- Любовь (розы, чувство, человек, город, природа ) - …
Проверка
Внимание правильный ответ!
- Если ответ верный, то напротив своего ответа ставим «+» (плюс);
- если нет, то ставим «-» (минус)
Ответы: 1) Диаметр, округлость. 2) Голос, мелодия. 3) Помещение, больные. 4) Сражения, солдаты. 5) Чувство, человек
5. Упражнение №3 «Развитие логической (смысловой) памяти»
Инструкция.
- Я прочитаю ОДИН раз с интервалом 2 СЕКУНДЫ ДЕСЯТЬ ПАР слов.
- Через 10 секунд перерыва я буду читать только ПЕРВЫЕ слова.
- ВТОРОЕ слово каждой пары нужно вспомнить и записать.
Пары слов:
- Шум - вода;
- стол - обед;
- мост - река;
- рубль - копейка;
- лес - медведь;
- дуб - желудь;
- дичь -выстрел;
- рой-пчела;
- час- время;
- гвоздь - доска
Проверка
- Внимание правильный ответ!
- Если ответ верный, то напротив своего ответа ставим «+» (плюс);
- если нет, то ставим «-» (минус)
Пары слов:
- Шум - вода;
- стол - обед;
- мост - река;
- рубль - копейка;
- лес - медведь;
- дуб - желудь;
- дичь -выстрел;
- рой-пчела;
- час - время;
- гвоздь - доска
Завершение занятия
Подсчет заработанных баллов каждым участником занятия (кол-во плюсов).
Гимнастика
- Дыхательная (Сделать вдох на 4 счета, задержать 4 счета дыхание, затем сделать выдох на 4 счета, снова задержать дыхание на 4 счета (3-4 цикла).
- Для глаз (Круговые движения глазами по часовой стрелке и против (4-6 раз).
-
Для тела (Вращение шеи по часовой стрелке и против (6-8 раз).
- Наклоны головы вперед, назад, вправо, влево.
- Движение плечами вверх-назад, вверх-вперед.
- Упражнения руками «Ножницы», «Колесики»).
Рефлексия
- Упражнение «Я работал сегодня вот так…»
Ритуал прощания
- Упражнение «ДО СВИ-ДА-НЬЯ- МЫ!!!»
Литература
- Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников {Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов).